ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2005 года N 1073-пс
Об областной программе
«Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)»
(редакция, действующая с 16 апреля 2008 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18 апреля 2006 года N 1231-пс (Липецкая газета, N 82-83, 28.04.2006);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 30 мая 2006 года N 1285-пс (Липецкая газета от 14.06.2006 N 113);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 09 ноября 2006 года N 44-пс (Липецкая газета от 24.11.2006 N 227);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 24 мая 2007 года N 253-пс (Липецкая газета от 06.06.2007 N 109);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 21 июня 2007 года N 300-пс (Липецкая газета от 07.07.2007 N 130);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 16 августа 2007 года N 392-пс (Липецкая газета от 25.08.2007 N 165);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 года N 493-пс (Липецкая газета N 245 от 21.12.2007);
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 03 апреля 2008 года N 608-пс (Липецкая газета N 76 от 16.04.2008).
____________________________________________________________________
Рассмотрев представленный главой администрации области проект областной программы «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)», принимая во внимание необходимость создания условий для обеспечения доступного и качественного образования для всех слоев населения на территории Липецкой области, руководствуясь статьей 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, учитывая решение комитета областного Совета депутатов по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи, областной Совет депутатов
постановляет:
1. Утвердить областную программу «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)» (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать аналогичные программы, предусмотрев их финансирование из местных бюджетов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель областного
Совета депутатов
П.И. Путилин
Приложение
к постановлению
Липецкого областного
Совета депутатов
от 15 декабря 2005 года N 1073-пс
Областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)»
Наименование Программы | Областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)» (далее - Программа) | |||
Основание для разработки Программы | Закон Липецкой области от 22.12.2004 года N 147-03 «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года» | |||
Государственный заказчик | Администрация Липецкой области (далее - администрация области) | |||
Разработчик Программы | Управление образования и науки Липецкой области | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 июня 2007 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 24 мая 2007 года N 253-пс, - см. предыдущую редакцию). | ||||
Цель и задачи Программы | Основной целью Программы является создание оптимальных условий и дополнительных механизмов для обеспечения доступного, качественного, безопасного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов. Программа предусматривает решение основных задач: | |||
- усиление воспитательных функций образования; | ||||
Сроки реализации Программы | 2006-2008 годы | |||
Основные исполнители мероприятий Программы | Управление образования и науки Липецкой области; | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 6 июня 2007 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 24 мая 2007 года N 253-пс, - см. предыдущую редакцию). | ||||
Объемы и источники финансирования | Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 527898,2 тыс. рублей. | |||
(Позиция в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 13 декабря 2007 года N 493-пс, - см. предыдущую редакцию). | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Устойчивое, поступательное развитие системы образования на основе более полного удовлетворения различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках дошкольного, общего (включая коррекционное), | |||
2. Достижение нового качественного уровня в | ||||
ресурсном обеспечении образовательного процесса. | ||||
Организация контроля за исполнением Программы | Общий контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области. |
Сфера образования оказывает всё более активное влияние на развитие общества в условиях происходящих в нём технологических и информационных преобразований, когда от использования инновационного потенциала зависит будущее области, страны. Переход от локальных изменений к системным преобразованиям делает образование наиболее динамичной сферой. В этом проявляется её важнейшая опережающая функция, позволяющая соответствовать долговременным объективным потребностям общества и усиливать действенность всех остальных, в том числе и экономических, составляющих общественного прогресса.
Для успешной реализации этой функции требуется качественное обновление традиционных подходов к образованию. Гарантией социальной стабильности, культурного и экономического развития области станет преобладание среди ее жителей людей, прошедших в системе образования процесс личностного, гражданского, культурного и профессионального становления. Таким образом, влияние образования на область носит стратегический характер.
Под системой образования в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» понимается совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Сложившаяся в области система образования обеспечивает непрерывность, доступность и качество всех ступеней и уровней образования. За годы своего существования она сохранила и приумножила лучшие традиции отечественного образования, реализовала стабильное и надежное функционирование своих компонентов, предоставила широкие возможности всем жителям области реализовать право на образование, обеспечила кадровый потенциал области и страны.
Нормативная правовая база позволяет в целом успешно решать многие возникающие в деятельности системы образования проблемы. Комплексное и эффективное развитие образования области требует принятия многоуровневой и межведомственной программы. Среди проблем, требующих первоочередного внимания, находятся следующие:
- недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса во всех типах учреждений;
- несовершенство или отсутствие федеральных правовых и организационно-экономических механизмов осуществления образовательной политики;
- недостаточная концентрация потенциала системы образования на ключевых направлениях развития.
Решению названных вопросов будет способствовать областная программа «Развитие образования Липецкой области (2006 - 2008 годы)» (далее - Программа), представляющая собой анализ современного состояния образования в области, определение потребностей областных, муниципальных и федеральных учреждений образования по конкретным направлениям развития, определение цели и задач развития образования, прогнозный план на среднесрочную перспективу, комплекс мероприятий по достижению намеченных результатов.
Основными принципами, лежащими в основе Программы как инструмента, обеспечивающего развитие социально-значимой отрасли области, являются:
- доступность качественного образования;
- целостность и системность образования;
- вариативность учреждений и программ;
- непрерывность и преемственность образования;
- ресурсная обеспеченность развития образования.
В ходе реализации Программы должна быть обеспечена гарантия доступности и качества конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов на основе создания для этого оптимальных условий и дополнительных механизмов.
Значение государственного масштаба имеет ориентация всей системы образования на воспитание здорового, грамотного гражданина России, имеющего достаточные навыки для обеспечения собственного благополучия и процветания области и страны.
В качестве основных направлений образовательной политики области, на достижение которых направлено содержание программных мероприятий, рассматриваются:
- поддержание основных показателей, достигнутых в сфере непрерывного образования;
- обеспечение их соответствия потребностям развития области;
- максимальная поддержка и активизация творческого потенциала обучающих и обучаемых на основе традиционных культурных ценностей, современного содержания образования и эффективных педагогических технологий;
- обеспечение комплексных безопасных условий учебно-воспитательной деятельности.
В последние годы образовательная система области, претерпев некоторые изменения, в целом сохранила, а по многим аспектам и расширила спектр предоставляемых услуг и возможностей.
В настоящее время в области функционируют 1202 образовательных учреждения всех типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников 234020 человек и количеством педагогических работников 30763 человек.
Затраты на образование составляют пятую часть объема расходов бюджета области. В 2005 году они выросли до 5337 млн. руб. против 3676 млн. руб. в 2004 году. В целом по области рост составил 1661 млн. руб. (45%).
Освоение капиталовложений по строительству объектов образования за 2004 год составило 223,8 млн. руб., из них доля областного бюджета -139,7 млн. руб.
Возрастающие требования к системе образования вызывают необходимость наращивания ее ресурсного потенциала. Увеличения объемов затрат по-прежнему недостаточно для удовлетворения потребностей образовательных учреждений в материально-техническом оснащении.
В последние годы наиболее существенные количественные и качественные изменения произошли в системе дошкольного образования. Сеть дошкольных образовательных учреждений сократилась по сравнению с началом 90-х годов на 43% в связи с закрытием детских садов по экономическим причинам и уменьшением рождаемости детей.
В настоящее время контингент детей дошкольного возраста увеличивается. Очередь на получение места в дошкольных образовательных учреждениях превысила 5 тысяч детей, переуплотнённость групп в городских детских садах доходит до 35%. Учитывая это, администрация области и органы местного самоуправления приняли меры по восстановлению сети дошкольных образовательных учреждений и созданию групп кратковременного пребывания детей.
Только в 2004-2005 учебном году восстановлено 3 дошкольных образовательных учреждения (в с. Синявка Грязинского района; с. Борисовка Добровского района; с. Берёзовка Становлянского района), открыт филиал дошкольного образовательного учреждения детского сада N 6 г. Липецка на 4 группы. Это позволило за последние 3 года увеличить охват детей дошкольным образованием с 52% до 56% (свыше 31 тысячи детей получают дошкольное образование и воспитание). Созданы и функционируют свыше 50 групп кратковременного пребывания детей с охватом около 500 человек, что дает реальную возможность большему количеству детей получать дошкольное образование, не нарушается «единый старт» при поступлении их в школу.
Основными задачами дошкольного уровня образования области являются создание условий для увеличения охвата детей в возрасте до 6 лет разными формами дошкольного образования, сохранение и укрепление их здоровья.
Реализация этих задач потребует:
- развития вариативных форм организации дошкольного образования;
- дальнейшего укрепления материально-технической базы дошкольных учреждений;
- улучшения учебно-методического оснащения образовательно-воспитательного процесса.
Базовым звеном системы образования является основное общее образование. Именно здесь должны произойти значительные перемены.
В последние годы успешно решена задача обеспечения стабильности функционирования сферы среднего (полного) общего образования, сохраняется его престижность (до 70% выпускников основной школы продолжают обучение в 10-11 классах).
Уменьшение на 20% по сравнению с 2000 годом числа обучаемых в школах области не привело к существенному сокращению сети этих учреждений, которая полностью удовлетворяет образовательные потребности населения.
С 2003 года липецкие школьники и абитуриенты участвуют в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, показывая высокие результаты по сдаваемым дисциплинам в сравнении с другими регионами.
16% детей школьного возраста учатся в инновационных образовательных учреждениях, продолжается процесс их создания (в 2004-2005 учебном году статус инновационных получили МОУ N 47 г. Липецка с углубленным изучением отдельных предметов, лицей с. Долгоруково). В образовательных учреждениях области открыто 180 классов с углубленным изучением предметов, в 129 школах созданы профильные классы. Сохранена сеть вечерних (сменных) школ, специализированных учебных заведений для детей с отклонениями в здоровье, общеобразовательных школ-интернатов.
Конкурентоспособное образование есть образование качественное, которое предполагает поддержку наиболее одаренных и высокомотивированных детей. В последние годы эта работа приобретает более системный характер, создаются условия для развития и поддержки учреждений, работающих с одаренными детьми, осуществляется социальная поддержка одаренных детей.
Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются школьные, районные (городские), областные, всероссийские предметные олимпиады. Сформирована система олимпиад всех уровней, включая олимпиады вузов. Олимпиады проводятся по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов, за последние десять лет число этих предметов возросло с 6 до 20. На муниципальном уровне в них принимает участие каждый третий ученик 9-11 классов, на областной этап выходят более 800 школьников (3% от их общего числа). Ежегодно от 4 до 7 липецких школьников становятся призерами всероссийских олимпиад.
Для творчески одаренной молодежи проводятся различные спортивные соревнования, творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства. Традиционными стали профильные смены юных умников и умниц, участие в программе «Шаг в будущее». В прошлом учебном году впервые была проведена олимпиада среди учащихся учреждений начального профессионального образования по предметам «Основы экономики» и «Черчение». Липецкие школьники участвуют в финальных Всероссийских и международных конкурсах и соревнованиях.