Действующий

О завершении региональной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области (2008-2010 годы)" и утверждении долгосрочной целевой программы ... (с изменениями на 3 февраля 2010 года)

Раздел 1

Анализ ситуации


Программа разработана в соответствии с подпрограммой "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" и направлена на обеспечение государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, создание условий для эффективной работы органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, информационное обеспечение всех участников информационных процессов на территории Ленинградской области.

В настоящее время в различных отраслях и регионах страны проводятся работы по созданию отраслевых и территориальных кадастров.

В Ленинградской области в соответствии с действующим законодательством проводятся работы по созданию и ведению государственных кадастров (земельного, лесного, водного, месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий), технической инвентаризации объектов недвижимости.

Однако как в целом в Российской Федерации, так и в Ленинградской области системы ведения кадастров не согласованы между собой в организационных, методологических, информационных и функциональных аспектах на всех этапах создания кадастра - от инвентаризации кадастровых объектов до формирования баз кадастровой информации.

Нормативно-правовое, методическое, организационное и технологическое обеспечение существующих систем ведения кадастров ориентировано в первую очередь на решение задач отраслевых систем управления федерального уровня и не учитывает в необходимой степени потребности в кадастровой информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Большая часть кадастровой информации (земельный, лесной, водный кадастры, планируемый к созданию кадастр недвижимости) отнесена к категории федеральных информационных ресурсов, доступ к которым для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления ограничен.

В результате органы государственной власти и органы местного самоуправления Ленинградской области не имеют возможности сформировать собственные информационные ресурсы, необходимые для эффективного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований и Ленинградской области в целом.

В процессе формирования информации об объектах, подлежащих государственному кадастровому учету, имеет место многократный ручной ввод одной и той же информации на машинные носители и, как следствие, наблюдаются низкая эффективность работ и наличие погрешностей при описании объектов кадастрового учета, различия в идентификации объектов и субъектов права, сложности проверки взаимного расположения объектов и непротиворечивости информации, содержащейся в различных автоматизированных системах учета кадастровых объектов.

Отсутствие в необходимом объеме актуальной и достоверной информации, ограничение доступа к имеющимся информационным ресурсам также приводят к значительным дополнительным затратам материальных ресурсов и денежных средств на ее получение со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц и населения.

Следствием этого является низкая эффективность функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления земельно-имущественным комплексом, жилищно-коммунальным хозяйством, градостроительной и инвестиционной деятельностью, в сфере оказания услуг населению и юридическим лицам по оформлению правоустанавливающих документов.

Низкие эффективность и качество работ не обеспечивают в необходимой степени функции по сбору налогов и различных видов платежей за использование ресурсов и объектов, что значительно снижает уровень бюджетной обеспеченности территорий.
     
     Существующие недостатки сказываются на инвестиционной политике и объемах ипо
течного кредитования, поскольку не позволяют инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, а также использовать недвижимое имущество как полноценный ликвидный актив. В соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 2006 года введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако при отсутствии механизма актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.

В целях информационного обеспечения процесса государственного управления Ленинградской областью, информационной поддержки органов местного самоуправления, а также улучшения информационного обслуживания субъектов информационных процессов на территории Ленинградской области областным законом от 22 сентября 1998 года N 33-оз "О государственных информационных ресурсах Ленинградской области" предусмотрено формирование государственных информационных ресурсов Ленинградской области, которые состоят из информационных ресурсов, являющихся собственностью Ленинградской области, и информационных ресурсов, находящихся в совместном владении органов власти Ленинградской области, муниципальных образований и других субъектов информационных процессов.

Очевидно, что кадастровая информация, интегрированная по административно-территориальным образованиям, станет наиболее важным для экономики области информационным ресурсом.

Для эффективного проведения экономических реформ, в том числе реформы местного самоуправления, обеспечения устойчивого развития экономики, эффективного управления социально-экономическим развитием территорий, развития региональной инфраструктуры и решения хозяйственных задач, оказания услуг юридическим лицам и населению по оформлению правоустанавливающих документов в сфере земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности необходима комплексная многоаспектная информация о территории и расположенных на ней объектах, включающая взаимоувязанные характеристики земельных участков, земель и границ территорий муниципальных образований и Ленинградской области в целом, объектов капитального строительства, элементов инфраструктуры, особо охраняемых природных территорий, различных природных систем, лесного фонда, участков недр, водных объектов и объектов животного мира, отходов производства и потребления и объектов их размещения.

Системой, способствующей решению проблемы формирования комплексной, многоаспектной информации о состоянии, развитии и правовом статусе отдельных локальных территорий Ленинградской области, территорий населенных пунктов, сельских и городских поселений, муниципальных районов и Ленинградской области в целом, является автоматизированная система ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области (АСВ КРК ЛО).

Состав кадастровой информации, интегрируемой на каждом территориальном уровне, будет определяться функциями и задачами соответствующих органов управления, а также потребностями в информации других участников информационных процессов на территории Ленинградской области.

Решение проблемы создания АСВ КРК ЛО в рамках Программы позволит:

обеспечить единую нормативно-правовую, методологическую и технологическую основу информационного обмена между автоматизированными системами ведения отраслевых кадастров на территории Ленинградской области и устранить ведомственную разобщенность и несовместимость сведений отраслевых кадастров;

координировать на уровне Ленинградской области проводимые министерствами и ведомствами работы по созданию различных видов отраслевых и муниципальных кадастров;

повысить качество, исключить дублирование и снизить затраты на создание отдельных видов кадастра;

обеспечить формирование государственных информационных ресурсов Ленинградской области.

В результате создания и функционирования АСВ КРК ЛО будет обеспечено формирование необходимой для управления социально-экономическим развитием Ленинградской области информации об объектах недвижимости и сводной комплексной информации об объектах кадастрового учета Ленинградской области, интегрированной по отдельным локальным территориям и административно-территориальным образованиям Ленинградской области.

В соответствии с региональной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения комплексного регионального кадастра Ленинградской области (2008-2010 годы)", утвержденной областным законом от 2 апреля 2008 года N 19-оз, выполнены следующие мероприятия:

по оценке рыночной стоимости земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, расположенных на территории Ленинградской области, на сумму 490000 рублей;

по формированию земельных участков для выставления их на торги на сумму 98454 рубля;

по землеустройству при разграничении государственной собственности на землю в Ленинградской области на сумму 197296 рублей;

по созданию и обновлению цифровых кадастровых карт в масштабе 1:2000 на земли населенных пунктов Бокситогорского и Тихвинского муниципальных районов на сумму 17293000 рублей;

по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности, подготовке документов по оформлению права собственности Ленинградской области на невостребованные земельные доли, а также не используемые по целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения на сумму 19143436 рублей;