(с изменениями на 13 мая 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 июня 2005 года на основании
Закона Липецкой области от 03 июня 2005 года N 194-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Липецкой области от 13 мая 2004 года N 108-оз (Липецкая газета, 21.05.2004).
____________________________________________________________________
Принят
Липецким областным
Советом депутатов
10 июля 2003 года
Демократические, свободные и периодические выборы главы администрации Липецкой области (далее - главы администрации области) являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. На территории области гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права.
1. Выборы главы администрации области проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", других федеральных законов, Устава Липецкой области Российской Федерации (далее - Устав области), настоящего Закона Липецкой области (далее - настоящий Закон) и других законов Липецкой области (далее - области).
2. Настоящий Закон и иные нормативные правовые акты области о выборах не должны противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае, если настоящий Закон, иные нормативные правовые акты области о выборах противоречат вышеуказанному Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона.
Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
1. Гражданин Российской Федерации (далее - гражданин) участвует в выборах главы администрации области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах.
5. Выборы главы администрации области организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
1. Гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать главу администрации области, а по достижении 30-летнего возраста - быть избранным главой администрации области. Гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
2. Гражданин имеет право избирать, быть избранным главой администрации области независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права избирать, быть избранными главой администрации области граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.
Граждане участвуют в выборах главы администрации области на равных основаниях.
Гражданин голосует на выборах главы администрации области за кандидата или против всех кандидатов непосредственно.
Голосование на выборах главы администрации области является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
1. Глава администрации области в соответствии с Уставом области избирается на четыре года.
2. Изменение (увеличение или сокращение) срока полномочий действующего главы администрации области не допускается. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного Уставом области срока полномочий главы администрации области может применяться только к главе администрации области, избранному на выборах, назначенных после официального опубликования такой нормы.
3. Если срок полномочий действующего главы администрации области истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то указанный глава администрации области исполняет свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового главы администрации области.
Выборы главы администрации области являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные настоящим Законом.
1. Выборы главы администрации области назначаются Липецким областным Советом депутатов (далее - областной Совет депутатов). Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который был избран глава администрации области. В случае досрочного прекращения полномочий главы администрации области выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.
2. Голосование на выборах главы администрации области должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
4. Если областной Совет депутатов не назначит выборы в сроки, предусмотренные настоящим Законом, выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией Липецкой области (далее - избирательная комиссия области):
а) в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия главы администрации области. При этом решение избирательной комиссии области о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов;
б) не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы администрации области. При этом решение избирательной комиссии области о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
5. Если областной Совет депутатов либо избирательная комиссия области не назначит в установленный срок выборы главы администрации области или если избирательная комиссия области отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются Липецким областным судом. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия Липецкой области, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу комиссии, установленных законом, в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу.
1. Регистрации (учету) подлежат все граждане, обладающие активным избирательным правом.
2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина на территории области, который устанавливается органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) избирателей осуществляется в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
4. При осуществлении регистрации (учета) избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об избирателях: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа.
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, администрация области обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.
6. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.
1. В целях реализации прав избирателей территориальными комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей и представляемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
3. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Сведения о зарегистрированных избирателях формирует и уточняет глава муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицо, уполномоченное на то представительным органом местного самоуправления). Сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Указанные сведения направляются вышеуказанными должностными лицами в территориальные комиссии сразу после их образования.
5. Список избирателей составляется территориальной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме вышеназванными должностными лицами.
6. Гражданин включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
7. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю.
8. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь территориальной комиссии. Список избирателей заверяется печатями территориальной и участковой комиссий. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией области.
9. Соответствующая территориальная комиссия передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
10. Участковая комиссия во взаимодействии с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, уточняет список избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.
11. Участковая комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
12. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения или включения его в другой список избирателей. При этом в списке избирателей, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой комиссии. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии). Каждый гражданин вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 4 статьи 11 настоящего Закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке.
13. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.
14. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.