ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2011 года N 945
О Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года
(с изменениями на 14 июня 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 1603;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2013 года N 158;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2014 года N 467;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31 мая 2016 года N 417 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 02.06.2016);
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2017 года N 450 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 15.06.2017).
____________________________________________________________________
В целях обеспечения эффективного развития транспортной системы Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Транспортную стратегию Санкт-Петербурга до 2025 года согласно приложению N 1.
2. Утвердить План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года (далее - План) согласно приложению N 2.
3. Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга:
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315. - См. предыдущую редакцию)
3.1. Координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Плана.
3.2. Пункт исключен - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315. - См. предыдущую редакцию.
3.3. Ежегодно до 1 марта информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения Плана.
4. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, указанным в Плане:
4.1. Обеспечить реализацию мероприятий Плана.
4.2. Один раз в полугодие до 20 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, представлять в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Плана.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315. - См. предыдущую редакцию)
4.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Плана и финансируемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Оганесяна М.М.
(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 апреля 2014 года N 315. - См. предыдущую редакцию)
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года
(с изменениями на 14 июня 2017 года)
Стратегическое планирование развития транспортной системы Санкт-Петербурга является необходимым условием обеспечения устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
В Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года (далее - Стратегия) под транспортной системой (транспортным комплексом) Санкт-Петербурга понимается совокупность объектов и субъектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, функционирующих в пределах административных границ Санкт-Петербурга.
Стратегия разработана в целях организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов и организаций в рамках реализации следующих полномочий:
осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2017 года N 450. - См. предыдущую редакцию)
организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);
осуществления мероприятий по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, а также по созданию городских автостоянок в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2017 года постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2017 года N 450. - См. предыдущую редакцию)
обеспечения трудовыми ресурсами развития и функционирования транспортной системы Санкт-Петербурга.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2014 года N 467)
Стратегической целью развития транспортной системы Санкт-Петербурга является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.
Создание интегрированной сбалансированной транспортной системы является важным фактором социально-экономического развития, повышения привлекательности Санкт-Петербурга для жизни и работы людей, расширения производства, сферы обслуживания, повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной активности.
Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (далее - Генеральный план), были определены цели и задачи территориального планирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе сформулированы основные направления размещения и развития инфраструктуры внешнего транспорта и городского транспорта на расчетный срок до 2015 года и на прогнозируемый период до 2025 года.
За последние годы в Санкт-Петербурге принят целый ряд документов стратегического характера, связанных с развитием отдельных элементов транспортной системы Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительством Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 была одобрена Стратегия развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга (далее - Стратегия развития), которая предложила единую систему приоритетов развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга и направления их реализации на отдельных видах транспорта. Однако основной акцент в Стратегии развития был сделан прежде всего на комплексное развитие внешнего транспорта и терминально-складской инфраструктуры. Системное исследование проблем и определение перспектив развития городского транспорта и улично-дорожной сети (далее - УДС) оказались вне проблемного поля Стратегии развития.
В 2008-2010 годах Правительством Санкт-Петербурга был утвержден ряд отраслевых схем размещения отдельных видов транспортной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга (УДС, объектов инфраструктуры воздушного транспорта, объектов инфраструктуры речного транспорта, объектов инфраструктуры автомобильного транспорта для перевозки пассажиров и багажа в пригородном, междугородном и международном сообщении). Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 N 44 была одобрена Концепция развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Санкт-Петербурге на период до 2020 года.
Вместе с тем мероприятия, содержащиеся в указанных документах, не были обеспечены финансово. Как следствие, их принятие не позволило существенным образом сократить отставание уровня развития транспортной системы Санкт-Петербурга от крупных городов зарубежной Европы, сравнимых по размеру с Санкт-Петербургом.
В частности, плотность УДС в Санкт-Петербурге составляет 3,8 км/кв.км, в то время как аналогичный показатель в Лондоне составляет 9,29 км/кв.км, в Барселоне -16,88 км/кв.км. Протяженность общей сети рельсового или иного внеуличного городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге составляет 0,19 км/кв.км или 0,27 км на 1 млн. жителей. В Лондоне указанный показатель равен 0,436 км/кв.км или 0,943 км на 1 млн. жителей, в Мадриде - 0,558 км/кв.км или 1,093 км на 1 млн. жителей.
Недостаточное развитие путей сообщений при стремительном росте спроса на перевозки со стороны населения и бизнеса привели к увеличению плотности транспортных потоков, ухудшению условий движения и снижению уровня безопасности транспортной деятельности.
Ежегодное количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Санкт-Петербурге от общего количества пострадавших в указанных происшествиях составляет - 6,45 процента, что почти в три раза выше, чем в Париже - 1,7 процента, в Лондоне - 2,95 процента, в Мадриде - 2,71 процента.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость разработки Стратегии, основанной на применении передового мирового опыта и комплексного подхода к развитию всех элементов транспортной системы Санкт-Петербурга.
Срок действия Стратегии корреспондируется с периодом действия Генерального плана.
Основная цель Стратегии - формирование сбалансированной транспортной системы Санкт-Петербурга, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни населения Санкт-Петербурга, повышение привлекательности транспортной системы Санкт-Петербурга, усиление инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной системы.
Транспортная система такого крупного города, как Санкт-Петербург, выполняет множество различных функций и зачастую должна удовлетворять конфликтующим интересам. При этом все пользователи транспортной системы требуют обеспечения возможности свободного передвижения вне зависимости от цели поездки, времени суток и направления. Вместе с тем полное и одновременное удовлетворение этих потребностей не представляется возможным, так как городское пространство, используемое для транспортно-коммуникационных нужд, представляет собой ограниченный ресурс.
Задачи Стратегии определяются многообразием функций транспортной системы.
Первая задача Стратегии - обеспечение баланса интересов разных групп пользователей транспортной системы между собой и объектами транспортной инфраструктуры. Санкт-Петербург, как и любой крупный город, привлекает своих жителей свободой выбора контактов, возможностью самореализации с учетом индивидуальных особенностей личности. Однако полная свобода передвижения приводит к ограничению этой свободы в случае приближения к пределу пропускной способности транспортной системы, а при достижении предельного уровня - к потере свободы. Необходимо определить возможные ограничения и способы удовлетворения спроса на услуги транспортной системы Санкт-Петербурга.
Вторая задача Стратегии - определение баланса между удовлетворением сегодняшних потребностей и сохранением запаса ресурсов для удовлетворения потребностей будущих поколений. Необходимо определить социально и экономически обоснованный запас территорий, провозной и пропускной способности транспортной инфраструктуры в целях резервирования ресурсов для развития транспортной системы.
Третья задача Стратегии - обеспечение баланса внутренних и внешних функций транспортной системы. Внутренние функции заключаются в обеспечении достаточной связности всех районов и участков городского пространства между собой, с городским центром, с внешними путями сообщения. Внешние функции обеспечивают связь города с другими узлами глобальной транспортно-коммуникационной сети, обслуживание транзитных потоков пассажиров и грузов. Внутренние и внешние интересы дополняют и одновременно конфликтуют друг с другом. Город без внешних связей не может существовать, но внешние транспортные потоки большого объема приводят к негативным преобразованиям пространства города, к снижению качества жизни.
Стратегия призвана обеспечить принципиальные изменения в способах и методологии развития транспортной системы Санкт-Петербурга, в частности:
изменить подход к решению транспортных проблем: перейти от пассивного удовлетворения спроса на транспортные услуги к осуществлению комплексного планирования и управления способами удовлетворения этого спроса;
осуществить реальный переход к целевому управлению функционированием и развитием транспортной системы;
использовать в полной мере организационные и институциональные возможности для повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры;
обеспечить условия для устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга при минимизации негативного влияния транспорта на окружающую среду и здоровье населения;
изменить приоритеты при принятии решений по вопросам развития транспортной системы, поставив их в следующей последовательности: пешеход - городской пассажирский транспорт - личный (индивидуальный) автотранспорт.
Реализация Стратегии позволит транспортной системе Санкт-Петербурга достигнуть уровня, сопоставимого с уровнем развития транспорта в крупных городах зарубежной Европы с наиболее высоким качеством жизни, за счет:
комплексного планирования развития транспортной системы как одного из ключевых элементов градостроительной политики;
доступности транспортной системы, предполагающей обеспечение равных возможностей для всех жителей Санкт-Петербурга независимо от уровня их дохода, социальных характеристик или наличия автомобиля в реализации потребностей на передвижения с трудовыми, деловыми, бытовыми, досуговыми и иными целями;
эффективности транспортной системы, позволяющей минимизировать транспортные издержки;
безопасности функционирования транспортной системы, предусматривающей обеспечение безопасной среды для жизни и здоровья жителей Санкт-Петербурга, минимизацию негативных эффектов, создаваемых транспортом, защиту культурного наследия.
Четвертая задача Стратегии - совершенствование системы обеспечения транспортной отрасли трудовыми ресурсами, которые должны обеспечить проектирование и реализацию проектов развития транспортной системы Санкт-Петербурга, эксплуатацию транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предоставление транспортно-логистических и других услуг, рост уровня профессиональной подготовки и квалификации работников транспорта, улучшение их материального и социального обеспечения, создание безопасных условий труда.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2014 года N 467)
В 1990-х годах в условиях несовершенства правовых механизмов обеспечения градостроительной политики, отсутствия комплексного подхода в территориальном планировании, недостаточного контроля за оборотом и целевым использованием земельных участков в Санкт-Петербурге сформировалась модель градостроительной политики, предполагающая ее зависимость от интересов инвесторов и застройщиков в части, касающейся определения мест размещения и сроков ввода в эксплуатацию зданий, строений, сооружений различного функционального назначения. Образование земельных участков и их последующее предоставление под застройку зачастую проводилось без оценки их транспортной обеспеченности, что обусловило снижение эффективности использования городской территории. Это привело к утрате связности УДС, а во многих случаях и к ликвидации резервов для развития транспортной инфраструктуры. Необратимость последствий таких градостроительных решений создает объективные ограничения для перспективного развития транспортной системы Санкт-Петербурга и, как следствие, ухудшение качества городской среды.
К основным факторам градостроительного развития, существенно влияющим в настоящее время на функционирование транспортной системы Санкт-Петербурга, также относятся:
высокий уровень селитебно-трудовой несбалансированности, создающий мощные центростремительные пассажиропотоки на всех видах пассажирского и личного транспорта. При этом в центре Санкт-Петербурга продолжается концентрация мест приложения труда при падении численности постоянного населения;
большое количество промышленных, складских и торговых объектов, расположенных в центральной и тяготеющим к ней зонам Санкт-Петербурга, генерирующих значительный спрос на грузовые автомобильные перевозки по всей территории Санкт-Петербурга;
дефицит пространства улиц и парковочного пространства вследствие роста автомобилизации;
запаздывающее развитие транспортной инфраструктуры на территориях интенсивного жилищного, промышленного и общественно-делового строительства.
Во второй половине 2000-х годов произошло частичное восстановление основных принципов территориального планирования, в частности, были приняты Генеральный план, Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, отраслевые схемы размещения объектов отдельных видов транспортной инфраструктуры.