(с изменениями на 10 июня 2009 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 25 июля 2016 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 22 июля 2016 года N 262
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 10 июня 2009 года N 165.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 29 ноября 2007 года N 299 "Об утверждении Концепции информатизации Ленинградской области в 2008-2010 годах" Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Одобрить проект областного закона "О региональной целевой программе "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы".
2. Предложить Губернатору Ленинградской области внести на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона "О региональной целевой программе "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы".
3. Утвердить:
Обоснование необходимости применения программно-целевого метода для решения задач региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" (приложение 1);
Обоснование выбора средств решения задач региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" (приложение 2);
Обоснование выбора мероприятий региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" (приложение 3);
Обоснование механизмов и критериев оценки эффективности региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" и ее целевых значений (приложение 4);
Обоснование состава исполнителей региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" и определение системы взаимодействия между исполнителями (приложение 5);
План реализации мероприятий региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" (приложение 6);
Информация о динамике финансирования региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" (приложение 7).
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Обоснование
необходимости применения программно-целевого метода
для решения задач региональной целевой программы
"Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы"
Развитие и широкое применение информационных технологий в различных сферах является глобальной тенденцией мирового развития. Для перехода от индустриального общества к информационному характерно, что информация и знания становятся движущей силой социально-экономического развития наряду с такими традиционными факторами как природные, трудовые и финансовые ресурсы. Информационно-коммуникационная инфраструктура становится в один ряд с другими обеспечивающими инфраструктурами, такими, например, как транспортная, энергетическая.
Несмотря на улучшение ситуации с внедрением и использованием информационных технологий в Ленинградской области, уровень их использования остается недостаточным, что свойственно большинству субъектов Российской Федераций. Основная доля бюджетных расходов на информатизацию приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования. Так, органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) около 70 процентов всех расходов на информатизацию тратится на приобретение компьютерной техники, 30 процентов - на приобретение базового программного обеспечения.
Это свидетельствует о недооценке роли и места информационных технологий и информационных ресурсов в социальном и экономическом развитии территории. На начальной стадии находятся работы по созданию баз данных, содержащих информацию о ключевых объектах государственного и муниципального управления. Практически не осуществляется предоставление государственных и муниципальных услуг населению в электронной форме - в Ленинградской области не более одного процента государственных услуг, оказываемых в электронном виде.
Органами государственной власти Ленинградской области (далее - органы государственной власти) сформированы и функционируют более 30 территориальных баз данных, содержащих учетную информацию об объектах государственного управления, но большинство из них не отвечают современным требованиям государственного управления и не позволяют принимать оперативные управленческие решения.
Так ситуация, обусловленная во многом низким уровнем информационно-технологического оснащения органов государственной власти и органов местного самоуправления, усугубляется отсутствием механизмов, обеспечивающих согласованное развитие территориальных информационных систем, и необходимой инфраструктуры для их взаимодействия. В результате происходит дублирование бюджетных расходов на информатизацию, усложняется межведомственное взаимодействие.
Эффективному использованию возможностей информационных технологий препятствуют также следующие нерешенные вопросы:
несоответствие территориальных информационных систем современным требованиям обеспечения безопасности;
недостаточный уровень подготовки населения и специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления в вопросах использования современных информационных технологий;
отсутствие единой системы мониторинга хода реализации проектов в сфере внедрения информационных технологий, а также системы контроля качества, учета и последующего тиражирования успешно зарекомендовавших себя решений;
отсутствие необходимой нормативной правовой основы для эффективного использования возможностей современных информационных технологий в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для решения указанных проблем, имеющих комплексный межведомственный характер, требуются консолидация ресурсов, проведение организационных изменений и обеспечение согласованности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по внедрению информационных технологий, что возможно реализовать только посредством программно-целевого подхода. Альтернативные подходы приведут к избыточным бюджетным расходам и не позволят оптимально разрешить актуальные проблемы информатизации Ленинградской области.
Реализация региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа) сопряжена со следующими наиболее существенными рисками:
пассивное сопротивление распространению и внедрению органами государственной власти и органами местного самоуправления результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие мотивации их использования. В целях минимизации указанного риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы формировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных ведомств и администраций муниципальных образований для планирования и оперативной координации выполнения указанных мероприятий;
низкая эффективность реализации мероприятий Программы и недостижение запланированных результатов. Указанный риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой многосторонней экспертизы проектных решений и получаемых результатов;
недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти. В целях минимизации указанного риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования органами государственной власти и органами местного самоуправления информационных технологий и контроля достижения запланированных результатов, организовать каналы обратной связи для получения информации о соответствии выполняемых в рамках Программы работ основным потребностям использования информационных технологий в государственном управлении;
дублирование и несогласованность при выполнении работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях минимизации указанного риска в рамках выполнения Программы планируется обеспечить реализацию задач, имеющих комплексный межведомственный характер и затрагивающих интересы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Необходимо предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы нормативными правовыми актами, обеспечивающими безусловное выполнение органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентов и процедур по использованию и внедрению разработанных информационных технологий и информационных ресурсов в процессе реализации своих полномочий и функций.
Применение программно-целевого метода для управления внедрением и использованием информационных технологий, последующей реализации инициатив и использования создаваемых активов обеспечит:
достижение целей информатизации Ленинградской области;
координацию и исключение дублирования работ по формированию и совместному использованию единых информационных систем и ресурсов;
применение оптимальных, апробированных и рекомендованных к использованию при построении "электронных правительств" технологических архитектур и решений;
совместимость информационных систем и межведомственное взаимодействие на региональном уровне, а также взаимодействие с информационными системами и ресурсами федерального и муниципального уровней;
повышение эффективности и "прозрачности" расходования бюджетных средств на цели развития информационных технологий.
Для реализации проектов создания элементов "электронного правительства" муниципального уровня, разрабатываемых в качестве типовых решений для муниципальных образований Ленинградской области, на долевой основе привлекаются средства бюджетов муниципальных образований путем заключения соответствующих соглашений.
Необходимость разработки Программы согласуется с рекомендациями, содержащимися в Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р.
В рамках Программы возможна разработка ведомственных подпрограмм, обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность.
Обоснование
выбора средств решения задач региональной целевой программы
"Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы"
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий в Ленинградской области, включающее в себя развитие информационных систем различного назначения для обеспечения информацией граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), органов государственной власти Ленинградской области (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления), а также обеспечение взаимодействия таких систем, создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, должно основываться на следующих принципах:
взаимосвязь и взаимообусловленность процессов информатизации и социально-экономического развития Ленинградской области, направленность применения информационных технологий на решение приоритетных задач социально-экономического развития Ленинградской области;
использование информационных технологий в качестве основы административной реформы в Ленинградской области посредством разработки и внедрения в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления электронных административных регламентов;
концентрация ресурсов на решении важнейших задач информатизации Ленинградской области, управление информатизацией на основе программно-целевого метода;
информационная открытость программ и проектов информатизации Ленинградской области для общества, обеспечение участия заинтересованных сторон в их разработке и оценке результатов реализации;
реализация комплексного подхода к информатизации, обеспечение последовательности и согласованности реализации проектов и программ информатизации;
широкое использование веб-технологий и современных программных платформ для разработки и функционирования компонентов "электронного правительства";
стандартизация, унификация и обеспечение совместимости отдельных решений в рамках информатизации;
приведение нормативной правовой и методической базы, регламентирующей процессы информатизации, в соответствие с федеральным и областным законодательством;
обеспечение безопасности информационных систем, их защиты, сохранности, целостности и достоверности;
обеспечение прав граждан и организаций на доступ к создаваемой информации.
С учетом указанных принципов определены основные цели и задачи информатизации Ленинградской области.
Основными целями информатизации Ленинградской области на период до 2010 года являются:
повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Ленинградской области и качества жизни населения за счет использования информационных и коммуникационных технологий;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Ленинградской области за счет формирования комплексной информации о состоянии и развитии территории;
обеспечение доступа населения и организаций к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также участия в процессе общественной экспертизы проектов решений в сфере социально-экономического развития;
содействие проведению административной реформы на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
повышение качества предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления услуг гражданам и организациям за счет использования информационных и коммуникационных технологий;
создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения и бизнес-структур в информации, а также потребности органов государственной власти и органов местного самоуправления в информации и информационном взаимодействии;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Ленинградской области за счет использования информационных и коммуникационных технологий;
обеспечение информационной безопасности региональных и муниципальных информационных систем, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Ленинградской области.
Указанные цели достигаются за счет нового подхода к информатизации Ленинградской области в 2008-2010 годах, заключающегося в создании единого комплекса муниципальных и региональных информационных систем, функционирующего на основе единых принципов в рамках "электронного правительства" Ленинградской области.
Возможность реализации такого подхода обусловлена наличием качественно новой нормативной правовой базы федерального уровня, обеспечивающей создание и функционирование информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления как единого комплекса ("электронного правительства").
Основными задачами региональной целевой программы "Информатизация Ленинградской области на 2008-2010 годы", решение которых обеспечит достижение поставленных целей, определены:
создание "электронного правительства" Ленинградской области как комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, и их информационное взаимодействие с гражданами и организациями на основе общей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ленинградской области;