ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2011 года N 292
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы"
(с изменениями на 9 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 12 мая 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 5 мая 2014 года N 158
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 8 октября 2012 года N 306 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 100, 16.11.2012);
постановлением Правительства Ленинградской области от 21 февраля 2013 года N 34 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 16, 01.04.2013);
постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2013 года N 133 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 06.06.2013);
постановлением Правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 года N 334 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 14.10.2013).
____________________________________________________________________
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", в целях материально-технической поддержки добровольной пожарной охраны и укрепления пожарной безопасности на территории Ленинградской области Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы".
2. Комитету правопорядка и безопасности Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусмотреть ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на председателя комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области Смирнова С.Н.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 8 октября 2012 года N 306. - См. предыдущую редакцию)
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа
"Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы"
(с изменениями на 9 октября 2013 года)
(с изменениями на 9 октября 2013 года)
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Цели Программы | Реализация государственной политики по укреплению мер пожарной безопасности на территории Ленинградской области, защита здоровья и жизни граждан, сокращение материальных потерь от пожаров, создание условий для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности |
Основные задачи Программы | Совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности на территории Ленинградской области; |
Разделы Программы | Организационные мероприятия |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Всего - 160610,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 139510,0 тыс. рублей, средства бюджетов муниципальных образований - 21100,0 тыс. рублей, из них:
|
(Позиция в редакции, введенной в действие с 14 октября 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 года N 334. - См. предыдущую редакцию) | |
Показатели эффективности Программы | Показателями социально-экономической эффективности Программы являются (по отношению к показателям базового 2010 года); |
увеличение стоимости спасенного от пожаров имущества на 11,6 проц. (30000,0 тыс. рублей) (базовый показатель - 256883,0 тыс. рублей), в том числе: | |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Строительство пожарных постов на две автомашины на территории двух муниципальных образований - два здания: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 июня 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2013 года N 133. - См. предыдущую редакцию) | |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; |
Разработчик Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области |
Срок разработки Программы | 2011 год |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области; администрации муниципальных образований Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Смирнов Сергей Николаевич - председатель комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области, тел. 274-96-60 |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 июня 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2013 года N 133. - См. предыдущую редакцию) | |
Управление и контроль за выполнением Программы | Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области представляет отчет о результатах реализации Программы ежеквартально в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области. |
Долгосрочная целевая программа "Совершенствование добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2012-2014 годы" разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", областным законом от 21 декабря 2006 года* N 169-оз "О пожарной безопасности Ленинградской области", постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области", а также распоряжением Правительства Ленинградской области от 25 ноября 2009 года N 560-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие добровольной пожарной охраны на территории Ленинградской области на 2011-2012 годы".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 25 декабря 2006 года". - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящее время остро стоит проблема организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в муниципальных образованиях Ленинградской области, в том числе в населенных пунктах, расположенных на значительных расстояниях от подразделений государственной противопожарной службы.
Анализ произошедших пожаров показал, что 72 процента пожаров произошло в сельской местности и садоводствах, расположенных вне зоны нормативного времени прибытия первых пожарных подразделений.
Имеющиеся подразделения государственной противопожарной службы расположены в основном в административных центрах и не в состоянии обеспечить оперативное выполнение возложенных на них задач по тушению пожаров в удаленных поселениях.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, утвержденный Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (далее - Технический регламент).
Техническим регламентом установлено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях городских поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова в городских поселениях не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Анализ состояния дислокации сил и средств территориального и местных гарнизонов пожарной охраны Ленинградской области, а также результаты изучения сведений о численности населения и количестве населенных пунктов, находящихся в зоне и вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений государственной противопожарной службы, позволяют сделать следующие выводы:
1) из 2945 населенных пунктов Ленинградской области:
569 населенных пунктов (19,3 процента), 743,3 тыс. человек (45,4 процента) защищены подразделениями федеральной противопожарной службы;
1244 населенных пункта (42,3 процента), 711,5 тыс. человек (43,4 процента) защищены подразделениями противопожарной службы Ленинградской области;
1132 населенных пункта (38,4 процента), 182,53 тыс. человек (11,2 процента) находятся вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны;
2) наибольшее количество населенных пунктов, находящихся вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны, остается во Всеволожском, Гатчинском, Кировском и Лужском муниципальных районах;
3) в зоне высокой пожарной опасности в летний период может оказаться 434 населенных пункта, в которых находятся 38814 жилых домов и проживает около 239 тыс. человек, в том числе: Волосовский район - 45 населенных пунктов, Волховский район - 76 населенных пунктов, Всеволожский район - 42 населенных пункта, Выборгский район - 22 населенных пункта, Гатчинский район - 9 населенных пунктов, Кингисеппский район - 42 населенных пункта, Киришский район - 2 населенных пункта, Кировский район - 25 населенных пунктов, Лодейнопольский район - 23 населенных пункта, Ломоносовский район - 17 населенных пунктов, Лужский район - 20 населенных пунктов, Подпорожский район - 6 населенных пунктов, Приозерский район - 10 населенных пунктов, Сланцевский район - 21 населенный пункт, Тихвинский район - 54 населенных пункта, Тосненский район - 20 населенных пунктов.
Сложившееся положение требует незамедлительного принятия мер органами государственной власти и органами местного самоуправления по решению вопросов обеспечения пожарной охраны населенных пунктов, находящихся вне зоны нормативного времени прибытия первых подразделений пожарной охраны, и выделению необходимых средств для укрепления материально-технической базы подразделений противопожарной службы.
Развитие добровольной пожарной охраны является одним из важных направлений совершенствования профилактики и борьбы с пожарами в общей системе обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" добровольная пожарная охрана является одним из элементов системы обеспечения пожарной безопасности страны.
Привлечение граждан к мероприятиям, направленным на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, оказывает существенное влияние на оперативную обстановку с пожарами. При этом расширяется круг лиц, участвующих в профилактике и тушении пожаров, кроме того, подразделения и органы управления Государственной противопожарной службы получают дополнительный источник информации о противопожарном состоянии населенных пунктов и объектов национальной экономики.
Согласно статистическим данным в целом по России за последние десять лет значительно сократились ресурсы добровольной пожарной охраны, что негативно сказывается на показателях оперативной работы.
Аналогичная ситуация имеет место и на территории Ленинградской области. За последние десять лет количество подразделений добровольной пожарной охраны, имеющих пожарную технику (автоцистерны, мотопомпы), сократилось с 334 до 47 (в 7,1 раза), количество пожарной техники сократилось с 237 до 51 единицы (в 4,6 раза). При этом большинство подразделений создано на объектах экономики - 37 подразделений (78,7 процента), которые имеют 40 единиц пожарной техники (78,4 процента).
Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения и территорий муниципальных образований Ленинградской области.
Указанные обстоятельства обусловливают актуальность совершенствования добровольной пожарной охраны в системе обеспечения пожарной безопасности для организации эффективной профилактики и борьбы с пожарами.
Требуется реализация комплекса мер, включающих развитие сети дислокации модульных (быстровозводимых) пожарных постов, создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, развитие структуры противопожарных служб, оснащение современными средствами тушения, а также средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.
Эффективное решение вопросов пожарной безопасности требует участия всего общества. Особая роль должна принадлежать прежде всего органам местного самоуправления, которые работают в прямом постоянном контакте с населением и обязаны решать его насущные проблемы, в том числе по вопросам противопожарной защиты. Нормативными правовыми актами Ленинградской области органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по созданию муниципальной и добровольной пожарной охраны в населенных пунктах. Однако реализация указанных полномочий не имеет планового целенаправленного характера и достаточного финансового обеспечения, что резко снижает результативность работы всей системы обеспечения пожарной безопасности.
Добровольческая деятельность направлена на решение социальных проблем, в перечень которых наряду с профилактикой и тушением пожаров входят:
участие в экологических мероприятиях;
участие в мероприятиях образовательной, просветительской и иной деятельности, направленной на повышение образовательного, культурного уровня, повышение толерантности и интернационализма в обществе;
оказание помощи участковым, спасателям и пожарным при возникновении чрезвычайных ситуаций;
оказание личных социальных услуг престарелым, малоимущим, лицам с ограниченными возможностями и иным категориям граждан, нуждающимся в помощи;
проблемы местного и локального значения, в том числе благоустройство и уборка территорий, расчистка подъездов и дорог.
Однако развитие пожарного добровольчества во многом сдерживается несовершенством правовой основы и отсутствием законодательно установленных соответствующих стимулов, льгот и преимуществ для граждан, добровольно участвующих в деятельности по профилактике и тушению пожаров.
Среди основных проблем, препятствующих развитию пожарного добровольчества, следует отметить:
отсутствие координации и связей между добровольными пожарными;
слабая развитость механизмов взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
низкий уровень подготовки руководителей добровольческих организаций и объединений;
отсутствие системного подхода к координации добровольческой деятельности;
недостаточное информирование граждан о принципах и механизмах участия граждан в добровольческой деятельности;
низкая активность средств массовой информации в освещении добровольческой деятельности и добровольческих инициатив;
отсутствие системы мотивации, элементов позитивного имиджа добровольца.
Для создания условий становления и развития добровольчества необходима государственная (муниципальная) поддержка, которая может иметь следующие формы:
региональные и местные программы индивидуального стимулирования добровольчества;