Недействующий

О Концепции развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе метрополитена и других видов скоростного транспорта, на период до 2020 года (с изменениями на 22 ноября 2011 года) (утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 552)

1. Введение


Санкт-Петербург - второй по величине город России, являющийся одним из крупных северных городов мира. Современный Санкт-Петербург с административно подчиненными территориями занимает площадь 1,4 тыс.кв.км. Численность постоянного населения на 01.01.2007 составляла 4580,6 тыс.чел., плотность населения - 3,3 тыс.чел. на 1 кв.км. Трудовые ресурсы Санкт-Петербурга насчитывают 2,9 млн.чел., экономически активное население - 2,6 млн.чел.

В Санкт-Петербурге наблюдаются высокие темпы жилищного строительства. Ежегодные объемы ввода жилья за 2002-2006 годы в среднем составили 1,9 млн.кв.м. В 2006 году объемы вводимого жилья увеличились по сравнению с 2002 годом почти в 2 раза и достигли уровня 1975 года - 2,4 млн.кв.м.

Сложившиеся к настоящему времени селитебные районы Санкт-Петербурга по площади более чем вдвое превышают довоенный Ленинград, соответственно и их население распределяется менее компактно. Увеличение селитебной территории привело к значительному росту дальности поездок как с трудовыми, так и с культурно-бытовыми целями, прежде всего - в центральные районы Санкт-Петербурга, где при уменьшении численности населения количество мест приложения труда не сократилось.

Особенности планировочной структуры Санкт-Петербурга в значительной степени определяют пространственное распределение потребности в обеспечении транспортного передвижения населения. К важнейшим из них относятся следующие:

наличие значительных диспропорций в размещении мест приложения труда и расселении населения, усилившихся за годы массового жилищного строительства: в настоящее время в центре Санкт-Петербурга сосредоточено более 41 процента мест приложения труда, а 82 процента экономически активного населения проживает за его пределами, что вызывает мощные центростремительные пассажирские и транспортные потоки;

наличие уникального исторического центра, который привлекает с трудовыми, деловыми и культурно-бытовыми целями более 2 млн. чел. ежедневно;

гипертрофированность исторически сложившегося промышленно-селитебного пояса, негативно влияющего на развитие городской планировочной структуры;

расчлененность Санкт-Петербурга дельтой р.Невы, реками и каналами, глубокими железнодорожными вводами, что затрудняет оптимальную организацию движения транспортных и пассажирских потоков и увеличивает роль метрополитена в обеспечении внутригородских пассажирских перевозок.

В будний день в Санкт-Петербурге совершается 6830 тыс. поездок (100 процентов), из которых 4980 тыс. передвижений (73 процента) - на пассажирском транспорте общего пользования и около 1850 тыс. поездок (27 процентов) - на легковом автомобильном транспорте. Таким образом, несмотря на рост уровня автомобилизации, пассажирский транспорт обеспечивает реализацию 73 процентов спроса на пассажирские передвижения, оставаясь базовым элементом транспортного комплекса Санкт-Петербурга.

Динамика объемов перевозок пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования с 2002 по 2006 год приведена в таблице 1.