ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе
"Научно-техническое и инновационное развитие
Ленинградской области на 2004-2008 годы"
*

(с изменениями на 29 декабря 2006 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 7 декабря 2005 года N 109-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 63, 14.12.2005);

Законом Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 4, 22.02.2007).

____________________________________________________________________

_______________________________________

* На основании Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз в наименовании и тексте закона слова "на 2004-2006 годы" заменены словами "на 2004-2008 годы". - См. предыдущую редакцию.

(Принят
 Законодательным собранием
 Ленинградской области
14 октября 2004 года)


Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы".


Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
     Ленинградской области
 В.Сердюков



Санкт-Петербург

5 ноября 2004 года

N 84-оз

   Приложение

УТВЕРЖДЕНА
     областным законом
     от 5 ноября 2004 года N 84-оз

     

Региональная целевая программа
"Научно-техническое и инновационное развитие
Ленинградской области на 2004-2008 годы"

(с изменениями на 29 декабря 2006 года)

Паспорт
региональной целевой программы
"Научно-техническое и инновационное развитие
Ленинградской области на 2004-2008 годы"

(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
 см. предыдущую редакцию)    

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки, в том числе постановление (распоряжение) об утверждении Программы или задания на ее разработку

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2473п-П7; протокол заседания Правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 8; постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 23 апреля 2002 года N 249 "О разработке региональной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 10 октября 2002 года N 181 "Об участии региональной науки в экономическом и социальном развитии Ленинградской области"; Методические рекомендации по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области, утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54

Период реализации Программы

2004-2008 годы

Цель Программы

Создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития Ленинградской области за счет роста конкурентоспособности продукции, эффективное использование научно-технического потенциала, решение задач социально-экономического развития

Основные задачи, мероприятия Программы

Формирование нормативно-правовой базы по обеспечению инновационной деятельности на территории Ленинградской области.
Развитие инфраструктуры по поддержке инновационной деятельности и передаче результатов научно-технических разработок в промышленный сектор экономики.
Реализация механизма финансирования инновационных проектов с переходом от бюджетного финансирования к внебюджетным источникам.
Выполнение мероприятий по поддержке предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере

Объем предусмотренных в рамках Программы финансовых ресурсов на 2004-2005 годы

2004 год - 6200 тысяч рублей (областной бюджет)
2005 год - 33080 тысяч рублей (областной бюджет)

Объем финансовых средств, запланированных по Программе на текущий год

2006 год - 18330 тысяч рублей (областной бюджет)

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

Областной бюджет - 42665 тысяч рублей, в том числе:
2007 год - 20346 тысяч рублей
2008 год - 22319 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Формирование нормативно-правовой базы для обеспечения инновационной деятельности на территории Ленинградской области, инфраструктура продвижения инновационных проектов от разработки до внедрения в промышленность, информационная система обеспечения инновационного процесса.
Общий экономический эффект от реализации дополнительного объема продукции, выпускаемой созданными инновационно активными предприятиями, составит 180-200 миллионов рублей в год при достижении данными предприятиями запланированных показателей.
Совокупный объем налоговых поступлений после выхода создаваемых инновационных предприятий на запланированные показатели составит 20 миллионов рублей в год. Таким образом, окупаемость бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Программы, составляет 5,5 года

Представитель заказчика Программы

Комитет экономического развития Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Комитет экономического развития Ленинградской области, государственное учреждение "Агентство экономического развития Ленинградской области"

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Куклин Сергей Борисович - заместитель председателя комитета экономического развития Ленинградской области, тел. 576-40-14

Система организации контроля за выполнением Программы

Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития Двас Григорий Викторович. Комитет экономического развития Ленинградской области обеспечивает оценку эффективности Программы в ходе ее реализации. Система управления предусматривает постоянный мониторинг достигнутых результатов с коррекцией Программы на основе накопленного опыта и контроля запланированных показателей

 

     

Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

1. Анализ исходной ситуации и обоснование Программы


В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции и (или) новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.

Стабилизационные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что в Ленинградской области намечается снижение объема инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий региона.

Таблица 1  



Удельный вес инновационной продукции в общем объеме
продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области

(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
 см. предыдущую редакцию)    

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Количество в процентах от общего объема выпускаемой продукции

5,9

7,0

1,2

1,3

1,1

1,0

1,2

1,21


Ленинградская область сохраняет достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. На начало 2003 года на территории Ленинградской области зарегистрировано свыше 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 5 высших учебных заведений. В данных организациях трудятся около 12 тысяч специалистов, в том числе 154 доктора наук и более 780 кандидатов наук.

Несомненно, что значительная роль в разработке и внедрении передовых технологий в регионе должна принадлежать научным организациям Ленинградской области. Ежегодно проводимые выставки научно-технических разработок научно-исследовательских и проектных организаций региона показали, что в организациях имеется значительный научный и научно-технический задел для положительного решения большого объема задач.

В связи с этим развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами.

Основными принципами, на базе которых формируется политика Правительства Ленинградской области в части развития научно-технической и инновационной деятельности, являются получение новых знаний в области прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, новых технологий и материалов, развитие экспортного научно-технического потенциала, формирование рынка научно-технической продукции, эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности и вовлечение ее в хозяйственный оборот.

Разработка и внедрение высоких технологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Ленинградской области, то есть переход на инновационный путь развития, требует серьезной работы по созданию соответствующей поставленным задачам рыночно ориентированной комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области при активном государственном участии в ходе ее создания и функционирования.

Приоритеты развития науки и техники в регионе определяются с учетом приоритетов социально-экономического развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективы и имеющегося научно-технического и инновационного потенциала. В Ленинградской области в целях создания необходимых условий для реализации научно-технической политики в интересах социально-экономического развития региона утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ленинградской области до 2008 года в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации Основами политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Ленинградской области формируются на основе выявления и определения путей решения важнейших научно-технических проблем, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона. На период до 2008 года этими направлениями являются: разработка и внедрение безотходных, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий; экология и рациональное природопользование; информационные и телекоммуникационные технологии; перспективные технологии топливно-энергетического комплекса; диагностика, профилактика и лечение заболеваний населения; производство и переработка сельскохозяйственного сырья; совершенствование региональной транспортной системы. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники, конкретизированные до уровня проектов, являются основой при принятии решений по государственной поддержке разработки, формирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области. Ежегодно с 2001 года из областного бюджета по разделу "Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса" выделяются средства на финансирование работ, отобранных на конкурсной основе, ориентированных на реализацию приоритетных направлений. В таблице 2 показаны объемы финансирования работ для государственных нужд Ленинградской области из средств областного бюджета (абзац в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, - см. предыдущую редакцию).

Таблица 2

     

Объемы финансирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ для государственных нужд
Ленинградской области из средств областного бюджета

(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
 см. предыдущую редакцию)    

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Объем финансирования (млн.руб.)

10,9

15,0

19,0

26,3

26,0

27,6


Использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных за счет средств областного бюджета, составит основу для внедрения в предпринимательский сектор экономики новых наукоемких технологий для производства конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка освоения инноваций направлена на решение научно-технических проблем, ориентированных на получение научно-технической продукции с высоким потенциалом рыночной реализации. Выбор инновационных проектов будет осуществляться с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ленинградской области. Координация усилий органов исполнительной власти области, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий предусматривает создание благоприятных условий для развития инновационной системы региона.

В целях развития фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач социально-экономического развития Ленинградской области, сохранения научного интеллектуального потенциала учреждены 40 именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области. Ежегодно из средств областного бюджета на конкурсной основе осуществляется финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области, предварительно рассмотренных на Научно-техническом совете при Губернаторе Ленинградской области. Данное положение определяет необходимость перехода предпринимательского сектора экономики на инновационный путь развития.

Основное содержание процессов преобразования и перехода промышленности на инновационный путь развития включает комплекс экономических и организационно-правовых мер стимулирования инновационной деятельности на территории Ленинградской области. В этом процессе возникают проблемы как у хозяйствующих субъектов, желающих промышленно осваивать технологические инновации, так и у создателей технических инноваций. Практически отсутствует обратная связь между научно-техническими разработками и рынком: научными организациями не учитываются потребности производителей продукции. Большое количество научно-технических разработок остаются на уровне идей, которые не доводятся до выпуска востребованного рынком продукта. Существующие научные коллективы нацелены на решение задач, которые часто не имеют выхода в виде конечного продукта, результаты их научно-технической деятельности не востребованы. Это обусловлено тем, что направления работ сформированы без учета потребностей рынка. При современном уровне научно-технических разработок ученые испытывают трудности в коммерциализации результатов своего труда в связи с отсутствием возможностей оценки рыночного потенциала создаваемой продукции. Отсутствуют механизм привлечения инвестиций в инновационную сферу, а также рыночно-ориентированные структуры, которые могли бы выступить заказчиком научно-технической продукции.

Недостаток финансовых средств у хозяйствующих субъектов при внедрении на промышленных предприятиях инновационных разработок является одной из основных причин, сдерживающих освоение новых видов конкурентоспособной продукции и технологий. Банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют такие высоко рискованные операции, как финансирование всего инновационного процесса. Причинами этого являются несовершенство системы финансово-кредитных механизмов, поддерживающих инновационную деятельность. Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет многих создателей инноваций отказаться от их внедрения. В этих условиях на начальном этапе поддержки инновационных процессов без кредитных институтов, осуществляющих поддержку и развитие научно-технической и инновационной деятельности, невозможно внедрять результаты прикладных научных исследований, выводить их на отечественный и зарубежный рынки, а также проводить реструктуризацию и развитие научно-технической сферы.

Во многих странах существует практика создания кредитных институтов с участием государства в целях финансирования инновационной деятельности. Такие структуры, предоставляющие гарантии, позволяют значительно снизить объем привлекаемых бюджетных средств и риск банка за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом, которым является созданная с участием государства специализированная организация.

В последние годы наметилась тенденция к абсолютному количественному сокращению высококвалифицированных специалистов, выполняющих научно-исследовательские разработки. Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что число аспирантов, обучающихся в научно-исследовательских организациях, за последнее время снизилось.

Таблица 3     

     
Число аспирантов в научно-исследовательских организациях
Ленинградской области

(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
 см. предыдущую редакцию)    

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Всего аспирантов (чел.)

44

42

39

32

27

51

79

110

Выпуск аспирантов (чел.)

18

16

10

13

11

3

13

7


Развитие экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рынка. Особое внимание следует уделить подготовке, переподготовке или повышению квалификации научных кадров, способных участвовать в инновационной деятельности в современных условиях.

Таким образом, состояние инновационной сферы деятельности в регионе можно характеризовать как требующее принятия радикальных мер по ее становлению и развитию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»