РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 января 2009 года N 40-р
Об утверждении методических рекомендаций "Технология разработки медико-экономических стандартов Санкт-Петербурга"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга
от 18 марта 2016 года N 95-р
____________________________________________________________________
В целях реализации Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2008 N 750-142 "О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 730 "О создании единой системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге":
1. Утвердить методические рекомендации "Технология разработки медико-экономических стандартов Санкт-Петербурга" согласно приложению 1.
2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по здравоохранению Жолобова В.Е.
Председатель
Комитета по здравоохранению
Ю.А.Щербук
Методические рекомендации
"Технология разработки медико-экономических стандартов
Санкт-Петербурга"
Методические рекомендации разработаны в соответствии с подпунктом 7 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, Законом Санкт-Петербурга от 26.12.2007 N 667-131 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Санкт-Петербурге", Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2008 N 750-142 "О контроле качества медицинской помощи в Санкт-Петербурге", а также постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 730 "О создании единой системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге" и п.3.59 "Положения о Комитете по здравоохранению", утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга 25.12.2007 N 1673.
Разработка медико-экономических стандартов оказания медицинской помощи необходима для нормативного обеспечения системы стандартизации как составляющего элемента системы управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге.
Медико-экономические стандарты (далее - МЭС) Санкт-Петербурга разрабатываются для решения следующих задач:
выбор оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного пациента;
защита прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов;
проведение экспертизы объема оказания медицинской помощи и оценки качества медицинской помощи больным с определенным заболеванием, синдромом или в определенной клинической ситуации, и планирования мероприятий по его совершенствованию;
планирование объемов медицинской помощи;
расчет необходимых затрат на оказание медицинской помощи;
расчет Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге и утверждения плановых заданий по обеспечению государственных гарантий для лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ).
Технология разработки и применения МЭС Санкт-Петербурга сформирована с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта по разработке национальных стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (руководств), научных публикаций и действующих нормативных документов, определяющих принципы управления качеством медицинской помощи.
Стандартизация в здравоохранении - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядоченности в здравоохранении путем разработки и установления требований, норм, правил, характеристик условий, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении.
Национальный стандарт медицинской помощи - протокол ведения больных - утверждается национальным органом РФ по стандартизации - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Национальный стандарт направлен на обеспечение целостности лечебно-диагностического процесса, преемственности и взаимосвязи в предоставлении медицинской помощи и не учитывает особенности отдельного субъекта Российской Федерации и конкретного медицинского учреждения (материально-технические условия, сложившиеся организационно-технологические подходы к оказанию медицинской помощи и др.).
Протокол ведения больного - нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации.
Стандарт медицинской помощи - нормативный документ, утвержденный в установленном порядке, определяющий требования к объему, качеству и технологии лечебно-диагностического процесса при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации. Стандарт медицинской помощи утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Он определяет общие требования к процессу оказания медицинской помощи больному с определенным заболеванием (синдромом, клинической ситуацией) на всех этапах (диагностика, лечение, реабилитация и профилактика) и для всех условий (санаторно-курортные, амбулаторно-поликлинические, условия скорой медицинской помощи, стационарные, включая специализированную и высокотехнологичную помощь).
Медико-экономический стандарт (клинико-экономический стандарт) - нормативный документ, содержащий формализованное описание оптимального объема медицинской помощи, оказание которой должно быть обеспечено пациенту с конкретной нозологической формой (заболеванием), синдромом или в конкретной клинической ситуации с количественными характеристиками медицинских технологий, с указанием частоты предоставления услуг, среднего количества их назначений на законченный случай лечения, дозы, а также количества лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Предварительный стандарт - временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей; информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия и введения в действие стандарта.
Консенсус - общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения; консенсус не обязательно предполагает полное единодушие.
Исходы заболеваний - медицинские и биологические последствия заболеваний.
Последствия (результаты) - исходы заболеваний, социальные, экономические результаты применения медицинских технологий.
Осложнение заболевания - присоединение к заболеванию синдрома нарушения физиологического процесса, нарушение целостности органа или его стенки, кровотечение, развившаяся острая или хроническая недостаточность функции органа или системы органов.
Диагностика заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является установление диагноза заболевания.
Лечение заболевания - совокупность медицинских услуг, результатом которых является изменение течения заболевания (исход заболевания).
Пациент (больной) - потребитель медицинской услуги, имеющий намерение обратиться или обратившийся в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью.
Модель пациента - сконструированное описание объекта (заболевание, синдром, клиническая ситуация), регламентирующее совокупность клинических или ситуационных характеристик, выполненное на основе оптимизации выбора переменных (осложнение, фаза, стадия заболевания) с учетом наибольшего их влияния на исход и значимых причинно-следственных связей, определяющее возможность и необходимость описания технологии оказания медицинской помощи.
Нозологическая форма - совокупность клинических, лабораторных и инструментальных диагностических признаков, позволяющих идентифицировать заболевание (отравление, травму, физиологическое состояние) и отнести его к группе состояний с общей этиологией и патогенезом, клиническими проявлениями, общими подходами к лечению и коррекции состояния.
Синдром - состояние, развивающееся как следствие заболеваний и определяющееся совокупностью клинических, лабораторных, инструментальных диагностических признаков, позволяющих идентифицировать его и отнести к группе состояний с различной этиологией, но общим патогенезом, клиническими проявлениями, общими подходами к лечению, зависящих, вместе с тем, и от заболеваний, лежащих в основе синдрома.
Клиническая ситуация - случай, требующий регламентации медицинской помощи вне зависимости от заболевания или синдрома.
Класс заболевания - совокупность нозологических форм в соответствии с Международной классификацией болезней, травм и состояний, влияющих на здоровье, 10-го пересмотра, принятой 43-й Всемирной ассамблеей здравоохранения, объединенных по признаку поражаемой системы организма (МКБ-Х).
Клинико-статистическая группа - совокупность однородных групп заболеваний с соответствующими кодами МКБ-Х, объединенных по принципу схожести применяемых медицинских технологий (набора простых и сложных медицинских услуг и лекарственных средств) и уровню затрат на медицинскую помощь.
Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Простая медицинская услуга - неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения".
Сложная медицинская услуга - набор простых медицинских услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле "пациент" + "комплекс простых услуг" = "этап профилактики, диагностики или лечения".
Комплексная медицинская услуга - набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения (стационарный, реабилитационный и т.д.) по формуле "пациент" + "простые + сложные услуги" = "проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения".
Номенклатура работ и услуг в здравоохранении - структурированный перечень медицинских услуг, предназначенный для применения в системе здравоохранения Российской Федерации.
Реестр работ и услуг - неотъемлемая часть номенклатуры работ и услуг в здравоохранении, где указаны условные единицы трудозатрат (УЕТ), затрачиваемые на выполнение каждой конкретной медицинской услуги.
Условные единицы трудозатрат (УЕТ) - суммарные затраты рабочего времени, необходимые для выполнения конкретной медицинской услуги, раздельно представляемые для врачебного и среднего медицинского персонала. 1 УЕТ = 10 чел./мин.
Манипуляции, исследования и процедуры - отдельные медицинские мероприятия, направленные на оказание медицинской помощи, описываемые требованиями к технологиям их выполнения, но не имеющие самостоятельного законченного профилактического, диагностического, лечебного или реабилитационного значения, являющиеся вспомогательными элементами медицинских услуг.
Прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания, синдрома.
Процедуры сестринского ухода - производимые по определенному плану действия среднего медицинского персонала, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, направленные на профилактику, диагностику или лечение определенного заболевания, синдрома.
Комплекс исследований - производимая по определенному плану совокупность действий медицинского персонала, представляющих собой сложную или комплексную медицинскую услугу, выполняемая или для установления диагноза, или для окончания проведения определенного этапа лечения, или для проведения профилактики.
Скрининговое обследование населения - массовое обследование лиц, не считающих себя больными, с использованием дешевых, простых, как правило, неинвазивных, безопасных диагностических процедур, имеющих высокую чувствительность для выявления скрыто протекающих заболеваний или факторов риска развития заболеваний.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) - это систематизированный перечень международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств, разрабатываемый и регулярно обновляемый Формулярным комитетом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и утверждаемый Правительством РФ в целях обеспечения государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
Реестр лекарственных средств - перечень лекарственных препаратов, имеющих государственную регистрацию.
Формулярные статьи лекарственных средств - нормативные документы, содержащие сведения о применяемых при определенном заболевании (синдроме) лекарственных препаратах, схемах и особенностях их назначения.
Реестр медицинского оборудования, инструментария и средств ухода - перечень медицинского оборудования, инструментария, средств ухода, имеющих государственную регистрацию.
Качество медицинской помощи - степень, с которой совокупность собственных характеристик (отличительных свойств) процесса оказания медицинской помощи соответствует требованиям, установленным стандартами медицинской помощи по структуре, процессу и результату.
Оценка качества медицинской помощи - процедура определения, по утвержденной методике, соответствия качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, требованиям, установленным примененным стандартом медицинской помощи по структуре, процессу и результату.
Разработка МЭС Санкт-Петербурга включает: формирование рабочей группы, разработку регламента деятельности рабочей группы, обучение членов рабочей группы, формирование клинико-экономической матрицы и текста (требований, содержательной части), корректировку МЭС, передачу МЭС с протоколом на экспертизу.
Научно-методическую координацию рабочих групп по разным профилям патологии осуществляет структурное подразделение учреждения, уполномоченного Комитетом по здравоохранению (далее - структурное подразделение).
Порядок формирования и регламент деятельности рабочих групп устанавливается отдельным распоряжением Комитета по здравоохранению.
Разработка МЭС в рабочей группе проходит следующие этапы:
изучение содержания национального и федерального стандартов (при его наличии);
ситуационный анализ на основе статистических и экспертных данных;
формирование клинико-экономической матрицы плана ведения больного ответственным исполнителем из представителей рабочей группы;
корректировка матрицы другими членами экспертной группы;
формирование МЭС в формате MS Excel или MS Word, или/и введение данных в информационно-аналитическую систему "Эксперт - МЭС";
заключительное заседание рабочей группы с подготовкой протокола.
После анализа национального и федерального стандартов рабочая группа обсуждает степень его приемлемости для системы стандартизации в здравоохранении Санкт-Петербурга и может рекомендовать его для утверждения в установленном порядке без изменений в качестве МЭС Санкт-Петербурга.
При отсутствии национального и/или федерального стандарта МЭС разрабатывается членами рабочей группы с учетом положений ГОСТ Р 52600-2006 "Протоколы ведения больных. Общие положения" и данных методических рекомендаций.