Действующий

Об областной программе «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» (с изменениями на 13 декабря 2007 года)



Введение

Сфера образования оказывает всё более активное влияние на развитие общества в условиях происходящих в нём технологических и информационных преобразований, когда от использования инновационного потенциала зависит будущее области, страны. Переход от локальных изменений к системным преобразованиям делает образование наиболее динамичной сферой. В этом проявляется её важнейшая опережающая функция, позволяющая соответствовать долговременным объективным потребностям общества и усиливать действенность всех остальных, в том числе и экономических, составляющих общественного прогресса.

Для успешной реализации этой функции требуется качественное обновление традиционных подходов к образованию. Гарантией социальной стабильности, культурного и экономического развития области станет преобладание среди ее жителей людей, прошедших в системе образования процесс личностного, гражданского, культурного и профессионального становления. Таким образом, влияние образования на область носит стратегический характер.

Под системой образования в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» понимается совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Сложившаяся в области система образования обеспечивает непрерывность, доступность и качество всех ступеней и уровней образования. За годы своего существования она сохранила и приумножила лучшие традиции отечественного образования, реализовала стабильное и надежное функционирование своих компонентов, предоставила широкие возможности всем жителям области реализовать право на образование, обеспечила кадровый потенциал области и страны.

Нормативная правовая база позволяет в целом успешно решать многие возникающие в деятельности системы образования проблемы. Комплексное и эффективное развитие образования области требует принятия многоуровневой и межведомственной программы. Среди проблем, требующих первоочередного внимания, находятся следующие:

- недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса во всех типах учреждений;

- несовершенство или отсутствие федеральных правовых и организационно-экономических механизмов осуществления образовательной политики;

- недостаточная концентрация потенциала системы образования на ключевых направлениях развития.

Решению названных вопросов будет способствовать областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)» (далее - Программа), представляющая собой анализ современного состояния образования в области, определение потребностей областных, муниципальных и федеральных учреждений образования по конкретным направлениям развития, определение цели и задач развития образования, прогнозный план на среднесрочную перспективу, комплекс мероприятий по достижению намеченных результатов.

Основными принципами, лежащими в основе Программы как инструмента, обеспечивающего развитие социально-значимой отрасли области, являются:

- доступность качественного образования;

- целостность и системность образования;

- вариативность учреждений и программ;

- непрерывность и преемственность образования;

- ресурсная обеспеченность развития образования.

В ходе реализации Программы должна быть обеспечена гарантия доступности и качества конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов на основе создания для этого оптимальных условий и дополнительных механизмов.

Значение государственного масштаба имеет ориентация всей системы образования на воспитание здорового, грамотного гражданина России, имеющего достаточные навыки для обеспечения собственного благополучия и процветания области и страны.

В качестве основных направлений образовательной политики области, на достижение которых направлено содержание программных мероприятий, рассматриваются:

- поддержание основных показателей, достигнутых в сфере непрерывного образования;

- обеспечение их соответствия потребностям развития области;

- максимальная поддержка и активизация творческого потенциала обучающих и обучаемых на основе традиционных культурных ценностей, современного содержания образования и эффективных педагогических технологий;

- обеспечение комплексных безопасных условий учебно-воспитательной деятельности.