____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 31 декабря 2010 года N 2323-р
____________________________________________________________________
В целях совершенствования проведения аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию и до утверждения органом управления образованием Российской Федерации в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации:
1. Утвердить Положение о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга согласно приложению.
2. Считать утратившими силу распоряжение Комитета по образованию от 25.09.2006 N 944-р "О формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга", за исключением п.2.
3. Отделу аттестации и повышения квалификации педагогических кадров довести распоряжение до сведения руководителей органов управления образованием администраций районов и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Заиченко Н.А.
Председатель Комитета
О.В.Иванова
Положение
о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих
работников государственных образовательных учреждений
Санкт-Петербурга
1. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга проводится на основе экспертизы уровня и результативности профессиональной деятельности аттестуемого (далее - экспертиза) по направлению его деятельности.
2. Экспертиза - это процедура изучения и оценки уровня и результативности профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников на основе взаимосвязанных методов получения, обработки и обобщения всесторонней информации.
3. Результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого о соответствии (несоответствии) заявленной квалификационной категории.
4. Аттестация педагогических и руководящих работников включает следующие компоненты:
4.1. Определение уровня профессиональной деятельности.
4.2. Изучение результатов профессиональной деятельности.
5. Формами проведения экспертизы (аттестации), согласно приложению к положению о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, являются:
5.1. Для педагогических работников: анализ методических разработок; анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; защита реферата; посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым); презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование.
5.2. Для руководителей государственных образовательных учреждений (директора, начальника, заведующего, ректора): экзамен, собеседование.
5.3. Для руководителей (главного бухгалтера, главного экономиста, главного инженера, директора филиала государственного образовательного учреждения, заместителя директора, заместителя начальника, заместителя заведующего, проректора, главного администратора, главного балетмейстера, главного режиссера, главного хормейстера, главного художника, главного художественного руководителя, заведующего архивом, заведующего библиотекой, заведующего информационным центром, заведующего канцелярией, заведующего кафедрой, заведующего консультационным (консультативным) пунктом, заведующего практикой, заведующего производством, заведующего логопедическим пунктом, заведующего методическим кабинетом, заведующего отделением, заведующего отделом, заведующего направлением, заведующего лабораторией, заведующего курсами, заведующего секцией, заведующего сектором, заведующего складом, заведующего столовой, заведующего студией, заведующего типографией, заведующего художественной частью, заведующего фонотекой, заведующего хозяйством, заведующего учебно-производственными мастерскими, заведующего учебной частью, заведующего центром, капитана учебного морского судна, начальника отдела, начальника службы (гражданской обороны), начальника отряда (в исправительно-трудовых колониях), начальника базы (спортивной, загородной), начальника гаража, начальника котельной, руководителя клуба (детского объединения), помощника капитана, старшего воспитателя (кроме государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей), старшего мастера, старшего механика, старшего помощника капитана, управляющего учебным хозяйством, руководителя санатория-профилактория для государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, руководителя учебного корабля, катера, самолета и другой учебной техники, начальника (заведующего) загородным объектом, заведующего музеем, заведующего медиатекой (фильмотекой), заведующего бассейном, руководителя ресурсного центра, лаборатории, экспериментальной площадки в государственных образовательных учреждениях всех типов (в том числе опорным центром по различным видам спорта, направлениям), начальника учебно-тренажерного центра для государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, руководителя ресурсного центра, лаборатории, экспериментальной площадки), руководителя структурного подразделения учреждений образования: анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации; анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения; посещение образовательного учреждения; посещение (анализ) мероприятия; презентация портфолио документов аттестуемого; презентация портфолио профессиональной деятельности; экзамен; собеседование.
6. Все формы экспертизы (аттестации) предусматривают определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении аттестуемым квалификационных категорий по направлению их деятельности:
6.1. Анализ методических разработок - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение и оценку методических разработок, созданных педагогическим работником, в аспекте возможности их использования в образовательном процессе, определения их места в образовательном пространстве (уровень образовательного учреждения, районный, региональный, федеральный).
6.2. Анализ результатов итоговой аттестации в системе повышения квалификации - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой аттестуемый, представив документ о повышении квалификации по специальности (обучение по образовательной программе, имеющей объем более 100 часов), ходатайство учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, подведомственных Комитету по образованию, отвечает на вопросы эксперта(ов).
6.3. Анализ результатов лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения - это форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет документы, подтверждающие результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения, в котором он работает в должности руководителя учреждения образования, указанной в п.5.3, не менее 3 лет. При этом аттестуемый представляет ходатайство Аккредитационной коллегии Комитета по образованию, позволяющее учитывать результаты процедур регламентации деятельности образовательного учреждения.
Эта форма проведения экспертизы (аттестации) может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.
6.4. Защита реферата - форма проведения экспертизы (аттестации), при которой оцениваются содержание реферата, подготовленного аттестуемым, правильность его оформления, выступление, ответы на вопросы и замечания эксперта. Тема реферата должна отражать основную профессиональную деятельность аттестуемого.
6.5. Посещение образовательного учреждения - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на ознакомление с состоянием, результатами образовательного процесса, тенденциями его развития в образовательном учреждении. При необходимости эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы как изучение документации (административных распоряжений, годового плана работы образовательного учреждения, плана по проведению внутришкольного контроля и т.д.), результатов деятельности образовательного учреждения; опрос (устный и (или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.
6.6. Посещение (анализ) открытого урока (внеклассного мероприятия, мероприятия, проводимого аттестуемым) - форма проведения экспертизы (аттестации), направленная на изучение процесса осуществления урока (мероприятия), а также причин, влияющих на конечный результат.
При необходимости при проведении этой формы экспертизы (аттестации) эксперт(ы) может(гут) использовать в качестве дополнительных такие методы экспертизы как изучение соответствующей документации (классных журналов, тетрадей учащихся, их сочинений, творческих работ и т.д.); опрос (устный и (или) письменный), тестирование участников образовательной деятельности.
6.7. Презентация портфолио документов аттестуемого - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет имеющие у него документы, подтверждающие:
6.7.1) наличие у аттестуемого:
ученой степени (по профилю преподаваемой дисциплины, педагогике, психологии);
почетного звания Российской Федерации, установленного Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 N 1341;
следующего знака отличия в сфере образования и науки - медали К.Д.Ушинского, Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации (в том числе за победу в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей, проводимого в рамках приоритетного национального проекта "Образование"), благодарности Министерства образования и науки Российской Федерации, нагрудного знака: "Почетный работник общего образования Российской Федерации, "Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации", "Почетный работник науки и техники Российской Федерации", "Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации";
почетных спортивных званий "Заслуженный тренер России", "Заслуженный мастер спорта России", почетного знака "За заслуги в развитии физической культуры и спорта", знака "Отличник физической культуры и спорта" - при условии их соответствия профилю образовательного учреждения или профилю преподаваемых дисциплин;
нагрудного знака "За гуманизацию школы Санкт-Петербурга";
ранее существовавших званий, почетных знаков и знаков (значков) СССР, РСФСР, иных республик, входящих в состав СССР, Российской Федерации, которыми награждались работники сферы образования за заслуги и достижения в соответствующих областях образования, в том числе знака "Отличник просвещения СССР", "Отличник просвещения РСФСР", "Отличник народного просвещения", "Отличник народного образования СССР", "Отличник профессионально-технического образования РСФСР", "Отличник профессионально-технического образования Российской Федерации", звания "Заслуженный учитель школы РСФСР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный учитель профессионально-технического образования Российской Федерации", "Заслуженный мастер профессионально-технического образования Российской Федерации;
премии Правительства Санкт-Петербурга "Лучший учитель Санкт-Петербурга", "Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга";
6.7.2) успешную подготовку педагогическим работником обучающихся, ставших победителями или призерами всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований.
6.8. При проведении экспертизы (аттестации) в форме презентации портфолио документов аттестуемого, указанных в п.6.7.1:
6.8.1) педагогические работники представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности, согласованное с методической службой соответствующего уровня;
6.8.2) руководящие работники, указанные в п.5.3 (кроме проректора, главного бухгалтера, главного экономиста, главного инженера), представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности;
6.8.3) руководящие работники (проректор, главный бухгалтер, главный экономист, главный инженер) подведомственных государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности, согласованное с соответствующим подразделением Комитета по образованию;
6.8.4) руководящие работники (главный бухгалтер, главный экономист, главный инженер) подведомственных государственных образовательных учреждений непосредственно подчиненных администрациям районов Санкт-Петербурга, представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, в котором отражается результативность их профессиональной деятельности, согласованное с органом управления образования администраций района.
6.9. При проведении экспертизы (аттестации) в форме презентации портфолио документов аттестуемого, указанных в п.6.7.2, педагогические работники представляют ходатайство руководителя образовательного учреждения, согласованное с методической службой соответствующего уровня, в котором отражается конкретная работа аттестуемого по подготовке победителей или призеров всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований.
6.10. Презентация портфолио документов аттестуемого как форма экспертизы (аттестации) может быть избрана аттестуемым при его аттестации на ту же квалификационную категорию, которая ранее была установлена при прохождении предыдущей аттестации.
6.11. Презентация портфолио профессиональной деятельности - форма проведения экспертизы (аттестации), в ходе которой аттестуемый представляет материалы, свидетельствующие о его профессионализме в педагогической или управленческой деятельности (методические разработки, документы, подтверждающие образовательные достижения учащихся и др.).
6.12. Экзамен - форма проведения экспертизы (аттестации), которая предусматривает ответы аттестуемого на вопросы и выполнение им заданий, сформулированных в экзаменационном билете.
6.13. Собеседование - форма проведения экспертизы (аттестации), строящаяся как диалог аттестуемого и эксперта(ов), в процессе которого возможны уточнения, комментарии со стороны его участников. Вопросы в рамках собеседования, являясь более дробными, разворачиваются в определенной логике, что позволяет поэтапно проверить уровень и результативность профессиональной деятельности аттестуемого.
7. Предметом экспертизы результатов профессиональной деятельности аттестуемого являются:
7.1. Для педагогических работников - уровень образованности учащихся (воспитанников).
7.2. Для руководящих работников - уровень эффективности управленческой деятельности, результативность деятельности образовательного учреждения.
8. Для оценки уровня и результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников аттестационные комиссии привлекают экспертов.
9. Координация деятельности экспертов осуществляется аттестационной комиссией соответствующего уровня.
10. В качестве эксперта аттестационной комиссией может быть привлечено лицо, имеющее документ, дающий право на осуществление экспертной деятельности в сфере аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
11. Кандидатуры экспертов утверждаются аттестационной комиссией соответствующего уровня до 1 октября текущего года.
12. Эксперт не может проводить экспертизу на высшую квалификационную категорию у аттестуемого работника того учреждения, в котором работает сам.
13. По результатам экспертизы эксперт оформляет экспертное заключение, которое представляет в аттестационную комиссию соответствующего уровня.
14. Аттестационная комиссия соответствующего уровня на основе экспертного заключения об уровне и результативности профессиональной деятельности аттестуемого принимает решение о соответствии работника заявленной квалификационной категории.
15. Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.
16. Начало аттестации для работника обусловлено спецификой формы проведения экспертизы, которую выбирает аттестуемый.
17. Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения аттестационной комиссией.
18. Процедура проведения экспертизы в форме экзамена для руководителей, указанных в п.5.2, состоит из двух этапов:
Цель проведения | Содержание | |
I этап | оценка результативности деятельности руководителя и образовательного учреждения | 1. Экспертная оценка результативности деятельности руководителя по вопросам социально-психологического климата в руководимом коллективе, состояния делопроизводства в образовательном учреждении, образовательных программ, реализуемых в учреждении, качества и уровня санитарно-гигиенических условий, состояния учебно-материальной и нормативно-правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения проводится в ходе посещения экспертами образовательного учреждения. |
II этап | оценка квалификации и профессионализма аттестуемого | Ответы аттестуемого на вопросы, сформулированные в экзаменационном билете, и выполнение практического задания |