ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2002 года N 180-пс
О внесении изменений и дополнений в программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области
Рассмотрев обращение главы администрации области о внесении изменений и дополнений в Программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области и учитывая решение комитета по экономике, областной Совет депутатов
постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в Программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области, утвержденную постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 26 октября 2000 года N 523-пс (в ред. постановления Липецкого областного Совета депутатов от 18.04.2001 N 605-пс), согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Председатель
областного Совета депутатов
А.И. Савенков
Приложение
к постановлению
Липецкого областного
Совета депутатов
от 26 декабря 2002 года N 180-пс
Изменения и дополнения в программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области
Внести в Программу ипотечного жилищного кредитования Липецкой области, утвержденную постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 26.10.2000 N 523-пс (в ред. постановления от 18.04.2001 N 605-пс), следующие изменения и дополнения:
1. В разделе 1:
- абзац 2 изложить в следующей редакции:
"В настоящее время в очереди на получение жилья официально состоит более 85 тысяч семей. Кроме того, часть семей в очередь на улучшение жилищных условий не становится, потеряв надежду на его получение. Таким образом количество семей, которым необходимо жилье, по области составляет более 100 тысяч, из них работники бюджетной сферы составляют свыше 10%.";
- дополнить новыми абзацами 3 - 7, изложив их в следующей редакции:
"Увеличение объемов вводимого жилья в области с 1998 года осуществлялось за счет строительства жилых домов по областной программе "Свой дом". По данной программе за годы ее реализации было введено более 400 тыс. кв. м благоустроенных жилых домов. По программе "Ипотечное жилищное кредитование" начиная с 2000 года введено около 10 тыс. кв. м. Тем не менее темпы реализации этих программ не позволяли решить все проблемы жилищного строительства.
Проблема обеспечения населения области жильем остается чрезвычайно острой как в городах области, так и в сельской местности.
Демографическая обстановка в области, как и в целом в стране, остается тревожной. Снизилась интенсивность деторождения. В настоящее время по Липецкой области суммарный коэффициент рождаемости (число детей, приходящихся в среднем на 1 женщину в течение жизни) в городе составляет 1,09, в сельской местности - 1,34, 28% женщин не родили ни одного ребенка. Около 42% женщин возрастной группы 18 - 44 года, не имевших на момент переписи детей, вообще не намерены ими обзаводиться, а каждая третья предполагает родить только одного ребенка, и лишь 1% женщин - 3-х и более детей.
В 2001 г. в Липецкой области зарегистрировано браков 8838, разводов - 6905. Уровень брачности населения - самый низкий за весь послевоенный период. Показатель разводимости населения выше уровня 1980 года на 15%.
Одной из основных причин такого положения является отсутствие жилья.";
- абзацы 3 - 4 считать абзацами 8 - 9 соответственно.
2. В разделе 3 в пункте 3.3:
- абзац 8 изложить в следующей редакции:
"Второй этап - 2002 год:";
- дополнить новыми абзацами 13 - 24 в следующей редакции:
"Третий этап 2003 - 2006 годы:
- организация деятельности ОАО "Липецкая ипотечная корпорация" (далее по тексту - Ипотечная корпорация);
- отбор участников ипотечного рынка, обучение персонала;
- совершенствование механизма реализации Программы;
- взаимодействие с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва);
- формирование базы финансирования ипотечного кредитования за счет бюджетных источников, внебюджетных источников, кредитов, заемных средств, средств инвесторов, юридических и физических лиц;
- внедрение системы ипотечного кредитования по различным схемам (новое, вторичное жилье).
Четвертый этап 2007 - 2010 годы:
- расширение рынка ипотечного жилищного кредитования;
- привлечение дополнительного финансирования;
- расширение рынка вторичного жилья через ипотечное кредитование;
- расширение взаимодействия с ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва).";
- абзац 13 исключить;
- абзацы 14 - 15 считать абзацами 25 - 26 соответственно.
3. В разделе 4:
- в пункте 4.1.4 абзац 3 цифры "10" заменить цифрами "20 лет";
- дополнить новым пунктом 4.2, изложив его в следующей редакции:
"4.2. Основные требования к предметам ипотеки (залога недвижимости).
Предметом ипотеки является жилое помещение, то есть отдельная квартира в многоквартирном доме, а также отдельно стоящий жилой дом (коттедж для постоянного проживания), на которые в установленном порядке оформлено право собственности и которые расположены на территории того же субъекта Российской Федерации, где осуществляется кредитование заемщика. Право собственности на жилое помещение должно быть подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права, оформленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Жилое помещение должно отвечать следующим основным требованиям:
иметь отдельную от других квартир кухню и санузел (т.е. коммунальные квартиры в залог не принимаются);
быть подключенным к электрическим, паровым или газовым системам отопления, обеспечивающим подачу тепла на всю площадь жилого помещения;
быть обеспеченным горячим (в том числе с использованием газовых систем отопления) и холодным водоснабжением в ванной комнате и на кухне;
иметь в исправном состоянии сантехническое оборудование, двери, окна, а также для квартир на последних этажах - крышу.
Здание, в котором расположено жилое помещение, являющееся предметом ипотеки, должно иметь железобетонный, каменный или кирпичный фундамент; металлические, железобетонные или смешанные перекрытия (за исключением деревянных).
Не может быть предметом ипотеки жилое помещение, расположенное в здании, находящемся в аварийном состоянии, а также состоящее на учете по постановке на капитальный ремонт.
Передаваемое в ипотеку жилое помещение должно быть свободно от каких-либо ограничений (обременений) прав на нее, в том числе прав третьих лиц, за исключением прав членов семьи собственника - залогодателя.
Стоимость предмета залога недвижимости определяется на основе оценки независимого оценщика, являющегося членом Общества оценщиков, имеющего лицензию или сертификат в соответствии с действующим законодательством. Оценщик должен предоставить подробное описание имущества и оценку его рыночной стоимости, т.е. цены, которую покупатель готов заплатить продавцу на свободном рынке, цена должна соответствовать техническим и иным потребительским свойствам жилого помещения.";
- пункт 4.2 считать пунктом 4.3, изложив его в следующей редакции:
"4.3. Схемы ипотечного кредитования жилья.
Схема N 1. Приобретение вновь построенного жилья
ОАО "Липецкая ипотечная корпорация" за счет бюджетных средств (для работников бюджетной сферы, молодых семей, малообеспеченных граждан и льготных категорий населения) и средств заемщиков приобретает вновь построенное или вводимое в строй жилье (квартиры) у организаций застройщиков, в том числе на основе долевого участия в строительстве этого жилья.
Приобретатели жилья из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий выбирают устраивающий их вариант из предлагаемых Ипотечной корпорацией квартир и заключают с ним договора на приобретение жилья на следующих условиях:
а) на общих основаниях:
30% - первоначальный взнос заемщика;
70% - ипотечный заем до 20 лет;
б) для работников бюджетной сферы:
30% - единовременный взнос при выделении средств на приобретение квартиры из бюджета (местный, областной) на безвозвратной основе;
25% - первоначальный взнос заемщика;
45% - ипотечный заем до 20 лет, при этом погашение процентной ставки обслуживания ипотечного кредита осуществляется в порядке: 50% за счет средств бюджета (местный, областной) на безвозвратной основе, 50% - собственные средства заемщика;
в) для молодых семей:
30% - единовременный взнос при выделении средств на приобретение квартиры из бюджета (местный, областной) на безвозвратной основе;
25% - первоначальный взнос заемщика;
45% - ипотечный заем до 20 лет, при этом погашение процентной ставки обслуживания ипотечного кредита осуществляется в порядке: 50% - за счет средств бюджета (местный, областной) на безвозвратной основе, 50% - собственные средства заемщика;
г) жилье для малообеспеченных граждан и льготных категорий населения:
45% - средства местных бюджетов;
45% - средства внебюджетных источников;
10% - собственные средства населения.
В целях стимулирования рождаемости и сохранения семьи ипотечный заем погашается за счет средств соответствующего бюджета на безвозвратной основе из расчета стоимости 18 кв. м общей площади приобретенного жилого помещения на каждого ребенка, родившегося после заключения договора об ипотеке.
Выполнение условий целевого займа обеспечивается залогом недвижимого имущества, имеющего ликвидность на рынке жилья, путем заключения договора об ипотеке.
Возврат займа начинается после передачи приобретаемой квартиры в пользование заемщика.
Приобретаемое жилье оформляется в собственность приобретателя после полного расчета по целевому займу.
Схема N 2. Улучшение жилищных условий с реализацией имеющегося в собственности жилья
Данная схема применяется в случае намерения приобретателя, нуждающегося в улучшении жилищных условий, продать имеющееся в его собственности жилье в счет погашения стоимости жилья, вновь приобретаемого в целях улучшения жилищных условий. Стоимость старого жилья составляет примерно 50 - 60% стоимости нового, 25% (для льготников - 10%) - собственные средства для первоначального взноса приобретателя, на оставшиеся 10 - 30% стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка на условиях займа под процент со сроком возврата до 20 лет.
Приобретатель вселяется в приобретаемое жилье после заключения договора на продажу старого жилья третьему лицу на условиях передачи средств от продажи Ипотечной корпорации в счет оплаты нового жилья, после чего в течение нескольких лет рассчитывается с Ипотечной корпорацией по предоставленному займу. Приобретаемое жилье оформляется в собственность приобретателя после возврата займа.";
- пункт 4.3 считать пунктом 4.4 и в нем:
- в абзаце 3 слова "3 года и более" заменить словами "до 20 лет";
- в абзаце 5 слово "ежеквартального" заменить словом "ежемесячного";
- пункты 4.4 - 4.6 считать пунктами 4.5 - 4.7 соответственно.
4. Раздел 5 изложить в следующей редакции:
"5. Субсидии гражданам льготных категорий
Государственная поддержка граждан, относящихся к малообеспеченным и льготным категориям населения и желающих получить жилье, организуется через систему предоставления безвозмездных субсидий для оплаты жилья, которые должны быть не менее 90% его стоимости, и 10% собственных средств заемщика.".