Недействующий


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2005 года N 928-пс

О Программе развития и использования научно-технического
 и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы

(с изменениями на 24 мая 2007 года)
(редакция, действующая с 6 июня 2007 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
Постановления Липецкого областного Совета депутатов
от 10 декабря 2008 года N 858-пс
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 09 февраля 2006 года N 1141-пс (Липецкая газета от 17.02.2006);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 30 марта 2006 года N 1185-пс (Липецкая газета от 07.04.2006 N 66-67);

Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 24 мая 2007 года N 247-пс (Липецкая газета от 06.06.2007 N 109).

____________________________________________________________________


Рассмотрев представленный главой администрации области проект программы развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы, руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета по экономике, областной Совет депутатов

постановляет:


1. Утвердить Программу развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Председатель областного
Совета депутатов
А. Савенков


Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы


Приложение
к постановлению Липецкого
областного Совета депутатов
от 25 августа 2005 года N 928-пс


Паспорт
Программы развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005-2010 годы

Наименование Программы

Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005 - 2010 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Администрация Липецкой области

Основной разработчик Программы

Липецкий государственный технический университет

Основание для разработки Программы

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» N 127-ФЗ от 23.08.96 года распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2002 года N 17-64Р «Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий». Решение Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 года по вопросу «О стимулировании инновационной деятельности и внедрении в производство наукоемких технологий».

Закон Липецкой области от 14.06.2001 N 144-ОЗ «О промышленной политике в Липецкой области».

Цель Программы

Интенсификация экономического развития Липецкой области на основе использования ее промышленного, научно-технологического и инновационного потенциала путем перевода экономики области на инновационный путь развития, который определяется внедрением научных результатов, изобретений, высокоэффективных рационализаторских предложений в производство, созданием условий для решения социальных и экономических проблем области, повышения качества жизни населения.

Задачи Программы

1) формирование инновационной инфраструктуры области;

2) создание условий для эффективного использования имеющегося научно-технического и инновационного потенциала, стимулирования инновационной активности работников предприятий всех видов деятельности;

3) создание условий для скорейшего внедрения изобретений и рационализаторских предложений в хозяйственный оборот с целью повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

4) увеличение числа предприятий, использующих инновации;

5) увеличение объёма инновационной продукции, производимой предприятиями области, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, разработка новых технологий, повышение технического уровня производства;

потенциала для решения наиболее актуальных задач промышленного комплекса области;

7) совершенствование системы привлечения инвестиций для

и частного (в том числе иностранного) капитала;

8) содействие предприятиям в присвоении международных сертификатов качества инновационной продукции;

9) организация подготовки кадров по коммерциализации научных разработок;

10) создание дополнительных рабочих мест;

11) проведение постоянного мониторинга развития инновационного сектора экономики.

Сроки реализации Программы

2005-2010 годы

2005 - 2007 годы - 1-й этап

2008-2010 годы - 2-й этап

Объёмы и источники финансирования Программы

Объемы финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета:

1 этап

2005 года - 11,5 млн. руб.

2006 года - 140,31 млн. руб. (по прогнозу)

2007 года - 139,71 млн. руб. (по прогнозу)

2 этап

2008- 2010 г.г. выполнение основных организационных мероприятий (за

ежегодно.

Источником финансирования являются средства областного бюджета и внебюджетных средств. Объёмы расходов на финансирование Программы уточняются ежегодно при формировании областного бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация 1 этапа Программы в течение 2005 - 2007 годов позволит:

- активизировать научно-технический и инновационный потенциал области;

- создать инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, включая не менее двух инновационных бизнес-инкубаторов, техноцентр и инновационно-технологический центр;

- за счёт увеличения доли инновационной продукции обеспечить прирост объёма промышленного производства области до 10-15% в год;

- создать не менее 30 новых малых инновационных предприятий и не менее 1000 новых рабочих мест.

Реализация 2 этапа Программы в течение 2008 - 2010 годов позволит:

- создать сеть новых малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на территории области;

- на постоянной основе осуществлять меры экономической поддержки предприятий разной формы собственности, осуществляющих инновационную деятельность;

- совершенствовать систему информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности, сформировать и постоянно обновлять базу данных инновационных разработок, выполненных в области, в стране и за рубежом и представляющих интерес для предприятий области;

- обеспечить мониторинг результатов реализации Программы;

- отладить функционирование системы экономических, правовых и организационных мер государственной поддержки инновационной деятельности, при необходимости вносить в нее коррективы;

- на основании анализа результатов функционирования созданной системы управления инновационной деятельностью разрабатывать и реализовывать предложения по ее дальнейшему совершенствованию;

- создать учебно-научно-инновационный комплекс;

- успешно реализовать не менее пятидесяти инновационных проектов на предприятиях области;

- создать не менее 50 новых малых инновационных предприятий и не менее 1200 новых рабочих мест.

Исполнители Программы

Управление промышленности Липецкой области, департамент образования и науки Липецкой области, комитет по развитию малого бизнеса Липецкой области.

(Позиция в редакции, введенной в действие Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 24 мая 2007 года N 247-пс, - см. предыдущую редакцию).

Контроль за выполнением Программы

Ежегодное рассмотрение выполнения Программы на Президиуме Совета администрации области, представление информации о выполнении Программы в областной Совет 1 раз в полугодие.



Введение

Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала области на 2005-2010 г.г. направлена на переориентацию экономики Липецкой области на инновационный путь развития, повышение конкурентоспособности товаропроизводителей области, обеспечение инвестиционной привлекательности региона.

Переход к инновационному развитию страны определен основной целью государственной политики в области развития науки и технологий.

Реализация Программы приведёт к диверсификации производства на территории Липецкой области с увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, создаёт более широкие возможности для внедрения изобретений, высокоэффективных рационализаторских предложений, патентования, лицензирования новой техники, стимулирования её создателей. Основу приоритетных разработок и технологий должны составлять способные к правовой охране результаты интеллектуальной деятельности. Именно объекты интеллектуальной собственности могут обеспечить разработку продукции высокого качества с лучшими техническими и потребительскими характеристиками с высокой экономической эффективностью и конкурентоспособностью.

В Программе учтены приоритетные направления развития науки, техники и технологий Российской Федерации, а также специфика и задачи развития отраслевой структуры экономики Липецкой области.



1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами

Стратегия современного развития общества определяется построением экономики инновационного типа. Одной из главных задач общества и государства является наращивание производительности в инновационной сфере. Экономика все больше ориентируется на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инновационной и научной деятельности.

Программа актуальна особенно в период подготовки России к вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО).

Совершенствование механизмов государственного содействия в реализации инновационных проектов позволит:

- осуществить перевод экономики на инновационный путь развития;

- широко использовать передовые производственные технологии;

- обеспечить участие малых высокотехнологичных предприятий в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах для реализации различных инновационных проектов;

- повысить привлекательность предпринимательской деятельности в области инновационного предпринимательства путём широкой пропаганды успехов и опыта работы в средствах массовой информации, включая сети Интернет, формирование инновационной культуры населения;

- добиться повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг.

Переход к инновационному развитию страны определен основной целью государственной политики в области развития науки и технологий.

Анализ тенденций развития науки и технологий показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на мировой рынок. Весь процесс такого реформирования условно можно разбить на три основных элемента:

- организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире;

- создание инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию знаний;

- модернизация промышленности на основе инноваций.

Использование инноваций является условием создания качественно новой конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости и тем самым служит источником устойчивых темпов экономического роста. При этом значительная доля работы по стимулированию инновационной деятельности должна и может осуществляться на областном уровне, располагающем наиболее полной информацией о состоянии предприятий и организации области.

В Липецкой области 10% промышленных предприятий производят 90% общего объема выпускаемой продукции, а 615 предприятий (90%) производят только 10% от общего объема выпускаемой промышленной продукции. Инновационно-активными являются около 6% промышленных предприятий, что на 4% ниже, чем в среднем по России (10%).

В то же время научно-технический, интеллектуальный и производственный потенциал, накопленный в Липецкой области, позволяет разрабатывать широкий спектр инновационных и инвестиционных проектов, осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. В Липецкой области разработана основная нормативная база инвестиционной деятельности. Приняты законы о поддержке инвестиционной деятельности на территории Липецкой области, о предоставлении государственных гарантий, о залоговом фонде.

В настоящее время основными целями инновационной политики области являются:

- переход к инновационному пути развития промышленности области;

- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

- принятие нормативно-правовых актов, создающих благоприятные экономические и организационные условия для развития инновационной деятельности;

- создание промышленных зон технологического развития;

- создание системы государственной поддержки инновационного бизнеса;

- эффективное использование научного и научно-образовательного, научно-производственного комплексов для социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения области.

Для повышения инновационной активности ученых области необходимо наладить более тесное взаимодействие с российскими и зарубежными фондами, принимать более активное участие в конкурсах грантов и программ различных уровней.

Одним из приоритетных направлении данной Программы является создание условий для широкого внедрения инновационных разработок и технологий на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Необходимо создать инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, включая инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы.

В качестве пилотного проекта целесообразно создать региональный инновационно-технологический центр по оказанию услуг в сфере инноваций и технологий предприятиям малого и среднего бизнеса. Центр, накопив необходимый опыт, будет работать в областях, являющихся стратегическими с точки зрения экономического и промышленного развития, а именно:

- научно-исследовательские разработки в промышленности, сфере инноваций и передачи технологий; услуги НИ и ОКР, проектирование и инженерный консалтинг;

- сертификация продукции, определение соответствия продукции директивам ЕС по качеству, подготовка предприятий к сертификации по стандартам ISO 9000;

- лабораторные испытания продукции;

- подготовка персонала.



2. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на период 2005-2010 годы: первый этап - 2005-2007 г.г.; второй этап - 2008-2010 г.г.

Программа направлена на поэтапное формирование эффективной модели государственной поддержки инновационной деятельности на территории Липецкой области, в соответствии с поэтапным развитием национальной инновационной системы.

Этапы реализации Программы связаны с существующими тенденциями и динамикой экономических преобразований и учитывают необходимость последовательной реализации программных мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности.



3. Кадровое обеспечение инновационной деятельности

Переход на инновационный путь развития промышленности области потребует формирования качественно нового кадрового состава специалистов, обеспечивающих инновационную активность промышленного комплекса, на основе внедрения многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации ведущих специалистов промышленных предприятий в сфере инноваций и промышленных технологий.

В подготовке кадров для данной Программы важную роль будут играть: Президентская программа подготовки управленческих кадров, Программа развития системы подготовки кадров Для предприятий промышленности Липецкой области на 2005-2010 г.г. В вузах области необходимо осуществить открытие новых специальностей. В Липецком государственном техническом университете, начиная с 2005 года, осуществляется подготовка инженеров по специальности «Управление качеством», организованы курсы повышения квалификации по основным образовательным программам данной специальности.

В области кадрового обеспечения инновационной деятельности приоритетным является:

- создание рынка труда в области инновационной деятельности;

- развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной областях, включая:

а) финансирование за счет средств бюджетов различных уровней подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования, кадров высшей квалификации для инновационной деятельности;

б) создание системы единого научно-методического и учебно-методического обеспечения подготовки кадров для инновационной деятельности, включая научных работников и преподавателей в сфере инновационной деятельности;

в) обеспечение систематического обучения и повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности сотрудников региональных органов власти и участников инновационной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»