Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 августа 2011 года N 216-р

О внесении изменения в распоряжение комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 73-р



1. Внести изменение в Приложение к распоряжению Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 73-р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры", изложив Приложение к распоряжению в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Контроль за выполнением распоряжения остается за заместителем председателя Комитета Колосовой Г.В.

Председатель Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
А.Н.Ржаненков

     

Приложение
к распоряжению Комитета
по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 19 августа 2011 года N 216-р

     

Методические рекомендации
по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры

1. Введение


Настоящие Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) предназначены для работников территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - администрации районов), а также для организаций независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, и устанавливают соответствие объектов социальной инфраструктуры нормативным требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа к этим объектам инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - нормативные требования). Основным способом получения информации о доступности объектов является обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры на соответствие нормативным требованиям, оформленное соответствующим документом (актом, анкетой).

Результаты обследования (анкетирования) объектов являются основой для формирования:

- мероприятий по приведению объектов социальной инфраструктуры (далее - ОСИ) в соответствие с нормативными требованиями и созданию в конечном итоге условий для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ;

- электронных паспортов ОСИ;

- карт доступности ОСИ районов.

Методические рекомендации позволят:

- унифицировать процесс обследования ОСИ на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН);

- автоматизировать процесс обработки информации о степени доступности ОСИ для МГН посредством подсистемы "Доступная среда" автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - подсистема "Доступная среда");

- оптимизировать управленческие решения по приведению мероприятий по обеспечению доступности ОСИ для МГН в соответствие с нормативными требованиями.

2. Основные понятия


Анкетирование ОСИ на предмет их доступности для МГН (далее - анкетирование) - сбор сведений о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН.

Доступность (безбарьерность) - свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.

Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

Объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, банковского, гостиничного, туристического, санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по предоставлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений, а также все виды железнодорожного, воздушного, водного, междугородного автомобильного транспорта, городского и пригородного пассажирского транспорта.

Система средств информации (информационные средства) - совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.

Понятия и термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, не указанные в настоящем пункте, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

3. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры

Для определения ОСИ, подлежащих обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН и последующего формирования Реестра ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга и негосударственных учреждений (организаций), а также государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (далее - Реестр ОСИ), целесообразно привлечь к указанной работе районный центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, при его отсутствии, структурное подразделение районного комплексного центра социального обслуживания населения, занимающегося социальной реабилитацией инвалидов (далее - Центр). Реестр ОСИ формируется по форме в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям.

Результатом обследования ОСИ на предмет доступности для МГН является заполненная анкета по определению доступности ОСИ для инвалидов и других МГН (далее - Анкета).

Анкета (приложение N 2 к Методическим рекомендациям) разработана на основании нормативных документов по обеспечению доступности ОСИ для МГН и с учетом дальнейшей автоматизированной обработки в подсистеме "Доступная среда". Инструкция по заполнению Анкеты приведена в приложении N 1 к Анкете. Пример заполнения Анкеты приведен в приложении N 2 к Анкете.

Анкетированию подлежат все введенные в эксплуатацию ОСИ.

Перечень приоритетных видов объектов социальной, транспортной, производственной инфраструктуры, подлежащих первоочередному анкетированию, представлен в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

Перечень нормативно-методических документов, которыми следует руководствоваться при проведении анкетирования объектов социальной инфраструктуры, приведен в приложении N 4 к Методическим рекомендациям.

В администрациях районов Санкт-Петербурга создаются комиссии, занимающиеся вопросами доступности ОСИ для МГН. Для организации и координации деятельности по вопросам обеспечения доступности ОСИ для МГН в целях приведения к единообразию деятельности вышеуказанных комиссий рекомендуется именовать их "Комиссия по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - Комиссия). Примерное положение о Комиссии представлено в приложении N 5 к Методическим рекомендациям.

Заполненная Анкета пересылается в Комиссию администрации района Санкт-Петербурга по месту территориального расположения объекта.

3.1. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в государственных ОСИ, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга

В соответствии с п.1.1 распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2008 N 44-рп "Об организации работы администраций районов Санкт-Петербурга по обеспечению капитального и текущего ремонта зданий и помещений государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга" в районах Санкт-Петербурга созданы государственные учреждения - службы заказчика (далее - районные службы заказчика).

Учитывая цели и задачи районных служб заказчиков, рекомендуется возложить обязанности по оказанию содействия в формировании перечня работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, на районную службу заказчика.

Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 1 (приложение N 6 к Методическим рекомендациям).

3.2. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга

Важное значение для жизнедеятельности инвалидов имеют ОСИ негосударственных учреждений (организаций) - магазины, аптеки, рынки, кредитно-финансовые организации, учреждения культуры, общественного питания, бытового обслуживания и др. Эти организации в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должны также создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ.

Анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также ОСИ государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, может проводиться двумя способами.

3.2.1. Первый способ - организация, которой принадлежит ОСИ (в том числе на правах аренды) и которая добровольно намерена обеспечить доступность ОСИ для МГН, заполняет направленную Центром Анкету. Заполненная Анкета вместе с фотографиями существующих зон ОСИ подлежит передаче в Комиссию или Центр.

При осуществлении этой работы необходимо также информировать руководителей учреждений (организаций) о том, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 14.07.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург" арендаторам возмещаются затраты на создание для инвалидов беспрепятственного доступа к ОСИ.

Учреждения (организации) на договорной основе могут привлекать к анкетированию ОСИ другие организации, осуществляющие свою деятельность согласно уставным документам, в области обеспечения условий доступности ОСИ для МГН.

Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий N 2 (приложение N 7 к Методическим рекомендациям).

3.2.2. Второй способ - анкетирование (с уведомлением владельцев ОСИ) членами Комиссии, назначенными руководителями администраций районов. Этот способ применяется, когда владельцы ОСИ уклоняются от создания условий для беспрепятственного доступа МГН. Результаты анкетирования и выводы по ним, подписанные председателем Комиссии, передаются в соответствующие инстанции (судебные, органы прокуратуры) для привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Этот способ применяется также и в других случаях, когда необходимо провести анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (по обращениям граждан, по указанию руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга), анкетирование построенных и находящихся в стадии приемки в эксплуатацию законченных строительством ОСИ и в других случаях, требующих оперативного проведения анкетирования.

4. Порядок разработки плана мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

ОСИ, прошедшие процедуру анкетирования и согласования в Комиссии, включаются в План мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН к ОСИ (далее - План) на следующий год, форма и пример составления Плана приведены в приложении N 8 к Методическим рекомендациям.

ОСИ, включенные в План, группируются по разделам Перечня приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, которые должны быть доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения, приведенного в приложении N 3 к Методическим рекомендациям. Единообразие видов ОСИ необходимо для дальнейшего автоматизированного учета деятельности по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

В числе первоочередных и обязательных мероприятий Комиссией предусматриваются мероприятия по обеспечению доступности для МГН тех учреждений, которые чаще всего посещают инвалиды (аптеки, продовольственные магазины, супермаркеты, кредитно-финансовые организации, рынки, общественные туалеты и т.п.). Включение в План негосударственного учреждения (организации) осуществляется по согласованию с владельцами ОСИ негосударственного учреждения (организации).

План утверждается соответствующим распоряжением администрации района Санкт-Петербурга.

Контроль за выполнением мероприятий Плана (сбор и анализ информации от исполнителей мероприятий, организация проверок выполнения мероприятий) осуществляется Комиссией.

Сбор информации о выполнении в администрации района Плана организовывать с периодичностью 1 раз в полугодие (до 12 июля и до 12 января) и в целях обобщения полученных сведений направлять отчет об их исполнении в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга до 15 июля и до 15 января по форме, указанной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям,
утвержденным распоряжением
Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 19 августа 2011 года N 216-р

     

Реестр
объектов социальной инфраструктуры государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга/негосударственных учреждений (организаций), а также государственных учреждений, неподведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, расположенных на территории района

(нужное подчеркнуть)


N п/п

Наименование (полное) ОСИ

Вид ОСИ*

Ф.И.О. руководителя ОСИ, если нет вышестоящей организации, указать наименование и организационно-
правовую форму

Фактический адрес ОСИ (или подробное месторасположение ОСИ, если отсутствует конкретный адрес), телефон/факс. Юридический адрес, если нет вышестоящей организации

Наименование вышестоящей организации с указанием организационно-
правовой формы, Ф.И.О. руководителя

Юридический адрес вышестоящей организации, телефон/факс

1

2

3

4

5

6

7

Пример заполнения

1

Продовольственный магазин

Магазин

Петров М.Т.
ЗАО "РЕСУРС"

Факт. адрес: СПб, пр.Ветеранов, д.5, к.2,
т. 111-11-11; факс 222-33-44. Юр. адрес: СПб, Невский пр., д.78,
т/ф. 222-22-22

2

ГОУ СОШ N 134

Здания учреждения общего и профессионального образования

Перова Е.О.

Невский пр., д.54, к.4,
т/ф. 667-78-89

Администрация Центрального района
Щербакова Мария Дмитриевна

191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д.176
Телефон: 274-2441
Факс: 274-22-26

_______________

* Вид ОСИ указывается в соответствии с Перечнем приоритетных видов объектов социальной, транспортной, производственной инфраструктуры, подлежащих первоочередному анкетированию.

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям,
утвержденным распоряжением
Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 19 августа 2011 года N 216-р


АНКЕТА
по определению доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения для формирования электронного паспорта объекта

Название объекта социальной инфраструктуры (далее - объекта)

(указывается наименование объекта, например: "Карусель", "Пятерочка", продовольственный магазин, аптека и т.п.)

Вид объекта

(указывается вид объекта: магазин, аптека, кинотеатр и др.)

Фактический адрес объекта

Общая площадь объекта

(указывается общая площадь в кв.м)

Этаж/этажи расположения объекта

(указываются этажи, на которых расположен объект, например: 1, 2 этажи; 3, 4, 5 этажи)

Кадастровый номер объекта

Юридический адрес организации владельца (арендатора) объекта

(заполняется в случае отсутствия вышестоящей организации)

Должность, Ф.И.О. руководителя

Телефон, факс

E-mail

Наименование вышестоящей организации

(указывается организационно-правовая форма, название организации)

Юридический адрес вышестоящей организации

Телефон, факс руководителя вышестоящей организации

E-mail руководителя вышестоящей организации

Должность, Ф.И.О. руководителя вышестоящей

организации