____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 9 апреля 2014 года N 109
____________________________________________________________________
Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 16 ноября 2009 года N 345 "О долгосрочной целевой программе "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2012 годы" следующие изменения:
1) в наименовании, пунктах 1-5 слова "на 2010-2012 годы" заменить словами "на 2010-2015 годы";
2) долгосрочную целевую программу "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2012 годы" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Вести".
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа
"Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы"
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010-2015 годы" (далее - Программа) |
Цели Программы | Создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона; |
Основные задачи Программы | Совершенствование подготовки и переподготовки кадров для работы в сфере инновационной деятельности; |
Разделы плана мероприятий Программы | Подготовка кадров для работы в инновационной сфере деятельности в Ленинградской области |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы) | Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 303711,4 тыс. рублей, в том числе: |
Показатели эффективности Программы | Социальная эффективность: |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Применяются следующие целевые индикаторы и показатели: |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; |
Разработчик Программы | Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области |
Срок разработки Программы | Первое полугодие 2009 года |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, управление делами Правительства Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Куклин Сергей Борисович - первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, тел. 576-40-14 |
Система управления и контроль за выполнением Программы | Контроль за выполнением мероприятий Программы, целевым использованием бюджетных средств осуществляет Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области |
Программа является продолжением ранее реализуемой в Ленинградской области региональной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы". В рамках выполненных работ определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Ленинградской области, с учетом которых финансировались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для государственных нужд Ленинградской области, осуществлялась подготовка специалистов по специальности "инноватика и менеджмент", оказывались консультационные услуги по разработке бизнес-планов и проведению технической экспертизы инновационных разработок, привлечено дополнительное финансирование, выделяемое на реализацию федеральных целевых программ. Вместе с тем некоторые задачи по развитию региональной инновационной системы остались нерешенными.
В соответствии с федеральными законами от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", от 25 декабря 2008 года N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 года N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности" настоящая Программа определяет развитие региональной инновационной системы, предусматривающей обеспечение экономических, правовых и организационных условий при переходе Ленинградской области на инновационный путь развития на основе внедрения и коммерциализации современных разработок.
В Ленинградской области имеются большие научно-технические возможности, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, значительные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка.
Инновационный потенциал является совокупностью различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, то есть процесса, направленного на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Эффективное использование инновационного потенциала позволяет осуществить переход к новым способам производства. Основой формирования инновационного потенциала является ресурсная составляющая, которая включает виды ресурсов, определяемые по функциональному назначению: материально-технические, информационные, финансовые, кадровые и другие. Так, материально-технические ресурсы в качестве вещественной основы определяют технико-технологическую базу инновационного потенциала, которая впоследствии окажет влияние на масштабы и темпы инновационной деятельности. Второй составляющей инновационного потенциала является результативная составляющая, отражающая конечный результат реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Третья составляющая инновационного потенциала - внутренняя составляющая, обеспечивающая эффективность функционирования всех компонентов инновационного потенциала.
Величина инновационного потенциала является параметром, позволяющим оценивать возможности инновационной деятельности и определять стратегию инновационного развития. Поскольку от состояния инновационного потенциала зависят управленческие решения по выбору и реализации инновационной стратегии, необходима его комплексная оценка.
Инновационный потенциал региона представляет собой систему потенциалов, включающую производственно-технологический, кадровый, информационный, финансовый, научно-технический, организационный, управленческий потенциалы, потенциал инновационной культуры, потребительский сегмент потенциала.
Производственно-технологический, кадровый, информационный и финансовый потенциалы относятся к ресурсной составляющей инновационного потенциала, от их количественного и качественного состава зависит функционирование системы инновационного потенциала в целом.
Инновационный потенциал представляет собой триединую структуру, включающую три обязательных блока:
субъекты, генерирующие инновации;
инновационные посредники;
потребители инноваций.
В свою очередь, под инновационным климатом региона следует понимать совокупность внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на возможность реализации инновационного потенциала.
Важным ресурсом инноваций является кадровый потенциал, а именно персонал, занятый в исследованиях и разработках. Удельный вес исследователей, занятых в исследованиях и разработках, в общей численности занятых в экономике Ленинградской области составляет 0,8 процента (по данным Петростата).
Общая численность работников научных организаций Ленинградской области составляет около 10000 человек, в том числе выполняющих научные исследования и разработки - около 6500 человек, из них 116 докторов наук и более 500 кандидатов наук. Основными направлениями работы научных организаций являются ядерная энергетика и энергосбережение, ядерная физика, прикладная химия, биология и медицина, сельское хозяйство, приборостроение, в том числе лазерное и радиолокационное, рыбоводство, природоохранная деятельность, проектирование территорий, промышленных, жилых объектов и инженерной инфраструктуры.
На территории Ленинградской области расположено около 30 государственных академических и отраслевых институтов, научных центров и высших учебных заведений.
По итогам научной деятельности в 2009 году затраты на научные исследования и разработки составили более 3,5 млрд. рублей, из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ на исследования и разработки направлено более 700 млн. рублей.
Развитие экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к участию в разработке новых видов высокотехнологичной продукции, а также к осуществлению инновационной деятельности в современных экономических условиях.
Состояние кадрового научного потенциала определяется с помощью показателя выпуска аспирантов, используемого при сравнении уровней инновационного развития регионов. В Ленинградской области указанный показатель имеет положительную динамику развития.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Подготовка аспирантов, чел. | 39 | 32 | 27 | 51 | 79 | 110 | 93 | 94 | 86 | 89 |
Выпуск аспирантов, чел. | 10 | 13 | 11 | 3 | 13 | 7 | 14 | 22 | 18 | 16 |
Динамика внутренних текущих затрат на исследования и разработки в процентном отношении к общему объему отгруженной промышленной продукции собственного производства характеризует в процентном отношении финансовые ресурсы субъектов, генерирующих инновации, а также инновационную интенсивность.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки, млн.руб. | 423 | 656 | 863 | 1156 | 1256 | 1570 | 1983 | 2489 | 3371 | 3576 |
Отношение внутренних текущих затрат на исследования и разработки к общему объему отгруженной промышленной продукции собственного производства, проц. | 0,75 | 0,86 | 0,91 | 0,95 | 0,75 | 0,76 | 0,79 | 0,84 | 0,88 | 0,91 |
Количество полученных патентов на 10000 человек населения, занятого в экономике, характеризует изобретательскую активность жителей региона. В настоящее время в Ленинградской области указанный показатель составляет 1,43, что несколько ниже среднего уровня по Российской Федерации.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Количество поданных заявок на изобретение | 243 | 209 | 167 | 143 | 140 | 135 | 153 | 119 | 131 | 159 |
Количество полученных патентов | 153 | 104 | 135 | 140 | 114 | 99 | 110 | 68 | 90 | 121 |
Количество полученных патентов на 10000 человек населения, занятого в экономике | 1,95 | 1,28 | 1,72 | 1,76 | 1,37 | 1,19 | 1,30 | 0,77 | 1,04 | 1,43 |
Показатель отражает результативность деятельности субъектов, генерирующих инновации, характеризует процесс коммерциализации научных достижений и относится к посредническим функциям, поскольку учитывается при разработке новых организационно-финансовых форм, оптимизирующих процесс внедрения научных разработок в экономику региона.
Существенное значение для развития региона имеет показатель, характеризующий деятельность субъектов, генерирующих инновации, - число созданных передовых производственных технологий и число использованных передовых производственных технологий на 10000 предприятий.
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Число созданных передовых производственных технологий/ показатель на 10000 предприятий, проц. | 7/ | 2/ | 2/ | 2/ | 1/ | 3/ | 2/ | 7/ | ||
Число использованных передовых производственных технологий/показа- | 106/ | 104/ | 102/ | 116/ | 151/ | 124/ | 254/ | 258/ | 440/ | 678/ |
Одним из факторов, сдерживающих развитие инновационного потенциала Ленинградской области, является слабая активность предприятий в использовании инноваций. К причинам низкой инновационной активности относятся дефицит денежных средств, трудности в получении кредитов, а также недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, ее информационного и организационного аспектов (отсутствие систематической информации о научных разработках, недостаточность маркетинговых исследований, отсутствие или неразвитость посреднических структур, способствующих коммерциализации научных достижений).
Важным показателем, характеризующим субъектов-потребителей инноваций, является объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) от общего объема промышленной отгруженной продукции (работ, услуг).
2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Объем отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) от общего объема отгруженной промышленной продукции (работ, услуг), проц. | 1,20 | 1,30 | 0,90 | 0,40 | 0,44 | 0,37 | 0,36 | 0,35 | 1,30 | 1,42 |