В целях создания условий для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области, повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг, обеспечения контроля органами местного самоуправления за соблюдением законных прав граждан Правительство Ленинградской области
постановляет:
2. Управлению делами Правительства Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2009-2011 годы".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области принять аналогичные программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - полномочного представителя Губернатора Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области Кузнецова А.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа
"Развитие системы защиты прав потребителей
в Ленинградской области на 2009-2011 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие системы защиты прав потребителей
в Ленинградской области на 2009-2011 годы"
Полное наименование Программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2009-2011 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы | Создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и интересов |
Основные задачи Программы | Обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (тыс. рублей в действующих ценах каждого года реализации Программы) | 3000 тыс. рублей (2009 год - 1017 тыс. рублей, 2010 год - 1029 тыс. рублей, 2011 год - 954 тыс. рублей); |
Показатели: | 1. Повышение уровня информированности, знаний законодательства о защите прав потребителей, прав и обязанностей потребителей и предпринимателей приведет к снижению социальной и психологической напряженности на потребительском рынке региона. |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | 1. Возложение функций по защите прав потребителей на соответствующих специалистов администраций муниципальных районов, городского округа, городских и сельских поселений Ленинградской области. |
Основания для разработки Программы | Распоряжение Правительства Ленинградской области от 6 ноября 2007 года N 452-р "О разработке проекта региональной целевой программы "Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2008-2010 годы"; решение межведомственного координационного совета при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей от 12 октября 2006 года N 1; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы | Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | 2008 год |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика, координатор Программы | Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области |
Участники Программы | Управление делами Правительства Ленинградской области, |
Исполнители Программы | Комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, |
Соисполнители Программы | Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Скоробогатов Владимир Александрович - председатель комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления Ленинградской области, тел. 274-10-50 |
Система управления и контроль за выполнением Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - полномочный представитель Губернатора Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области. |
Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.
Многолетняя практика работы по защите прав потребителей выявила исключительно важную роль в данном вопросе органов по защите прав потребителей муниципальных образований, где рассматривалось и разрешалось до 95 процентов жалоб и обращений потребителей.
В муниципальных образованиях Ленинградской области (по данным за 2003 год) насчитывалось более 60 специалистов по защите прав потребителей. Ежегодно принималось до 10000 жалоб и заявлений потребителей, до 92 процентов которых решались в пользу заявителей, проводилось до 500 проверок хозяйствующих субъектов. По инициативе органов по защите прав потребителей до 600 исков передавалось в суды и в 95 процентах случаев выносились решения в пользу потребителей. Отделом защиты прав потребителей Территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области рассматривалось только 70 жалоб и заявлений, в суды передавалось 15-20 дел в год.
Многолетняя правоприменительная практика показывает, что абсолютное большинство нарушений прав потребителей устраняется путем консультирования потребителей, оказания помощи в подготовке претензий и исковых заявлений, а также обращений органов по защите прав потребителей в суды в защиту прав заявителей. Такая работа обеспечивает широкий охват граждан, права которых нарушены, и высокую степень оперативности. Имеющийся опыт показывает, что значительное количество заявлений разрешается в пользу потребителя в течение одного дня, что невозможно при передаче заявлений в другие инстанции.
В соответствии с государственной политикой в сфере защиты прав потребителей и в целях ее эффективной реализации в Российской Федерации создана национальная система защиты прав потребителей, общая структура и функции которой определены Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон).
В Ленинградской области система защиты прав потребителей создана в 1992 году и в настоящее время включает:
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области;
иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
высший исполнительный орган государственной власти Ленинградской области - Правительство Ленинградской области;
органы местного самоуправления Ленинградской области;
общественные объединения потребителей Ленинградской области.
За время существования системы защиты прав потребителей в Ленинградской области отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа при координирующей роли Правительства Ленинградской области через специально образованный межведомственный координационный совет при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей.
На этапе реорганизации ранее существовавшей системы защиты прав потребителей возникли следующие негативные процессы:
в большинстве муниципальных образований были упразднены органы по защите прав потребителей;
прекратил существование институт уполномоченных по правам потребителей в сельских поселениях;
ни один из квалифицированных специалистов отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не перешел в систему защиты прав потребителей Роспотребнадзора;
с прекращением в 2004 году деятельности межведомственной координационной комиссии при Правительстве Ленинградской области по защите прав потребителей нарушилась отлаженная координационная работа и взаимодействие структур, входящих в систему защиты прав потребителей в Ленинградской области;
резко сократилась работа по информированию и консультированию потребителей в органах местного самоуправления;
к минимуму сведена защита потребителей в суде по инициативе органов местного самоуправления;
практически утрачено налаженное ранее деловое взаимодействие с общественными объединениями потребителей Ленинградской области.
Только с окончанием формирования структур по защите прав потребителей в системе органов и учреждений Роспотребнадзора по Ленинградской области начала проводиться работа по восстановлению системы защиты прав потребителей, выполнить которую, как и комплекс других мероприятий по реализации политики государства в сфере защиты прав потребителей, только силами Роспотребнадзора крайне трудно.
Сложившаяся ситуация требует проведения комплекса мероприятий, осуществить которые наиболее эффективно можно путем реализации долгосрочной целевой программы.
На состояние здоровья граждан и положение потребителей в целом в первую очередь влияют качество и безопасность пищевых продуктов, питьевой воды, атмосферного воздуха, почвы, открытых водоемов, своевременная очистка территорий.
Безопасность продуктов питания во многом зависит от санитарно-технического состояния объектов, наличия современного технологического оборудования, строгого соблюдения регламентов технологических процессов производства, минимального использования ручного труда на предприятиях пищевой промышленности, соблюдения принципа товарного соседства, правил транспортировки и сроков реализации продукции, профессиональной подготовленности персонала пищевых объектов, соблюдения ими правил личной гигиены.
В целях обеспечения прав потребителей на качество и безопасность продуктов питания Правительством Ленинградской области приняты меры, реализация которых обеспечивает комплексное решение задач в этой сфере деятельности. Постановлением Губернатора Ленинградской области от 22 февраля 2007 года N 76-пг образована Ленинградская областная (региональная) комиссия по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Принято постановление главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 25 ноября 2006 года N 6 "Об усилении надзора за производством и оборотом пищевых продуктов". Подписаны и реализуются соглашения о взаимодействии с общественными объединениями по защите прав потребителей.
Результаты лабораторных исследований, проведенных ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области" за последние годы, показывают, что наметилась тенденция к сокращению количества продуктов, не отвечающих нормативным требованиям по микробиологическим показателям, с 7,9 процента в 2003 году до 6,1 процента в 2006 году и 6,3 процента в 2007 году. Продолжают оставаться наиболее загрязненными рыба и рыбная продукция - 13,6 процента, молоко и молочная продукция - 8,6 процента. По санитарно-химическим показателям 2,6 процента лабораторно исследованных проб не соответствуют нормам.
В 2006 году исследовано 1877 образцов спирта и алкогольных напитков, признаны опасными для здоровья населения 2,7 процента проб винно-водочных изделий. Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области снято с реализации 27965 литров алкогольной продукции. В 2007 году исследовано 480 проб винно-водочных изделий, снято с реализации 856 литров алкогольной продукции.
Социально-экономическое развитие Ленинградской области определяет доступность и качество питания населения. В рамках реализации государственной политики в области здорового питания осуществляется выпуск продукции, обогащенной микронутриентами и витаминами (хлебобулочные, молочно-кислые и другие продукты), используются биологически активные добавки (БАД). Несмотря на широкую рекламную компанию потребители нередко отмечают отсутствие ожидаемого эффекта от использования БАД, возникновение вредных последствий. Система контроля за производством и оборотом БАД включает оценку качества и подлинности, условий хранения и реализации, соответствия этикетки на продукции требованиям действующего законодательства, проведение лабораторных исследований на соответствие санитарно-химическим и микробиологическим показателям.
Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области и его территориальными отделами в 2007 году усилен контроль за соблюдением санитарного законодательства, за производством и оборотом БАД, проведено 359 контрольно-надзорных мероприятий.
В ходе проведения мероприятий выявлены следующие нарушения требований законодательства:
информация на этикетке не отвечала Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55;
реализация продукции осуществлялась без документов, подтверждающих качество и безопасность;
условия хранения БАД не соответствовали требованиям.
В 2007 году проверено 482 БАД к пище, в том числе с проведением 125 лабораторных исследований на соответствие требованиям нормативных документов, из них 9 - на санитарно-химические показатели и 116 - на соответствие санитарно-микробиологическим показателям и гигиеническим требованиям. Удельный вес проб БАД к пище, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, составил 8,6 процента (в 2005 году - 15,7 процента, в 2006 году - 6,8 процента).
За нарушения требований санитарных норм и правил в области оборота БАД к пище принято 20 постановлений об административных правонарушениях.
По результатам проведенных Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области контрольно-надзорных мероприятий забраковано 18 партий БАД к пище (ввиду отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность, и несоответствия требованиям СанПиН 2.3.2.1078-01 по микробиологическим показателям МАФАнМ и плесени).
В настоящее время увеличилось поступление на рынок генетически модифицированного продовольственного сырья и пищевых продуктов с использованием компонентов генетически модифицированных источников (ГМИ). В 2006 году лабораторно исследовано 207 образцов продукции на содержание генетически модифицированных компонентов. Положительные результаты на наличие ГМИ в отечественной продукции составили 9,7 процента исследованных проб, в импортной продукции - 14,6 процента (в 3,5 раза выше, чем в среднем по России). Наиболее часто положительные результаты на наличие ГМИ отмечались при исследовании образцов мясных продуктов - 25 процентов, продукции птицеводства - 15 процентов, при этом наличие ГМИ в сопроводительной документации на продукцию не было указано. В 2007 году исследовано 242 образца на содержание в продукции генетически модифицированных компонентов, положительные результаты на наличие ГМИ в отечественной продукции составили 2 процента, в импортной продукции - 5 процентов исследованных проб.
При выполнении контрольных мероприятий выявлены типичные нарушения: отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продукции, отсутствие на этикетках информации о государственной регистрации, составляющих компонентах, противопоказаниях при использовании, а также нарушения условий и сроков хранения продукции. В целях повышения эффективности контроля за качеством и безопасностью продуктов питания необходимы оснащение лабораторий филиалов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области", ветеринарной службы Ленинградской области соответствующим оборудованием, укомплектование квалифицированными кадрами, организация четкой системы производственного контроля, расширение выпуска продукции с высокой пищевой и биологической ценностью.
В ходе осуществления Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области государственного контроля и надзора за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований к качеству и безопасности продовольственных товаров в 2007 году сняты с реализации консервы плодоовощные ягодные - 650 банок (49 процентов проинспектированного товара), мясо и птица - 4,7 тонны (38 процентов проинспектированного товара), колбасные изделия - 2,3 тонны (30 процентов проинспектированного товара), молочные консервы - 134 банки (27 процентов проинспектированного товара), цельномолочная продукция - 1,4 тонны (25,1 процента проинспектированного товара), яйцо птицы - 10 тысяч штук (24 процента проинспектированного товара), пряности, приправы - 680 килограммов (24 процента проинспектированного товара), хлеб и хлебобулочные изделия - 231 килограмм (5 процентов проинспектированного товара).
Результаты проверок хозяйствующих субъектов, реализующих непродовольственные товары, показывают, что максимальный процент снятия товаров с реализации приходится на пользующиеся повышенным спросом у потребителей группы товаров: швейные изделия - 947 единиц (39 процентов проинспектированного товара), трикотажные, чулочно-носочные изделия - 777 единиц (38 процентов проинспектированного товара), электроосветительная арматура и электрические лампы - 70 единиц (15 процентов проинспектированного товара), синтетические моющие средства - 352 килограмма (14 процентов проинспектированного товара), парфюмерно-косметические изделия - 716 единиц (один процент проинспектированного товара).