ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2011 года N 206
(с изменениями на 9 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 28 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 21 апреля 2014 года N 136
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 29 ноября 2011 года N 406;
постановлением Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2012 года N 390 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 121, 18.12.2012);
постановлением Правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 года N 332 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 05.11.2013).
____________________________________________________________________
В целях реализации на территории Ленинградской области государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы".
2. Комитету по природным ресурсам Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Яхнюка С.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы"
(с изменениями на 9 октября 2013 года)
(с изменениями на 9 октября 2013 года)
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы | Обеспечение права жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с высокой антропогенной нагрузкой |
Основные задачи Программы | Предотвращение экологически вредной деятельности по несанкционированному размещению отходов производства и потребления |
Разделы Программы | Обращение с отходами производства и потребления |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, составляет 293021 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 278259 тыс. рублей, федеральный бюджет - 8072 тыс. рублей, местные бюджеты - 6690 тыс. рублей. |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 года N 332. - См. предыдущую редакцию) | |
Показатели эффективности мероприятий Программы | Бюджетная эффективность Доходы от эксплуатации полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Подпорожском районах составят 17161,0 тыс. рублей, из них: Экономическая эффективность Предотвращенный ущерб в результате реализации природоохранных мероприятий составит 474059 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 32075 тыс. рублей, 2012 год - 73275 тыс. рублей, 2013 год - 87502 тыс. рублей, 2014 год - 106034 тыс. рублей, 2015 год - 124568 тыс. рублей. Социальная эффективность
|
(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2012 года N 390. - См. предыдущую редакцию) | |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Подготовка проектно-сметной документации для строительства полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов: 2011 год - один комплект. |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 года N 332. - См. предыдущую редакцию) | |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера"; |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | Ноябрь 2010 года - февраль 2011 года |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Эглит Алексей Альфредович - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2012 года постановлением Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2012 года N 390. - См. предыдущую редакцию) | |
Система управления и контроль за выполнением Программы | Управление Программой и оперативный контроль за ее реализацией осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области. |
Ленинградская область занимает особое географическое положение: здесь проходит государственная граница Российской Федерации с Европейским союзом. Ленинградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа и граничит с двумя Европейскими государствами - Финляндской Республикой и Эстонской Республикой, а также с пятью субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом, Республикой Карелия, Вологодской, Новгородской и Псковской областями.
Индекс промышленного производства Ленинградской области начиная с 2000 года имеет положительные значения. Часть территории региона представляет собой мегаполис-агломерацию, требующую специальных подходов в реализации природоохранных мероприятий. Интенсивное развитие промышленности, транспортной инфраструктуры, развитие рекреации увеличивают антропогенную нагрузку на окружающую природную среду Ленинградской области.
По запасам водных ресурсов Ленинградская область является одним из самых обеспеченных регионов России. Поверхностные водные ресурсы территории формируются на площади водосбора, равной 340 тыс.кв. километров. Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют 100 куб. километров, а среднемноголетнее безвозвратное водопотребление водопользователями области - 0,07 куб. километра, то есть менее 0,1 процента.
К зонам повышенного экологического риска следует отнести прежде всего прибрежные территории. Именно здесь хозяйственная деятельность и рекреационные нагрузки оказывают максимальное влияние на состояние водной среды.
Актуальным является вопрос качества поверхностных вод. Проблемы водопользования связаны с ухудшением технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства, в первую очередь коммунальных очистных сооружений.
В силу приграничного статуса и стратегического транспортно-логистического потенциала Ленинградской области высок удельный вес промышленных и хозяйственных объектов, отнесенных к природоохранной компетенции Российской Федерации.
Кроме того, для Ленинградской области характерно наличие природных объектов, имеющих статус федеральной собственности (акватория Финского залива, акватория Ладожского озера). Мониторинг этих объектов постоянно проводится различными федеральными структурами.
Приграничное расположение региона обуславливает необходимость выполнения природоохранных обязательств Российской Федерации по отношению к сопредельным государствам. Территория подпадает под юрисдикцию большого числа международных соглашений по проблемам защиты окружающей среды.
Экологическая обстановка в Ленинградской области в течение последних нескольких лет существенных изменений не претерпела и остается на уровне умеренно напряженной. При этом экологическая стабильность наблюдается на фоне интенсивного развития экономики и возрастания антропогенной нагрузки на окружающую среду, что свидетельствует об эффективности принимаемых в Ленинградской области мер по охране окружающей среды.
Крупных природных и техногенных аварий и катастроф в Ленинградской области за период 2007-2010 годов не произошло.
Радиационная обстановка на территории Ленинградской области также остается стабильной. Радиационный фон находится в пределах 0,01-0,32 мкЗв/ч, что соответствует многолетним среднегодовым значениям природного радиационного фона. Радиационных аварий и происшествий, приведших к облучению населения, в Ленинградской области не зарегистрировано.
Аэротехногенное загрязнение в области - умеренное, носит локальный характер и в основном характерно для промышленных, горнодобывающих и перерабатывающих центров. К основным негативным тенденциям относятся увеличение вклада в загрязнение воздушной среды автотранспорта и трансграничных переносов загрязняющих веществ.
Анализ результатов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на стационарных постах в городах Выборге, Кингисеппе, Луге, Кириши, Волхове, Волосово и Светогорске показал, что загрязнение воздуха остается низким. Значение индекса загрязненности атмосферы (ИЗА) составляет менее 4,0.
По результатам измерений концентрации специфических примесей на границах санитарно-защитных предприятий, расположенных в указанных населенных пунктах, превышений предельно допустимой концентрации (ПДК) не отмечено.
Вызывает определенное беспокойство уровень загрязнения атмосферного воздуха вдоль автотранспортных магистралей федерального значения, особенно в черте населенных пунктов.
Качество воды в большинстве поверхностных водоемов продолжает оставаться на уровне III-IV класса ("умеренно загрязненные", "загрязненные").
Наиболее неблагополучная ситуация по загрязнению поверхностных вод складывается на юго-западе области, что осложняет водоснабжение существующей и проектируемой инфраструктуры.
Уровни загрязнения почв тяжелыми металлами на обследованных территориях Ленинградской области не выходят за рамки уровней, зарегистрированных в предыдущие годы.
По суммарному показателю антропогенного воздействия на природные компоненты окружающей среды ситуация на территории Ленинградской области оценивается как стабильная и умеренно напряженная.
В течение последних лет в Ленинградской области, так же как и в большинстве регионов России, сложилась напряженная ситуация в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, их транспортировки, размещения и утилизации. В то же время четко наметилась тенденция более эффективного обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
Устойчивое развитие береговой зоны Ленинградской области и прилегающих территорий, предусматривающее как активный промышленный рост, развитие туризма, так и сохранение окружающей среды, требует подхода, основанного на методологии комплексного управления прибрежной зоной.
Обозначилась проблема превышения рекреационной емкости лесных ландшафтов в пригородных районах, где сезонные нагрузки многократно превышают инженерно-административный потенциал служб охраны окружающей среды муниципальных образований Ленинградской области.
Для снабжения населения Ленинградской области питьевой водой используются как подземные, так и поверхностные водные объекты, среди которых основными являются Ладожское озеро и река Нева.
Наибольший объем забора пресной воды для хозяйственных целей из поверхностных водных объектов приходится на города Кириши, Кировск, Сланцы, Кингисепп, а также на Выборгский, Волховский и Ломоносовский муниципальные районы. В этих районах расположены основные гидроэлектростанции, теплоэлектростанции и промышленные предприятия. Наибольший забор поверхностных вод наблюдается в бассейнах рек Волхов, Нева, Сясь. Несмотря на количественные колебания в объемах использования пресной воды в отраслях народного хозяйства, доля поверхностных вод в общем объеме забора остается практически неизменной.
По отраслям водопотребление имеет следующую структуру: энергетика - 78,0 процента, промышленность - 14,4 процента, жилищно-коммунальное хозяйство - 5,6 процента, агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс - 2,0 процента. Среднесуточное потребление воды остается стабильным и составляет около 0,5 млн.куб. метров.
Соотношение прямоточного и оборотного водоснабжения составляет около 22 процентов. Среднегодовой объем сброса сточных вод в водные объекты составляет 6,34 млрд. куб. метров, из них нормативно чистых - 6,02 млрд. куб. метров, или 95 процентов. Снижены валовые объемы сброса биогенных элементов и сброс неочищенных сточных вод, сброс загрязненных вод стабилизировался.
Система водоснабжения региона имеет ряд недостатков. Около 30 процентов населения Ленинградской области, проживающего в сельской местности, не имеет централизованных систем водоснабжения и водоотведения. На большинстве водопроводов при водоочистке не применяются современные методы доочистки воды, не используются дополнительные ступени осветления.
Причинами сброса недостаточно очищенных сточных вод являются неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных очистных сооружений (КОС), высокий процент изношенности и несоответствие мощности объему принимаемых сточных вод, использование малоэффективных, не отвечающих современным требованиям канализационных и очистных сооружений.
Низкое качество очистки сточных вод на КОС обусловлено гидравлической перегрузкой или работой сооружений на пределе их проектной мощности (города Бокситогорск, Волхов, Всеволожск, Гатчина, Кировск, Приозерск и др.), а также неудовлетворительным техническим состоянием оборудования КОС и канализационных сетей.
Неудовлетворительная эксплуатация КОС в значительной степени связана с несвоевременным проведением профилактических осмотров и ремонта оборудования, устранением аварийных ситуаций.
Качество подземных вод на территории Ленинградской области во многом определяется гидрогеологическими условиями. Забор воды в основном осуществляется из защищенных водоносных комплексов, за исключением территории Ижорского плато (Волосовский и Гатчинский районы, южная часть Ломоносовского района, восточная часть Кингисеппского района, северо-западная часть Сланцевского района) и значительной части Карбонового плато (Бокситогорский район). На указанных территориях проблема использования и качества подземных вод стоит особенно остро.
К концу 2010 года местами размещения отходов, оборудованными в инженерном плане, обеспечены дополнительно около 259 тыс. человек (базовое значение - 620 тыс. человек).
В Ленинградской области функционирует база данных о балансовом обороте твердых бытовых отходов и осуществляется мониторинг мест размещения отходов. Создана и функционирует система мониторинга исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с отходами. Ее наличие позволяет оперативно выявлять и реагировать на все случаи нарушения законодательства в сфере обращения с отходами. Как следствие, официальный объем оборота отходов в Ленинградской области увеличился на 25 процентов. В результате эколого-радиометрических исследований установлено, что по радиационному фактору риска территории обследованных свалок не представляют опасности.
В Ломоносовском и Подпорожском муниципальных районах, Сосновоборском городском округе (всего 170 тыс. жителей) выбраны земельные участки для размещения современных полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов, проведены инженерно-изыскательские работы. В Подпорожском муниципальном районе разработана проектно-сметная документация для строительства.
Также разработана проектно-сметная документация для строительства полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Лужском муниципальном районе.
Выполнены инженерно-экологические изыскания для разработки проектно-сметной документации для реконструкции полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Тихвинском муниципальном районе.