Развитие информационных технологий и широкое их применение - глобальная тенденция мирового развития. Информация становится движущей силой социально-экономических процессов развития общества наряду с природными, трудовыми и финансовыми ресурсами, а информационно-коммуникационная инфраструктура ставится в один ряд с такими обеспечивающими инфраструктурами как транспортная, энергетическая.
Несмотря на расширение использования информационных технологий в различных сферах общественной деятельности, уровень их применения в Ленинградской области остается невысоким, в том числе и в Правительстве Ленинградской области. Основные проблемы - недостаточная пропускная способность каналов связи, неэффективная архитектура построения собственной телекоммуникационной сети Правительства Ленинградской области и муниципальных образований Ленинградской области, разнородность и разноформатность информационных ресурсов, используемых органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления.
Указанные факторы не позволяют на должном уровне обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, организовать доступ населения к ресурсам Правительства Ленинградской области, реализовать единый безбумажный электронный документооборот, обеспечить эффективное функционирование ситуационного центра Губернатора Ленинградской области.
Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, затрудняют доступ организаций и граждан к ним. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам.
Для получения необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требуется непосредственное обращение организаций и граждан в органы государственной власти с формированием запросов и предоставлением необходимой информации на бумажном носителе, что создает существенные неудобства.
В целях обеспечения высокого уровня качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий требуется консолидация ресурсов, проведение организационно-технических изменений и согласованных действий отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области и соответствующих органов местного самоуправления. Это возможно осуществить в рамках Программы.
Альтернативные подходы приведут к избыточным бюджетным расходам и не позволят оптимально решить актуальные проблемы информатизации Ленинградской области.
На успешное выполнение Программы и достижение поставленных целей могут повлиять следующие внешние факторы и риски:
экономические, связанные с необходимыми значительными вложениями средств в развитие информационно-телекоммуникационных технологий, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности Ленинградской области, общей экономической ситуации в регионе, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;
организационные, связанные с проблемами координации деятельности большого числа государственных заказчиков и управления сложными проектами, требующими согласованной технической политики и перестройки административных процессов, и т.п.;
риски, связанные с человеческим фактором, характерные для освоения новых информационно-интеграционных систем.
Применение программного метода для развития и дальнейшего эффективного использования информационных технологий обеспечит:
достижение целей, поставленных Программой;
координацию и исключение дублирования работ по формированию и совместному использованию единых информационных и системных ресурсов;
использование оптимальных, апробированных и рекомендованных решений при реализации концепции "электронного правительства", технологических архитектур и решений;
совместимость информационных систем и их межведомственное взаимодействие на региональном уровне, а также с информационными системами и ресурсами федерального и муниципального уровней;
повышение эффективности и "прозрачности" расходования бюджетных средств на цели развития информационных технологий.
Программа разработана с учетом положений следующих правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области:
План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года (утвержден решением Совета при Президенте Российской Федерации от 13 февраля 2010 года N Пр-357);
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р);
Концепция региональной информатизации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями;
Концепция информатизации Ленинградской области в 2008-2010 годах (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 29 ноября 2007 года N 299);