ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2003 года N 285-пс
О внесении изменений и дополнений в программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области
Рассмотрев обращение главы администрации области о внесении изменений и дополнений в Программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области, в целях конкретизации отдельных положений Программы и определения порядка предоставления бюджетных субсидий, а также учитывая решение комитета по экономике, областной Совет депутатов
постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в Программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области, утвержденную постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 26 октября 2000 г. N 523-пс (в ред. постановлений областного Совета депутатов от 18.04.2001 N 605-пс, от 26.12.2002 N 180-пс), изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Председатель
Липецкого областного
Совета депутатов
А.И. Савенков
Приложение
к постановлению областного
Совета депутатов
от 26 октября 2000 года N 523-пс
Программа
ипотечного жилищного кредитования Липецкой области
1. Основные положения
1. Программа ипотечного жилищного кредитования Липецкой области (далее - Программа) разработана в соответствии с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации N 28 от 11 января 2000 года
2. Цель Программы - создание системы обеспечения доступным по стоимости жильем населения Липецкой области (далее - области) и увеличения объемов жилищного строительства путем оказания финансовой поддержки гражданам и совершенствования рынка жилья с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования.
3. Исполнители Программы:
ОАО "Липецкая ипотечная корпорация" и ОГУП "Свой дом" (далее - исполнители Программы).
4. Сроки реализации Программы: 2000-2010 г.г.
Основные приоритетные направления Программы и ее ресурсное обеспечение с 2003 по 2010 г.г. определяются в приложении N 1 к Программе.
5. Задачи Программы:
- разработка и внедрение единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования, развертывание системы ипотечного жилищного кредитования на территории области;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы ипотечного жилищного кредитования;
- формирование первичного и вторичного рынков ипотечного жилищного кредитования;
- формирование финансовых ресурсов для реализации Программы;
- создание резервного (отселенческого) фонда для временного проживания граждан, не справившихся с погашением ипотечного кредита;
- организация информационного обеспечения Программы;
- взаимодействие исполнителей Программы с операторами вторичного рынка ипотечных кредитов (агентств по ипотечному жилищному кредитованию) - специализированных организаций, осуществляющих рефинансирование кредитов, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты населению;
- организация взаимодействия с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", г. Москва;
- внедрение системы ипотечного жилищного кредитования по различным схемам (новое, вторичное жилье) с привлечением бюджетных, внебюджетных источников, кредитов, заемных средств, средств инвесторов, юридических и физических лиц.
6. Порядок приема и рассмотрения заявлений на получение и предоставление целевых займов на приобретение жилья под залог недвижимости (ипотеки), а также порядок предоставления безвозмездной бюджетной субсидии приобретателям жилых помещений определяются соответственно в приложениях N 2 и 3 к Программе.
2. Организация системы ипотечного жилищного кредитования
1. Участники Программы и их функции:
1.1. В функции Липецкого областного Совета депутатов и администрации области входит:
- создание нормативной правовой базы;
- создание резервного (отселенческого) фонда для временного проживания граждан, не справившихся с погашением ипотечного кредита;
- государственная поддержка, в том числе путем финансирования из областного бюджета, предоставление гарантий, налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов;
- регулирование рынка жилья, формирование системы ипотечного жилищного кредитования и жилищного строительства в области;
- предоставление государственных бюджетных субсидий, целевых займов;
- внесение предложений по изменению действующего федерального законодательства;
- разработка единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования и контроль за их соблюдением;
- координация мероприятий Программы с федеральными программами "Свой Дом", "Государственные жилищные сертификаты", "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", "Строительство жилья для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "Социальное развитие села до 2010 года" на основе широкого использования механизмов ипотечного жилищного кредитования;
- обобщение и распространение опыта по внедрению ипотечного жилищного кредитования и модернизации базы стройиндустрии на основе отечественных и зарубежных передовых технологий с целью удешевления строительства и создания новых рабочих мест;
- стандартизация и унификация схем ипотечного жилищного кредитования;
- содействие созданию для всех участников ипотечного рынка единого информационного поля, формированию единой информационной системы для обмена информацией об имеющемся жилье и условиях его приобретения в рамках системы ипотечного жилищного кредитования на территории области.
1.2. В функции органов местного самоуправления входит:
- выявление и постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- регистрация льготных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- предоставление бюджетных субсидий за счет местных бюджетов для приобретения жилья, разработка в этих целях нормативной базы;
- участие в финансировании мероприятий Программы на соответствующей территории муниципального образования с привлечением средств местного бюджета;
- выявление объектов жилья, строительство которых приостановлено застройщиками из-за финансовых трудностей, и осуществление мероприятий по передаче исполнителям Программы для завершения и дальнейшей их реализации в соответствии с настоящей Программой;
- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства, комплексного освоения территорий, поддержка застройщиков и других участников Программы, в том числе путем предоставления налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, разработка и реализация в этих целях соответствующих местных программ.
1.3. Исполнители Программы выполняют функции аккумулирования областных финансовых средств с целью их дальнейшего направления на ипотечное жилищное кредитование и являются координаторами Программы на территории области.
В целях решения задач, поставленных Программой, исполнители Программы:
- осуществляют предоставление целевых займов и бюджетных субсидий на приобретение жилья под залог недвижимости (ипотеку) и продажу жилья в рассрочку в порядке, установленном Программой;
- выполняют функции безналогового проводника финансовых ресурсов с целью удешевления стоимости жилья;
- выступают стороной по договорам долевого участия в строительстве жилья или заказчиком строящегося жилья;
- используют средства для приобретения жилья на вторичном рынке недвижимости или самостоятельно приобретают недвижимость у продавцов.
1.4. Уполномоченное кредитное учреждение (в случаях привлечения внебюджетных кредитных ресурсов):
- выступает агентом исполнителей Программы;
- выдает ипотечные кредиты приобретателям жилья (заемщикам) на основании оценки их платежеспособности и кредитоспособности и осуществляет последующее обслуживание данных ипотечных кредитов.
Срок кредита определяется кредитным договором в зависимости от финансовых возможностей соответствующего банка и исполнителей Программы, а также других причин (наличия имеющегося жилья, подлежащего продаже в счет погашения кредита; средств, полученных в виде субсидий; жилищных сертификатов и т.д.) на срок до 20 лет.
1.5. Приобретатель жилья, реализуемого в соответствии с Программой (заемщик), - главный участник Программы. Заемщиками выступают физические лица, добровольно предоставившие уже имеющееся у них в собственности жилье в залог (возможен залог третьих лиц) или приобретаемое за счет целевого займа или бюджетной субсидии жилье, способные внести текущие платежи при приобретении жилья.
1.6. Поручитель - юридическое или физическое лицо, поручившееся за приобретателя жилья (заемщика), несущее имущественную ответственность по обязательствам приобретателя жилья (заемщика).
1.7. Уполномоченный оценщик - юридическое или физическое лицо, имеющее право на осуществление профессиональной оценки недвижимости. Выполняет по поручению исполнителей Программы оценку стоимости предметов залога при ипотечном жилищном кредитовании и жилья на вторичном рынке.
1.8. Уполномоченный риэлтер по договору с исполнителями Программы оказывает помощь в заключении сделок по купле - продаже недвижимости.
1.9. Оператор вторичного ипотечного рынка жилья - юридическое лицо, осуществляющее выкуп ипотечных кредитов у первичных кредиторов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
1.10. Инвестор - юридическое или физическое лицо, инвестирующее свободные денежные средства на развитие ипотечного рынка в области путем их перечисления исполнителям Программы, а также приобретающее ценные бумаги операторов вторичного ипотечного рынка жилья.
1.11. Страховая организация - страховая компания, имеющая лицензию на страховую деятельность. По соглашению с исполнителями Программы выполняет имущественное страхование (страхование ипотеки), личное страхование заемщиков и страхование гражданско-правовой ответственности участников Программы.
1.12. Застройщик - организация, осуществляющая строительство жилых домов.
1.13. Орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридическое лицо, обеспечивающее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, одной из функций которого является регистрация договоров ипотеки и права ипотеки.
2. Основные требования к предмету ипотеки
Предметом ипотеки является жилое помещение, то есть отдельная квартира в многоквартирном доме, а также отдельно стоящий жилой дом (коттедж для постоянного проживания), на которые в установленном порядке оформлено право собственности и расположенные на территории области.
Право собственности на жилое помещение должно быть подтверждено Свидетельством о государственной регистрации, оформленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Жилое помещение должно отвечать следующим основным требованиям:
иметь отдельную от других квартир кухню и санузел (т.е. коммунальные квартиры в залог не принимаются);
быть подключенным к электрическим, паровым или газовым системам отопления, обеспечивающим подачу тепла на всю площадь жилого помещения;
быть обеспеченным горячим (в том числе с использованием газовых систем отопления) и холодным водоснабжением в ванной комнате и на кухне;
иметь в исправном состоянии сантехническое оборудование, двери, окна, а также для квартир на последних этажах - крышу.
Здание, в котором расположено жилое помещение, являющееся предметом ипотеки, должно иметь железобетонный, каменный или кирпичный фундамент; металлические, железобетонные или смешанные перекрытия (за исключением деревянных).
Не может быть предметом ипотеки жилое помещение, расположенное в здании, находящемся в аварийном состоянии, а также состоящее на учете по постановке на капитальный ремонт.
Передаваемое в ипотеку жилое помещение должно быть свободно от каких-либо ограничений (обременении) прав на нее, в том числе прав третьих лиц, за исключением прав членов семьи собственника-залогодателя.
Стоимость предмета залога недвижимости определяется на основе оценки уполномоченного оценщика, являющегося членом Общества оценщиков, имеющего лицензию или сертификат в соответствии с действующим законодательством. Оценщик должен предоставить подробное описание имущества и оценку его рыночной стоимости, т.е. цены, которую покупатель готов заплатить продавцу на свободном рынке, цена должна соответствовать техническим и иным потребительским свойствам жилого помещения.
3. Схемы ипотечного кредитования жилья
Схема N 1. Приобретение вновь построенного жилья
Исполнители Программы за счет бюджетных средств (для работников бюджетной сферы, молодых семей, малоимущих граждан и других льготных категорий населения) и средств заемщиков приобретают вновь построенное или вводимое в строй жилье (квартиры) у застройщиков, в том числе на основе долевого участия в строительстве этого жилья.
Приобретатели жилья заключают договора с исполнителями Программы на приобретение жилья из предлагаемых ими квартир на следующих условиях: