12.1. Портовые сооружения (причальные, оградительные и берегоукрепительные) следует проектировать исходя из технологических требований, на основании которых устанавливаются компоновка порта, длина сооружений, отметки вертикальной планировки, нормативные эксплуатационные нагрузки и т.д.
12.2. Расположение портовых сооружений следует определять исходя из создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.
12.3. Проектную навигационную глубину акватории порта следует назначать в зависимости от осадки расчетного судна и необходимых запасов.
Проектную навигационную глубину необходимо отсчитывать для внутренних водных путей - от расчетного наинизшего судоходного уровня воды, для морей - от отсчетного уровня.
12.4. Расчетный наинизший судоходный уровень воды (НСУ) следует, как правило, принимать не выше:
навигационного уровня с обеспеченностью, определенной по ежедневным данным за многолетний период (с учетом суточных колебаний на зарегулированных участках водных путей и в устьях ливных морей), для портов I и II категорий - 99 %, для портов III и IV категорий - соответственно 97 и 95 %;
проектного уровня воды на прилегающих участках водного пути с учетом перспективы его изменения, а на водохранилищах - уровня максимальной навигационной сработки.
Навигационный период следует устанавливать с учетом сроков навигации в корреспондирующих портах.
12.5. Отсчетный уровень для морских портовых акваторий следует назначать на основе многолетнего графика обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период в зависимости от разности между уровнем 50 %-ной обеспеченности Н50% минимальным уровнем Нmin по табл. 2.
Таблица 2
Н50% - Нmin, см, для морей | Обеспеченность, | |
без приливов | с приливами | % |
До 105 | До 180 | 98 |
125 | 260 | 99 |
140 и более | 300 и более | 99,5 |
Для промежуточных значений Н50% - Нmin отсчетный уровень определяется интерполяцией.
12.6. При изменении категории существующего порта допускается при соответствующем обосновании не изменять расчетные уровни воды или принятые в сооружениях, построенных ранее, отметки кордона и дна акватории у причалов.
12.7. При проектировании реконструкции портовых сооружений, связанных с увеличением глубин, повышением эксплуатационных нагрузок, следует использовать резервы несущей способности конструкций существующих сооружений.
12.8. При проектировании портовых сооружений в северной строительно-климатической зоне следует учитывать специфические особенности их работы: наличие значительных ледовых нагрузок, торошение льда, изменение характеристик грунта при его оттаивании и промерзании, а также возможность применения замораживающих устройств и использования льда и мерзлого грунта в качестве строительного материала.
12.9. Выбор типа и конструкции причального сооружения следует производить с учетом назначения причала, технологических требований, размеров территории и акватории порта, возможных способов производства работ и др.
12.10. Отметку территории причала у кордона следует определять в зависимости от категории речного порта, уровней воды и ледохода, с учетом назначения, рельефа прилегающей территории, ожидаемого изменения уровня воды, применяемого технологического оборудования и пр.
На свободных реках, как правило, отметка территории грузовых причалов назначается не менее уровня пика половодья с ежегодной вероятностью превышения, %, для портов:
I категории ............. 1
II и III категорий ...... 5
IV категории ........... 10
На водохранилищах отметка территории причала у кордона должна быть не ниже указанной и не менее чем на 2 м выше НПУ, при этом она, как правило, должна быть не менее чем на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода, установленного наблюдениями за последние 50 лет с учетом заторных явлений.