Основные показатели деятельности малых предприятий Ленинградской области
Основные показатели деятельности | Российская Федерация | Северо-Западный федеральный округ | Ленинградская область |
Прирост количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс.чел. населения в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года, проц. | 72,9 | 219,2 | 242,0 |
Доля малых предприятий в общем количестве организаций на 1 января 2008 года, проц. | 24,3 | 29,0 | 32,2 |
Доля занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых на 1 июля 2007 года, проц. | 18,5 | 22,9 | 26,0 |
Рост оборота малых предприятий в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года с учетом региональных индексов потребительских цен, проц. | 113,4 | 123,0 | 114,2 |
Рост инвестиций в основной капитал малых предприятий в январе-июне 2007 года по сравнению с январем-июнем 2006 года с учетом региональных индексов потребительских цен, проц. | 120,7 | 121,6 | 124,2 |
Производительность труда на малых предприятиях в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 10 процентов, объем годового оборота на одного работающего на постоянной основе на малых предприятиях в 2 раза ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В то же время производительность труда на средних предприятиях некоторых видов деятельности, в том числе по виду деятельности "сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство", в среднем не превышает производительность труда на малых предприятиях соответствующего вида деятельности.
В целях повышения производительности труда на ближайшую перспективу перед малыми и средними предприятиями стоит задача технического переоснащения, внедрения и использования инновационных технологий, повышения качества управления. Решение указанных задач невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время использование информационно-телекоммуникационных технологий в сфере малого и среднего предпринимательства Ленинградской области развито недостаточно. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Северо-Западном федеральном округе доля Ленинградской области по затратам на телекоммуникационные услуги составляет 9 процентов, по уровню использования информационных технологий - 5 процентов. Уровень оснащенности субъектов малого и среднего предпринимательства персональными компьютерами в Северо-Западном федеральном округе составляет 25 компьютеров на 100 работников, в Ленинградской области - 17 компьютеров на 100 работников (на 32 процента ниже, чем в Северо-Западном федеральном округе). По результатам анализа уровня использования информационно-коммуникационных технологий в малом предпринимательстве Ленинградской области, проведенного открытым акционерным обществом "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", для большинства субъектов малого и среднего предпринимательства информационные технологии являются важным фактором развития.
Низкая производительность труда на малых и средних предприятиях влечет низкую конкурентоспособность продукции и услуг, в том числе на международных рынках. Необходимость привлечения для развития экспортной деятельности специализированных организаций, предоставляющих услуги по выполнению обязательных требований, связанных с выполнением всего комплекса мероприятий, требует от предпринимателей значительных финансовых, временных и людских ресурсов. Кроме того, в связи с изменениями в законодательных нормах Российской Федерации и (или) стран-импортеров, регламентирующих экспортную деятельность, субъекты малого и среднего предпринимательства вынуждены нести существенные для них дополнительные расходы по выполнению новых требований.
Особое значение имеет наличие у субъектов малого и среднего предпринимательства сертификатов международного образца, без которых сложно составлять конкуренцию зарубежным производителям. Высокая затратность прохождения процедур сертификации заставляет предпринимателей ориентироваться в основном на удовлетворение спроса местного населения, затрудняя продвижение продукции и услуг за пределы Российской Федерации. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы" только два субъекта малого предпринимательства обратились за частичной компенсацией затрат по сертификации выпускаемой продукции, получил государственную поддержку один субъект малого предпринимательства.
В Ленинградской области создана и успешно функционирует сеть организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства (29 организаций, в том числе за 2006-2007 годы - 6 новых), при участии которых на территории муниципальных образований реализуются основные меры государственной поддержки и развития предпринимательства, осуществляется обратная связь, позволяющая ориентировать систему поддержки малого и среднего предпринимательства Ленинградской области на реальные потребности и интересы малого и среднего бизнеса. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы" зарегистрировано более 56000 обращений субъектов малого и среднего предпринимательства в организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства за получением различных видов поддержки.
Инфраструктура поддержки предпринимательства, выполняя важную социальную функцию, в большинстве случаев не является прибыльной, поэтому ее создание и развитие нуждаются в постоянной муниципальной и государственной поддержке. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы" (далее - Программа) необходимо дальнейшее укрепление и развитие сети организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
В рамках региональных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, реализованных на территории Ленинградской области с 2003 по 2008 год, проделана значительная работа по созданию и развитию новых механизмов государственного содействия субъектам малого предпринимательства в доступе к финансовым и материальным ресурсам (предоставление поручительств по кредитам коммерческих банков и лизинговым сделкам при отсутствии достаточного залогового обеспечения, предоставление льготных займов субъектам малого предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения и кредитной истории, компенсация части затрат на уплату процентов по кредитам и удешевление лизинговых сделок). Однако субъекты малого и среднего предпринимательства продолжают испытывать трудности при формировании стартового капитала, сложности в доступе к ресурсам коммерческих банков и лизинговых компаний, особенно в первые годы развития.
В рамках региональных целевых программ в 2004-2007 годах организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства Ленинградской области были предоставлены субвенции на льготные займы для субъектов малого предпринимательства. Средства, полученные в виде субвенций, а также средства, получаемые от заемщиков в виде уплаты процентов за пользование займами, используются организациями муниципальной инфраструктуры для формирования портфеля займов и предоставления чрезвычайно востребованных субъектами малого предпринимательства Ленинградской области займов по льготной процентной ставке. Для развития этого механизма финансирования субъектов малого бизнеса в Программе с 2010 года в течение четырех лет планируется предусматривать аналогичное мероприятие по выделению на конкурсной основе муниципальным организациям поддержки предпринимательства субсидий для организации деятельности по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности. С целью увеличения портфеля займов до параметров, достаточных для участия с 2011 года в конкурсах на получение дополнительного финансирования на реализацию мероприятия из федерального бюджета, в 2010 году субсидии будут предоставляться муниципальным организациям поддержки предпринимательства, ведущим микрофинансовую деятельность, максимально соответствующую требованиям Министерства экономического развития Российской Федерации, и имеющим размер совокупного портфеля займов в пределах от 1000 тыс. рублей до 2500 тыс. рублей (абзац двадцатый дополнительно включен постановлением Правительства Ленинградской области от 8 октября 2010 года N 258).
____________________________________________________________________
Абзацы двадцатый - двадцать второй предыдущей редакции считаются соответственно абзацами двадцать первым - двадцать третьим настоящей редакции - постановление Правительства Ленинградской области от 8 октября 2010 года N 258.
____________________________________________________________________
Актуальной для малого предпринимательства Ленинградской области остается проблема доступа к производственным площадям для размещения стартующих бизнесов. Меры по развитию существующих и созданию новых бизнес-инкубаторов, предпринятые в рамках региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы", не позволили решить указанную проблему. Учитывая это, меры государственной поддержки в рамках Программы в приоритетном порядке будут оказываться организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства на развитие деятельности, связанной с инкубированием бизнеса субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторам, в состав учредителей которых входят высшие учебные заведения (абзац в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 8 октября 2010 года N 258 - см. предыдущую редакцию).
Актуальным для малого предпринимательства является развитие сферы предоставления населению бытовых услуг и услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общий объем бытовых услуг, оказываемых населению Ленинградской области, ежегодно увеличивается, однако темпы роста объема бытовых услуг остаются незначительными (в 2007 году - 3,7 процента по сравнению с 2006 годом). Обеспеченность жителей Ленинградской области услугами предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, является недостаточной и составляет на 1 января 2008 года 62,1 процента, в том числе в городских поселениях - 76,6 процента, в сельских поселениях - 28,1 процента.
Одним из важных направлений в сфере общественного питания является организация питания в учреждениях социальной сферы, в первую очередь в школах. В настоящее время 53 процента школьных столовых обслуживаются непосредственно учреждениями образования, 47 процентов - субъектами малого и среднего предпринимательства. В других учреждениях социальной сферы (больницах, интернатах и т.п.) оказание услуг питания в основном осуществляется самими учреждениями (абзац двадцать четвертый дополнительно включен постановлением Правительства Ленинградской области от 8 октября 2010 года N 258).
____________________________________________________________________
Абзацы двадцать третий - двадцать пятый предыдущей редакции считаются соответственно абзацами двадцать пятым - двадцать седьмым настоящей редакции - постановление Правительства Ленинградской области от 8 октября 2010 года N 258.
____________________________________________________________________
В сфере жилищно-коммунального хозяйства развитие малого предпринимательства происходит недостаточно активно. Жилищно-коммунальные услуги населению оказывают в основном государственные и муниципальные предприятия. Доля малого предпринимательства по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства (капитальный ремонт, эксплуатация и текущий ремонт, обслуживание и ремонт инженерных коммуникаций, благоустройство и уборка территорий, вывоз твердых бытовых отходов, озеленение, охрана жилищного фонда, установка и обслуживание систем видеонаблюдения, содержание и ремонт дорожного покрытия, проведение проектных работ, дезинфекция, сбор коммунальных платежей, посредничество при расчетах с поставщиками коммунальных услуг населению и др.) низка и составляет менее 15 процентов. За два года реализации региональной целевой программы "Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства на 2006-2008 годы" за мерами поддержки в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг обратилось три субъекта малого предпринимательства (два - за получением льготных займов, один - за получением стартового пособия).
Богатые туристско-рекреационные ресурсы Ленинградской области способствуют развитию различных видов туризма. На территории Ленинградской области действуют 29 туроператоров международного и внутреннего туризма, расположены 660 гостиниц, баз отдыха, спортивных и оздоровительных лагерей. Однако современная конкурентоспособная туристская отрасль недостаточно сформирована.
Принимая во внимание уровень развития малого и среднего предпринимательства в производственной и социальной сферах, жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и в сфере туризма, а также необходимость развития информационно-коммуникационных технологий, приоритетными сферами развития малого и среднего предпринимательства Ленинградской области в рамках Программы являются производственная сфера, социально значимые отрасли (образование, социальная защита населения, здравоохранение, физическая культура, спорт), общественное питание в учреждениях социальной сферы, туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, предоставление бытовых услуг населению (за исключением парикмахерских услуг, услуг по ремонту и строительству жилья и других строений, услуг фотоателье, оказываемых на территориях городов Ленинградской области), а также развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе бизнесов, направленных на обучение населения навыкам получения государственных услуг в электронном формате (абзац в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 12 августа 2011 года N 254 - см. предыдущую редакцию).
В целях выполнения решений Министерства регионального развития Российской Федерации по нормализации социально-экономического положения монопрофильных городов в субъектах Российской Федерации с 2010 года в Программе предусмотрены мероприятия по софинансированию муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах Ленинградской области. Средства, выделяемые на эти цели, в первую очередь будут направляться на поддержку стартующих бизнесов, удешевление лизинговых сделок для субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие микрофинансирования и развитие организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства (в том числе бизнес-инкубаторов) (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Ленинградской области от 12 августа 2011 года N 254).
____________________________________________________________________