(с изменениями на 29 декабря 2006 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 7 декабря 2005 года N 109-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 63, 14.12.2005);
Законом Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 4, 22.02.2007).
____________________________________________________________________
_______________________________________
* На основании Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз в наименовании и тексте закона слова "на 2004-2006 годы" заменены словами "на 2004-2008 годы". - См. предыдущую редакцию.
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
14 октября 2004 года)
Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы".
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
5 ноября 2004 года
N 84-оз
УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 5 ноября 2004 года N 84-оз
Региональная целевая программа
"Научно-техническое и инновационное развитие
Ленинградской области на 2004-2008 годы"
(с изменениями на 29 декабря 2006 года)
(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
см. предыдущую редакцию)
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки, в том числе постановление (распоряжение) об утверждении Программы или задания на ее разработку | Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2473п-П7; протокол заседания Правительственной комиссии по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 8; постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 23 апреля 2002 года N 249 "О разработке региональной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области"; постановление Правительства Ленинградской области от 10 октября 2002 года N 181 "Об участии региональной науки в экономическом и социальном развитии Ленинградской области"; Методические рекомендации по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области, утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54 |
Период реализации Программы | 2004-2008 годы |
Цель Программы | Создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития Ленинградской области за счет роста конкурентоспособности продукции, эффективное использование научно-технического потенциала, решение задач социально-экономического развития |
Основные задачи, мероприятия Программы | Формирование нормативно-правовой базы по обеспечению инновационной деятельности на территории Ленинградской области. |
Объем предусмотренных в рамках Программы финансовых ресурсов на 2004-2005 годы | 2004 год - 6200 тысяч рублей (областной бюджет) |
Объем финансовых средств, запланированных по Программе на текущий год | 2006 год - 18330 тысяч рублей (областной бюджет) |
Объем финансирования, необходимый для завершения Программы | Областной бюджет - 42665 тысяч рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Формирование нормативно-правовой базы для обеспечения инновационной деятельности на территории Ленинградской области, инфраструктура продвижения инновационных проектов от разработки до внедрения в промышленность, информационная система обеспечения инновационного процесса. |
Представитель заказчика Программы | Комитет экономического развития Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы | Комитет экономического развития Ленинградской области, государственное учреждение "Агентство экономического развития Ленинградской области" |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Куклин Сергей Борисович - заместитель председателя комитета экономического развития Ленинградской области, тел. 576-40-14 |
Система организации контроля за выполнением Программы | Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития Двас Григорий Викторович. Комитет экономического развития Ленинградской области обеспечивает оценку эффективности Программы в ходе ее реализации. Система управления предусматривает постоянный мониторинг достигнутых результатов с коррекцией Программы на основе накопленного опыта и контроля запланированных показателей |
В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции и (или) новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.
Стабилизационные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что в Ленинградской области намечается снижение объема инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий региона.
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме
продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области
(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
см. предыдущую редакцию)
1998 год | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
Количество в процентах от общего объема выпускаемой продукции | 5,9 | 7,0 | 1,2 | 1,3 | 1,1 | 1,0 | 1,2 | 1,21 |
Ленинградская область сохраняет достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. На начало 2003 года на территории Ленинградской области зарегистрировано свыше 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 5 высших учебных заведений. В данных организациях трудятся около 12 тысяч специалистов, в том числе 154 доктора наук и более 780 кандидатов наук.
Несомненно, что значительная роль в разработке и внедрении передовых технологий в регионе должна принадлежать научным организациям Ленинградской области. Ежегодно проводимые выставки научно-технических разработок научно-исследовательских и проектных организаций региона показали, что в организациях имеется значительный научный и научно-технический задел для положительного решения большого объема задач.
В связи с этим развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами.
Основными принципами, на базе которых формируется политика Правительства Ленинградской области в части развития научно-технической и инновационной деятельности, являются получение новых знаний в области прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, новых технологий и материалов, развитие экспортного научно-технического потенциала, формирование рынка научно-технической продукции, эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности и вовлечение ее в хозяйственный оборот.
Разработка и внедрение высоких технологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Ленинградской области, то есть переход на инновационный путь развития, требует серьезной работы по созданию соответствующей поставленным задачам рыночно ориентированной комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области при активном государственном участии в ходе ее создания и функционирования.
Приоритеты развития науки и техники в регионе определяются с учетом приоритетов социально-экономического развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективы и имеющегося научно-технического и инновационного потенциала. В Ленинградской области в целях создания необходимых условий для реализации научно-технической политики в интересах социально-экономического развития региона утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ленинградской области до 2008 года в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации Основами политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Ленинградской области формируются на основе выявления и определения путей решения важнейших научно-технических проблем, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона. На период до 2008 года этими направлениями являются: разработка и внедрение безотходных, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий; экология и рациональное природопользование; информационные и телекоммуникационные технологии; перспективные технологии топливно-энергетического комплекса; диагностика, профилактика и лечение заболеваний населения; производство и переработка сельскохозяйственного сырья; совершенствование региональной транспортной системы. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники, конкретизированные до уровня проектов, являются основой при принятии решений по государственной поддержке разработки, формирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области. Ежегодно с 2001 года из областного бюджета по разделу "Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса" выделяются средства на финансирование работ, отобранных на конкурсной основе, ориентированных на реализацию приоритетных направлений. В таблице 2 показаны объемы финансирования работ для государственных нужд Ленинградской области из средств областного бюджета (абзац в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года Законом Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, - см. предыдущую редакцию).
Объемы финансирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ для государственных нужд
Ленинградской области из средств областного бюджета
(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
см. предыдущую редакцию)
2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Объем финансирования (млн.руб.) | 10,9 | 15,0 | 19,0 | 26,3 | 26,0 | 27,6 |
Использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных за счет средств областного бюджета, составит основу для внедрения в предпринимательский сектор экономики новых наукоемких технологий для производства конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка освоения инноваций направлена на решение научно-технических проблем, ориентированных на получение научно-технической продукции с высоким потенциалом рыночной реализации. Выбор инновационных проектов будет осуществляться с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ленинградской области. Координация усилий органов исполнительной власти области, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий предусматривает создание благоприятных условий для развития инновационной системы региона.
В целях развития фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач социально-экономического развития Ленинградской области, сохранения научного интеллектуального потенциала учреждены 40 именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области. Ежегодно из средств областного бюджета на конкурсной основе осуществляется финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области, предварительно рассмотренных на Научно-техническом совете при Губернаторе Ленинградской области. Данное положение определяет необходимость перехода предпринимательского сектора экономики на инновационный путь развития.
Основное содержание процессов преобразования и перехода промышленности на инновационный путь развития включает комплекс экономических и организационно-правовых мер стимулирования инновационной деятельности на территории Ленинградской области. В этом процессе возникают проблемы как у хозяйствующих субъектов, желающих промышленно осваивать технологические инновации, так и у создателей технических инноваций. Практически отсутствует обратная связь между научно-техническими разработками и рынком: научными организациями не учитываются потребности производителей продукции. Большое количество научно-технических разработок остаются на уровне идей, которые не доводятся до выпуска востребованного рынком продукта. Существующие научные коллективы нацелены на решение задач, которые часто не имеют выхода в виде конечного продукта, результаты их научно-технической деятельности не востребованы. Это обусловлено тем, что направления работ сформированы без учета потребностей рынка. При современном уровне научно-технических разработок ученые испытывают трудности в коммерциализации результатов своего труда в связи с отсутствием возможностей оценки рыночного потенциала создаваемой продукции. Отсутствуют механизм привлечения инвестиций в инновационную сферу, а также рыночно-ориентированные структуры, которые могли бы выступить заказчиком научно-технической продукции.
Недостаток финансовых средств у хозяйствующих субъектов при внедрении на промышленных предприятиях инновационных разработок является одной из основных причин, сдерживающих освоение новых видов конкурентоспособной продукции и технологий. Банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют такие высоко рискованные операции, как финансирование всего инновационного процесса. Причинами этого являются несовершенство системы финансово-кредитных механизмов, поддерживающих инновационную деятельность. Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет многих создателей инноваций отказаться от их внедрения. В этих условиях на начальном этапе поддержки инновационных процессов без кредитных институтов, осуществляющих поддержку и развитие научно-технической и инновационной деятельности, невозможно внедрять результаты прикладных научных исследований, выводить их на отечественный и зарубежный рынки, а также проводить реструктуризацию и развитие научно-технической сферы.
Во многих странах существует практика создания кредитных институтов с участием государства в целях финансирования инновационной деятельности. Такие структуры, предоставляющие гарантии, позволяют значительно снизить объем привлекаемых бюджетных средств и риск банка за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом, которым является созданная с участием государства специализированная организация.
В последние годы наметилась тенденция к абсолютному количественному сокращению высококвалифицированных специалистов, выполняющих научно-исследовательские разработки. Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что число аспирантов, обучающихся в научно-исследовательских организациях, за последнее время снизилось.
Число аспирантов в научно-исследовательских организациях
Ленинградской области
(в редакции, введенной в действие с 22 февраля 2007 года
Закона Ленинградской области от 29 декабря 2006 года N 196-оз, -
см. предыдущую редакцию)
1998 год | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |
Всего аспирантов (чел.) | 44 | 42 | 39 | 32 | 27 | 51 | 79 | 110 |
Выпуск аспирантов (чел.) | 18 | 16 | 10 | 13 | 11 | 3 | 13 | 7 |
Развитие экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рынка. Особое внимание следует уделить подготовке, переподготовке или повышению квалификации научных кадров, способных участвовать в инновационной деятельности в современных условиях.
Таким образом, состояние инновационной сферы деятельности в регионе можно характеризовать как требующее принятия радикальных мер по ее становлению и развитию.