Изменение приоритетов экономического и политического развития регионов, в том числе Липецкой области (далее - области), не может не учитывать человеческий фактор в функционировании общества и производства. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение области в ближайшем будущем.
Молодежь как социально-демографическую группу отличает ряд особенностей. К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития в молодежной среде, можно отнести:
- восприимчивость к новому, рост инновационной активности;
- рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- рост заинтересованности в сохранении своего здоровья;
- стремление к интеграции в международное молодежное сообщество. К негативным тенденциям, требующим целенаправленного снижения в молодежной среде, можно отнести:
- отчуждение молодежи от участия в событиях политической, экономической и культурной жизни общества;
- снижение роли молодой семьи в процессе социального воспроизводства;
- криминализацию молодежной среды, влияние деструктивных субкультур и сообществ на молодежь;
- рост влияния деструктивных информационных потоков в молодежной среде.
Приоритетные задачи социально-экономического развития области требуют пересмотра идеологии реализации государственной молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения ее вклада в развитие региона.
На территории области проживают 279 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 23% от общего количества населения.
Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные явления в молодежной среде, усиливается тенденция размывания духовно-нравственных ценностей, ориентиров. В тоже время молодежи области свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.
В области создана основа для формирования и осуществления эффективной молодежной политики.
В 2004 году принят Закон Липецкой области «О государственной молодежной политике в Липецкой области», с 1996 года действует Закон Липецкой области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Приняты и реализуются областные целевые программы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года» и «Молодая семья (2005-2010 годы)», постановление главы администрации области от 11.03.2002 года N 36 «Об утверждении мероприятий по патриотическому воспитанию в Липецкой области на 2002-2005 г.г.».
В области принят и реализуется ряд нормативных правовых актов, направленных на содействие занятости молодежи:
Закон Липецкой области "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите";
- областная целевая программа «Развитие системы подготовки кадров для предприятий промышленности Липецкой области на 2005-2010 годы»;
- областная целевая программа "Содействие занятости населения Липецкой области на 2002-2005 годы", предусматривающая отдельный раздел "Содействие занятости молодежи".
По данным управления федеральной государственной службы занятости населения по области, в 2004 году в Центры занятости населения обратились более 20 тысяч безработных молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет. Из них трудоустроены на постоянную и временную работу 16,7 тысяч человек, направлены на переобучение 2,6 тысяч человек. В городских и районных центрах занятости из общего числа состоящих на учете 20-30% составляют молодые люди. После окончания учебного заведения 13% выпускников становятся на учет в службу занятости (большая часть из них - выпускники вузов, ссузов, меньшая - профессиональных училищ).
По данным социологического опроса, проведенного в 2005 году областным Центром социально-психологической адаптации и информации молодежи (приняли участие 4 тысячи молодых людей, проживающих на территории области), для 68% респондентов остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. В числе значимых для молодежи названы проблемы низкой заработной платы (61%), обеспечения жильем (47%), отсутствия правовой информированности (73%). Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.
По данным избирательной комиссии области, на 01.01.2005 года количество молодых избирателей в области составляет 184 тысячи человек (19, 7% от общего числа избирателей, проживающих на территории области). Социологические исследования по явке молодых избирателей не проводились, но для области характерна российская тенденция. В среднем только 30% от общего количества молодежи в возрасте старше 18 лет участвуют в голосовании на выборах разного уровня.
Основу инфраструктуры молодежной политики составляют отделы по работе с молодежью районных (городских) администраций. На 01.07.2005 года из 20 муниципальных образований в 8 районах и г. Ельце существуют самостоятельные структуры по работе с молодежью, в 10 районах и г. Липецке отделы совмещены. Вводятся ставки специалистов по работе с молодежью в сельских администрациях (Становлянский район - 18, Елецкий - 15, Липецкий - 7).
Успешно функционируют областной Центр социально-психологической адаптации и информации молодежи, областной Центр патриотического воспитания.
На территории области действуют более 30 молодежных и детских общественных объединений. Из них 11 входят в областной реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Созданы областные клубы: молодых журналистов, предпринимателей, творческой молодежи.
Для информационного обеспечения молодежной политики создается сайт «Мы - молодые!», издаются областные газеты «Молодежный вестник» и «Золотой ключик».
Финансирование мероприятий в сфере молодежной политики ежегодно предусматривается в законе Липецкой области об областном бюджете. Вместе с тем, для результативной работы с молодежью области необходимо не только сохранение сложившейся системы, но и ее активное развитие в правовом, экономическом, организационном плане.