Действующий

Об областной программе «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» (с изменениями на 13 декабря 2007 года)



1. Состояние и проблемы образования Липецкой области

В последние годы образовательная система области, претерпев некоторые изменения, в целом сохранила, а по многим аспектам и расширила спектр предоставляемых услуг и возможностей.

В настоящее время в области функционируют 1202 образовательных учреждения всех типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников 234020 человек и количеством педагогических работников 30763 человек.

Затраты на образование составляют пятую часть объема расходов бюджета области. В 2005 году они выросли до 5337 млн. руб. против 3676 млн. руб. в 2004 году. В целом по области рост составил 1661 млн. руб. (45%).

Освоение капиталовложений по строительству объектов образования за 2004 год составило 223,8 млн. руб., из них доля областного бюджета -139,7 млн. руб.

Возрастающие требования к системе образования вызывают необходимость наращивания ее ресурсного потенциала. Увеличения объемов затрат по-прежнему недостаточно для удовлетворения потребностей образовательных учреждений в материально-техническом оснащении.

В последние годы наиболее существенные количественные и качественные изменения произошли в системе дошкольного образования. Сеть дошкольных образовательных учреждений сократилась по сравнению с началом 90-х годов на 43% в связи с закрытием детских садов по экономическим причинам и уменьшением рождаемости детей.

В настоящее время контингент детей дошкольного возраста увеличивается. Очередь на получение места в дошкольных образовательных учреждениях превысила 5 тысяч детей, переуплотнённость групп в городских детских садах доходит до 35%. Учитывая это, администрация области и органы местного самоуправления приняли меры по восстановлению сети дошкольных образовательных учреждений и созданию групп кратковременного пребывания детей.

Только в 2004-2005 учебном году восстановлено 3 дошкольных образовательных учреждения (в с. Синявка Грязинского района; с. Борисовка Добровского района; с. Берёзовка Становлянского района), открыт филиал дошкольного образовательного учреждения детского сада N 6 г. Липецка на 4 группы. Это позволило за последние 3 года увеличить охват детей дошкольным образованием с 52% до 56% (свыше 31 тысячи детей получают дошкольное образование и воспитание). Созданы и функционируют свыше 50 групп кратковременного пребывания детей с охватом около 500 человек, что дает реальную возможность большему количеству детей получать дошкольное образование, не нарушается «единый старт» при поступлении их в школу.

Основными задачами дошкольного уровня образования области являются создание условий для увеличения охвата детей в возрасте до 6 лет разными формами дошкольного образования, сохранение и укрепление их здоровья.

Реализация этих задач потребует:

- развития вариативных форм организации дошкольного образования;

- дальнейшего укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений;

- улучшения учебно-методического оснащения образовательно-воспитательного процесса.

Базовым звеном системы образования является основное общее образование. Именно здесь должны произойти значительные перемены.

В последние годы успешно решена задача обеспечения стабильности функционирования сферы среднего (полного) общего образования, сохраняется его престижность (до 70% выпускников основной школы продолжают обучение в 10-11 классах).

Уменьшение на 20% по сравнению с 2000 годом числа обучаемых в школах области не привело к существенному сокращению сети этих учреждений, которая полностью удовлетворяет образовательные потребности населения.

С 2003 года липецкие школьники и абитуриенты участвуют в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, показывая высокие результаты по сдаваемым дисциплинам в сравнении с другими регионами.

16% детей школьного возраста учатся в инновационных образовательных учреждениях, продолжается процесс их создания (в 2004-2005 учебном году статус инновационных получили МОУ N 47 г. Липецка с углубленным изучением отдельных предметов, лицей с. Долгоруково). В образовательных учреждениях области открыто 180 классов с углубленным изучением предметов, в 129 школах созданы профильные классы. Сохранена сеть вечерних (сменных) школ, специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ-интернатов.

Конкурентоспособное образование есть образование качественное, которое предполагает поддержку наиболее одаренных и высокомотивированных детей. В последние годы эта работа приобретает более системный характер, создаются условия для развития и поддержки учреждений, работающих с одаренными детьми, осуществляется социальная поддержка одаренных детей.

Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются школьные, районные (городские), областные, всероссийские предметные олимпиады. Сформирована система олимпиад всех уровней, включая олимпиады вузов. Олимпиады проводятся по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов, за последние десять лет число этих предметов возросло с 6 до 20. На муниципальном уровне в них принимает участие каждый третий ученик 9-11 классов, на областной этап выходят более 800 школьников (3% от их общего числа). Ежегодно от 4 до 7 липецких школьников становятся призерами всероссийских олимпиад.

Для творчески одаренной молодежи проводятся различные спортивные соревнования, творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства. Традиционными стали профильные смены юных умников и умниц, участие в программе «Шаг в будущее». В прошлом учебном году впервые была проведена олимпиада среди учащихся учреждений начального профессионального образования по предметам «Основы экономики» и «Черчение». Липецкие школьники участвуют в финальных Всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.

Остаются проблемы, связанные с оптимизацией сети учреждений общего образования, обновлением учебно-лабораторного оборудования, переподготовкой кадров, разработкой и созданием муниципальной системы управления качеством образования.

Произошли существенные изменения в финансово-материальном обеспечении общего образования.

Осуществлен переход на нормативное финансирование из областного и местных бюджетов. Расходы областного бюджета на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования за 2004 - 2005 годы составили 2871 млн. руб.

Для материально-технического обеспечения учебного процесса общеобразовательных школ в 2004 - 2005 г.г. приобретено оборудования и инвентаря за счет средств областного бюджета на сумму 104 млн. 094 тыс. руб. В расчете на одного учащегося это составило 0,8 тыс. руб.

В ходе реализации областных комплексных программ по улучшению положения детей, в основном, решены вопросы оснащения школ компьютерной техникой, спортивным оборудованием и инвентарем, начато их обеспечение учебно-наглядными пособиями, лабораторным и кухонно-технологическим оборудованием. Приобретено 34 школьных автобуса.

Освоение капиталовложений под строительство объектов общего образования за 2004 год составило 147,5 млн. руб. В 2004 и 2005 годах введены в эксплуатацию школы в с. Студёные Выселки Липецкого района, с. Захаровка Воловского района, с. Сотниково Краснинского района, г. Данкове и пристройка к школе N 2 с. Доброе.

Вместе с тем, 2% школьников все еще обучаются в ветхих и аварийных зданиях. В нетиповых и приспособленных помещениях осуществляют образовательную деятельность 292 школы, 190 школ не имеют спортивных залов.

Серьезную социальную и экономическую проблему представляет сегодня сельская школа. Количество малочисленных и малокомплектных школ увеличивается. Доля сельских образовательных учреждений составляет 77% от общего количества школ, в них обучаются 36% всех школьников. Стоимость обучения одного ученика городской школы составляет 6,6 тыс. руб., сельской школы - от 7,8 до 15,4 тыс. руб. Налицо весьма существенная разница в стоимости обучения при том, что повышенные затраты не компенсируются качеством полученного образования.