(с изменениями на 20 апреля 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 28 марта 2012 года N 275
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 апреля 2011 года N 499.
____________________________________________________________________
Рассмотрев Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учитывать положения Концепции при разработке проектов правовых актов в рамках системы государственного планирования на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
3. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли на основе Концепции осуществить разработку программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Концепция социально-экономического развития
Санкт-Петербурга до 2025 года
(с изменениями на 20 апреля 2011 года)
Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (далее - Концепция) включает в себя формулировку главной цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга, систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики Санкт-Петербурга, важнейшие направления и средства реализации указанных целей, прогноз основных параметров социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также целевые ориентиры по показателям качества жизни населения в Санкт-Петербурге.
Концепция входит в систему документов государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Ее положения соотносятся с содержанием Генерального плана Санкт-Петербурга и иных планово-программных документов Санкт-Петербурга. Концепция отвечает требованиям Положения об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Концепция состоит из трех основных разделов:
Стратегический анализ факторов развития Санкт-Петербурга.
Стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики Санкт-Петербурга.
Важнейшие направления и средства реализации стратегических целей.
Концепция является основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов, определяющих основные приоритеты в различных отраслях и сферах развития Санкт-Петербурга. Основные положения Концепции конкретизируются в документах среднесрочного и текущего планирования, что создает необходимый механизм для ее реализации. Кроме того, Концепция будет использована при проведении мониторинга реализации Генерального плана Санкт-Петербурга.
Содержащиеся в Концепции цели, задачи и меры реализуются, в том числе путем регулирования общественных отношений, только при наличии соответствующих полномочий у исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В случае изменения действующего законодательства в части, касающейся полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, соответствующие изменения вносятся в порядок и механизмы достижения целей, выполнения задач и осуществления мер, предусмотренных Концепцией.
В рамках стратегического анализа рассмотрены благоприятные возможности и потенциальные угрозы, содержащиеся во внешней среде, сильные и слабые стороны внутренней среды Санкт-Петербурга, стратегии развития Санкт-Петербурга при различных сочетаниях внешних условий и внутренних возможностей.
1.1. Внешние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга
Развитие Санкт-Петербурга в значительной мере зависит от состояния внешних факторов.
Экспертным методом получен список наиболее значимых для Санкт-Петербурга внешних факторов и рассмотрены благоприятные возможности и потенциальные угрозы для развития Санкт-Петербурга, связанные с данной группой факторов (таблица 1).
Таблица 1
N п/п | Внешние факторы | Тенденции | |
Благоприятные возможности | Потенциальные угрозы | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Масштаб и структура международной торговли Российской Федерации | Рост международной торговли, особенно экспорта товаров высокой степени обработки. Развитие транзитно-транспортной системы Россия - Европейский союз | Уменьшение внешней открытости страны и сокращение товарооборота. Перераспределение товаропотоков в пользу южных и центральных (сухопутных) международных транспортных коридоров |
2 | Миграционная политика Российской Федерации | Увеличение трудовой мобильности населения. Совершенствование миграционного законодательства | Сохранение низкой трудовой мобильности населения. Рост нелегальной миграции |
3 | Доля Российской Федерации на мировом рынке капитала и структура инвестиций в российскую экономику | Увеличение объема российских капиталовложений за рубежом, открывающее возможности для укрепления роли Санкт-Петербурга как финансового центра по управлению этими капиталовложениями. Рост внешних инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку Санкт-Петербурга | Низкая привлекательность Российской Федерации и Санкт-Петербурга для иностранных инвесторов |
4 | Мировая экономика и международная торговля | Общий рост мировой экономики и экономики Европейского союза. Повышение роли региона Балтийского моря в развитии мировой экономики. Рост оборота международной торговли. Рост мирового туризма | Замедление роста или спад в мировой экономике, усиление проблем в экономике США и Европейского союза. Спад в международной торговле. Усиление международной напряженности, уменьшение объемов мирового туризма |
5 | Темп и направленность институциональных, административных и структурных реформ в Российской Федерации | Обеспечение защиты прав собственности, общее улучшение правовой среды в стране. Увеличение объема полномочий и возможностей Санкт-Петербурга в сфере государственного управления. Общий рост экономики Российской Федерации. Успешное проведение реформ налогообложения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, административной реформы | Отсутствие или непоследовательное проведение реформ. Усиление государственного вмешательства в экономику. Сохранение масштабов теневой экономики, общей неопределенности правовой среды. Перераспределение части полномочий Санкт-Петербурга в сфере государственного управления в пользу федерального центра |
6 | Цены на нефть и газ как основу российского экспорта | Сохранение на высоком уровне мировых цен на добываемые Российской Федерацией сорта нефти и газа | Исчерпание разведанных в Российской Федерации месторождений сырья. Резкий рост себестоимости добычи. Широкое внедрение в мире новых альтернативных источников энергии - заменителей нефти и газа |
7 | Международная обстановка | Многополярный мир, сбалансированные международные отношения | Доминирование отдельных блоков, напряженность, усиление международного терроризма, включая биотерроризм |
1.2. Внутренние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга
При анализе внутренних факторов, влияющих на развитие Санкт-Петербурга, оцениваются конкурентные преимущества и недостатки Санкт-Петербурга с учетом изменения внешних факторов до 2025 года (таблица 2).
Таблица 2
N п/п | Внутренние факторы | Преимущества Санкт-Петербурга | Недостатки Санкт-Петербурга |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Геополитическое положение | Международная известность и большой авторитет Санкт-Петербурга. Приграничное и приморское положение, близость к Москве и странам Европейского союза. Расположение на пересечении водных, железнодорожных, автомобильных, авиационных и трубопроводных путей | Отдаленность от наиболее важных деловых центров Европы. Климатические и гидрогеологические условия, угроза наводнений. Малые глубины, отмели, замерзание восточной части Финского залива, затрудняющие судоходство |
2 | Население. Общество | Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления). Относительно высокий образовательный и культурный уровень. Низкий уровень социальной конфликтности. Приверженность большинства населения демократическим ценностям. Отсутствие серьезных политических конфликтов | Старение населения, низкая продолжительность жизни, невысокий уровень рождаемости. Большая имущественная дифференциация. Высокий уровень преступности. Рост числа случаев проявления национальной, расовой и религиозной нетерпимости |
3 | Пространственная организация и ее административное регулирование | Большая территория и значительная протяженность береговой полосы. Наличие дворцовых, парковых ансамблей, памятников истории и культуры мирового значения. Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов (в границах субъекта Российской Федерации). Наличие земельного кадастра | Высокая доля промышленной застройки в центральных районах Санкт-Петербурга. Диспропорции в плотности жилой застройки, обеспеченности общественно-деловыми территориями и объектами в отдельных районах Санкт-Петербурга. Незавершенность процесса оформления границ земельных участков на значительной части территории Санкт-Петербурга |
4 | Правовая среда | Эффективное бюджетное, налоговое и инвестиционное законодательство | Сложная и длительная процедура предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости для строительства и реконструкции |
5 | Городская среда и инфраструктура | Относительно высокий уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда. Разнообразие видов жилья, активный жилищный рынок, наличие системы городских жилищных сертификатов. Наличие пригородных рекреационных зон, богатство водных ресурсов. Развитая система подземного и различных типов наземного общественного пассажирского транспорта | Физический износ большинства зданий и инженерной инфраструктуры в центре Санкт-Петербурга, дефицит инженерно подготовленных территорий для нового строительства. Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов. Перегруженность улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры. Крайне медленные темпы строительства новых станций метрополитена. Неудовлетворительное состояние окружающей природной среды. Недостаточное количество пожарных депо, слабая материальная и кадровая база противопожарной службы |
6 | Экономика | Многоотраслевая структура экономики. Наличие сектора производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Наличие конкурентоспособных и быстроразвивающихся организаций транспорта. Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг. Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка. Высокий уровень конкурентоспособности ряда производств. Высокий туристский потенциал. | Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики. Значительный износ основных производственных фондов. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов рабочих и инженерно-технических специальностей. Недостаточно высокий уровень доходов населения. Слабое продвижение продуктов Санкт-Петербурга, в том числе туристических, на внешнем рынке. |
Высокий уровень культуры Санкт-Петербурга, являющийся важным экономическим и градообразующим фактором | |||
7 | Социальная сфера | Относительно высокий уровень развития систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и молодежной политики. Активное развитие негосударственного сектора в области образования, медицины и социального обслуживания | Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений систем образования, здравоохранения и культуры. Недостаточный уровень обеспеченности учреждений социальной сферы квалифицированными кадрами |
1.3. Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов развития Санкт-Петербурга
Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов развития Санкт-Петербурга позволяет сделать следующие предположения.
Приграничное и приморское положение Санкт-Петербурга, его близость к Европейскому союзу и Москве в сочетании с ростом международной торговли будут способствовать развитию Санкт-Петербурга как важнейшего транспортного узла на направлении Россия - Европейский союз. Благоприятная экономическая конъюнктура позволит провести модернизацию существующих специализированных мощностей Большого порта Санкт-Петербург.
Наличие дворцовых, парковых ансамблей, памятников истории и культуры мирового значения в сочетании с ростом мирового туризма должно быть использовано для увеличения посещаемости Санкт-Петербурга туристами, что предполагает развитие туристической инфраструктуры в Санкт-Петербурге.
Многоотраслевая структура экономики и наличие сектора производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции в сочетании с высоким темпом институциональных и структурных реформ в Российской Федерации выдвигают Санкт-Петербург на одну из ведущих по конкурентоспособности позиций в стране и Балтийском регионе, создают предпосылки для привлечения и успешного развития перспективных отраслей экономики.
Совершенствование миграционного законодательства и увеличение мобильности населения способны сгладить проблемы рынка труда, обусловленные старением населения и низкой продолжительностью жизни в Санкт-Петербурге.
Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку Санкт-Петербурга, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов с ликвидацией неэффективных рабочих мест.
В целом во внешней и внутренней среде Санкт-Петербурга содержится значительный потенциал для успешного развития. Поэтому деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.
1.4. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (таблица 3), который был рассмотрен на заседании Правительства Санкт-Петербурга 07.07.2003 (протокол N 25), принят к сведению и рекомендован (оптимистический вариант) для разработки Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу.
Таблица 3
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2006 год (отчет) | Прогноз на 2025 год, оптимистический вариант |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Численность постоянного населения на начало года | Тыс.чел. | 4580,60 | 4736,00 |
2 | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | Лет | 67,80 | 73,00 |
3 | Коэффициент рождаемости | 8,80 | 9,90 | |
4 | Коэффициент естественного прироста (убыли) населения | -6,50 | -3,90 | |
5 | Валовой региональный продукт на душу населения (в текущих ценах) | Тыс.руб./чел. | 197,10 (оценка) | 1440,00 |
6 | Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах) | Тыс.руб. в год на 1 жителя | 162,34 | 1720,00 |
7 | Отношение месячных среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума (рассчитанного по действующей методике) в среднем на душу населения | Раз | 3,82 | 15,20 |
8 | Обеспеченность личным легковым автотранспортом | Ед./1000 чел. | 220,00 (2004 год) | 420,00 |
1.5. Основные направления развития Санкт-Петербурга до 2025 года
В зависимости от того, как сложатся внешние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга, и как будут выбраны основные приоритеты деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, можно выделить три возможных направления (сценария) развития Санкт-Петербурга до 2025 года:
Санкт-Петербург - мировой город. Санкт-Петербург будет развиваться как город, открытый миру, крупнейший международный центр делового, политического и культурного сотрудничества, интегрированный в мировую экономику. Санкт-Петербург станет местом, где проводятся представительские переговоры, в том числе на высшем уровне, конференции, форумы и принимаются важнейшие политические и экономические решения, оказывающие большое влияние на развитие международного сообщества. Кроме того, Санкт-Петербург возьмет на себя выполнение целого ряда общегосударственных федеральных функций. Здесь разместится и начнет работать Конституционный суд Российской Федерации.
Санкт-Петербург укрепит свою роль культурной столицы России, места проведения фестивалей, выставок и концертов, немалая часть из которых будет иметь международное значение. Повысится туристическая привлекательность Санкт-Петербурга, что позволит ему войти в число ведущих европейских центров международного туризма. При этом будет обеспечено безусловное выполнение всех международных обязательств по отношению к объектам, находящимся в границах территории Санкт-Петербурга и включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Санкт-Петербург станет городом мирового значения.
Санкт-Петербург - торгово-транспортный узел. Развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего российского торгово-транспортного центра международного значения, расположенного на Балтике, предусматривает принятие мер по стимулированию движения экспортно-импортных грузов через Санкт-Петербург или непосредственно прилегающие к нему территории, упрощению порядка пересечения границы и прохождения таможенных процедур, строительству новых таможенных терминалов.