ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2005 года N 831-пс
Об областной целевой программе «Молодая семья (2005-2010 годы)»
(с изменениями на 24 мая 2007 года)
(редакция, действующая с 6 июня 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2009 года на основании
Постановления Липецкого областного Совета депутатов
от 10 декабря 2008 года N 858-пс
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 06 октября 2005 года N 972-пс (Липецкая газета от 19.10.2005 N 203);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 10 августа 2006 года N 1355-пс (Липецкая газета от 18.08.2006 N 160);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 19 декабря 2006 года N 106-пс (Липецкая газета от 23.12.2006 N 247);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 24 мая 2007 года N 281-пс (Липецкая газета N 109 от 06.06.2007).
____________________________________________________________________
Рассмотрев представленный главой администрации области проект областной целевой программы «Молодая семья (2005-2010 годы)», принимая во внимание необходимость создания системы государственной поддержки молодых семей на территории Липецкой области, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая решение комитета областного Совета депутатов по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи, областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную Целевую программу «Молодая семья (2005-2010 годы)» (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного- самоуправления городов и районов области разработать аналогичные программы, предусмотрев их финансирование ив местных бюджетов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областного
Совета депутатов
А. Савенков
Наименование Программы | Областная целевая программа «Молодая семья (2005-2010 годы)» (далее - Программа) | ||||||||
Государственный заказчик Программы | Администрация области | ||||||||
Основной разработчик Программы | Комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации области | ||||||||
Основная цель Программы | Создание для молодых семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность наилучшего выполнения своих основополагающих функций | ||||||||
Основные задачи Программ | Программа предусматривает решение основных задач: | ||||||||
Сроки и этапы выполнения Программы | 2005-2010 годы: I этап: 2005 год; II этап: 2006-2010 годы | ||||||||
Объемы и источники финансирования Программы | Объем расходов на реализацию Программы в 2005-2010 годах из областного бюджета прогнозно составит 794,5 | ||||||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
54,4 | 188,9 | 137,8 | 137,8 | 137,8 | 137,8 | ||||
Объемы расходов на реализацию Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год | |||||||||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 23 декабря 2006 года | |||||||||
Исполнители Программы | Комитет по делам женщин, семьи и демографии администрации области; | ||||||||
Ожидаемые результаты выполнения Программы | Выполнение мероприятий Программы позволит: - сохранить рост рождаемости, | ||||||||
Контроль за исполнением Программы | Администрация области осуществляет общее руководство реализацией программы, управляет средствами, выделенными из областного бюджета |
Важной стороной социальной сферы деятельности государства является организация работы с молодыми семьями, которая выступает как часть государственной молодежной, семейной и демографической политики.
На уровне рождаемости и состоянии брачных отношений сказывается распространение в молодежной среде особого типа демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого являются: предпочтение бездетной или однодетной семьи, снижение браков, высокий уровень одобрения альтернативных традиционных форм семейно-брачных взаимоотношений (гражданский брак, свободные отношения и т.д.). Эти явления становятся атрибутом молодежной субкультуры.
Сегодняшний крайне низкий уровень рождаемости на фоне роста численности молодежи самого активного репродуктивного возраста (20-24 года) является результатом откладывания рождения детей или отказа от их рождения.
Сравнительный анализ численности населения Липецкой области по полу и возрастным группам по результатам переписи 1989 и 2002 годов показывает, что возрастная группа (20-24 года) в 2002 году составила на 8,2 тыс. человек больше, чем в 1989 году. Вместе с тем, если в 1989 году в этой возрастной группе рожала каждая десятая женщина, то в 2002 году - только каждая двадцатая.
Численность женщин детородного возраста (16-49 лет) в 1989 году была меньше на 32,4 тыс. человек, чем в 2002 году. Суммарный коэффициент рождаемости на 1 женщину (16-49 лет) составил 1,8 (в 2002 году - 1,2), в 1989 году коэффициент рождаемости на 1000 человек населения составил 12,8 (в 2002 году - 8,6).
Таким образом, за последние 20 лет, начиная с 1985 года, в репродуктивном поведении населения области произошли перемены.
Изменилось распределение родившихся по возрасту матери. Увеличилась доля рождений в возрастных группах 25-29 лет, 30-31 лет, 35-39 лет, а в группе 20-24 года уменьшилась.
Растет уровень внебрачных рождений. В 1991-2003 годах доля внебрачных детей в общем числе родившихся удвоилась: с 11,8 до 23,3 %. Из всех внебрачных детей отцами признается только около 40 %.
Остается высокой доля отказных детей. В 1994 году число отказных детей составило - 48, в 2002 году - 67, или в 1,3 раза больше.
Значительное, число женщин отказывается от рождения детей с помощью аборта.
В 2002 году было сделано 17,0 тыс. абортов, в 2003 году - 15,9 тыс. абортов, в 2004 году - 14,3 тыс. абортов. Число родившихся детей в 2004 году (11062 человека) в 1,2 раза меньше количества абортов.
Ухудшается положение с брачностью населения. За последние 13 лет официально оформленных брачных сою стало меньше на 10 %.
Перепись населения 2002 года показала, что из 295 тысяч супружеских пар 20 тысяч, или 7 % были в нерегистрируемом браке.
Растет число разводов. В 1990 году число разводов составило 4633, а в 2003 году 7420, т. е. увеличилось в 1,6 раза. В результате этого более 5 тысяч несовершеннолетних детей ежегодно остаются без одного из родителей. Треть разводов приходится на молодые супружеские пары, проживших в браке менее 5 лет, четверть - на проживших 5-9 лет.
Большая подверженность молодых людей социальным рискам в обществе требует гарантированной поддержки институте молодой семьи во всех сферах жизнедеятельности.
Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности внутрисемейных отношений, освоения социальных ролей каждым членом семьи. Одновременно проблемы молодой семьи связаны с недостаточным уровнем материальной и финансовой обеспеченности. Среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а более половины молодых семей (по их самооценке) живут за чертой бедности, что делает невозможным выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социально значимых функций. В большинстве своем именно молодые семьи имеют малолетних детей, которым необходима особая пища и одежда, забота об укреплении здоровья и специальная система воспитания.
Актуальность принятия Программы в настоящий период обусловлена и тем, что именно молодая семья является главным стратегическим ресурсом в демографическом развитии, который требует принятия решений на опережение негативных событий в семейных отношениях, в асоциальных явлениях в семье, ускорение развития потенциала семьи взамен политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы.
Анализ социологического опроса, проведенного среди представителей молодых семей Липецкой области, показал, что более половины из опрошенных молодых супругов желают иметь двух и более детей. Это свидетельствует о том, что среди молодых людей пока еще сохраняется потребность в рождении второго ребенка и представление о двухдетной семье как идеальной и желательной.
Переход от массовой двухдетной семьи к массовой однодетной означает, что поколение детей будет почти в 2 раза меньше поколения родителей.
Закрепление социальной нормы однодетной семьи в массовом сознании молодежи может привести к необратимости процесса сокращения рождаемости, а, следовательно, к сокращению численности населения.
Позитивные изменения в репродуктивном поведении молодой семьи могут стать устойчивой тенденцией только при условии ее постоянной государственной поддержки.
В период с 1998 по 2004 годы органами законодательной и исполнительной власти области совместно с общественными объединениями области заложены основы и созданы предпосылки для дальнейшего формирования и развития комплексной системы государственной поддержки молодой семьи: приняты Законы Липецкой области «О государственной молодежной политике в Липецкой области», «О компенсационных выплатах и льготах в связи с рождением ребенка (детей) и уходом за ним», областные целевые программы «Молодежь Липецкой области (2001-2005 годы)», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Большая семья на 2002-2005 годы».
Настоящая Программа предусматривает комплекс мер, направленных на решение проблем стимулирования активности молодых семей в определении и осуществлении жизненной стратегии, формирования ответственности молодых семей за рождение здоровых детей и осуществление родительских обязанностей, совершенствование системы социальной поддержки молодых семей, воспитывающих нескольких детей, развитие системы социальных служб в целях расширения сферы услуг по подготовке молодёжи к семейной жизни.
Основной целью Программы является создание для молодых семей системы условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность наилучшего выполнения своих основополагающих функций.
Для достижения целей Программы необходимо решить следующие основные задачи:
- повысить активность молодых семей в определении и осуществлении жизненной стратегии;
- сформировать ответственность молодых семей за рождение здоровых детей и осуществление родительских обязанностей;
- совершенствовать систему социальной поддержки молодых семей, воспитывающих нескольких детей;
- развивать систему социальных служб в целях расширения сферы услуг по подготовке молодежи к семейной жизни и созданию молодой семьи;
- создать систему управления реализацией Программы.
Программа будет выполняться поэтапно в 2005-2010 годах.
На первом этапе (2005 год) будет осуществляться подготовка методологической базы реализации Программы, формирование и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов создания для молодых семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность наилучшего выполнения своих основополагающих функций.
На втором этапе (2006-2010 годы) предполагается совершенствование и развитие созданных на первом этапе механизмов реализации Программы, уточнение намеченных мероприятий с учетом их выполнения.
Мероприятиями Программы предусматривается создание для молодых семей условий жизнедеятельности, обеспечивающих возможность наилучшего выполнения своих основополагающих функций.
Участник Программы - малообеспеченная молодая семья, возраст одного из супругов в которой не превышает 30 лет включительно, состоящая в браке не менее одного года (в случае рождения (удочерения, усыновления) детей - без ограничения продолжительности брака), а также неполная семья, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста включительно, и постоянно проживающая на территории Липецкой области.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 октября 2005 года Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 06 октября 2005 года N 972-пс, - см. предыдущую редакцию)
Малообеспеченная семья - семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Липецкой области.
Неполная семья - семья, потерявшая одного из родителей (в случае потери кормильца), одинокая мать, в случае санаторно-курортного лечения - беременная женщина, не состоящая в браке
(Абзац дополнен с 18 августа 2006 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 10 августа 2006 года N 1355-пс,
см. предыдущую редакцию)
В мероприятиях Программы предусматривается решение конкретных вопросов государственной поддержки молодых семей, включая научные и социологические исследования, материально-техническое, информационное, организационное и нормативно-правовое обеспечение.
В этой связи предусматриваются основные направления реализации Программы.
Формирование ответственности молодых семей за рождение здоровых детей и осуществление родительских обязанностей:
- укрепление, оснащение медицинских учреждений (женских консультаций) для оказания помощи молодым супругам в подготовке к рождению детей;
- организация профилактической работы в медицинских учреждениях с беременными женщинами, находящимися в трудном жизненном положении и собирающимися прорвать беременность;
- обеспечение санаторно-курортным лечением малообеспеченных беременных женщин;