Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2007 года N 884


О Концепции социально-экономического развития
Санкт-Петербурга до 2025 года

(с изменениями на 20 апреля 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 28 марта 2012 года N 275

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 апреля 2011 года N 499.

____________________________________________________________________


Рассмотрев Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учитывать положения Концепции при разработке проектов правовых актов в рамках системы государственного планирования на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

3. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли на основе Концепции осуществить разработку программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.

   Губернатор Санкт-Петербурга
     В.И.Матвиенко

     

      Приложение
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 20.07.2007 N 884

Концепция социально-экономического развития
Санкт-Петербурга до 2025 года

(с изменениями на 20 апреля 2011 года)


Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (далее - Концепция) включает в себя формулировку главной цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга, систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики Санкт-Петербурга, важнейшие направления и средства реализации указанных целей, прогноз основных параметров социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также целевые ориентиры по показателям качества жизни населения в Санкт-Петербурге.

Концепция входит в систему документов государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Ее положения соотносятся с содержанием Генерального плана Санкт-Петербурга и иных планово-программных документов Санкт-Петербурга. Концепция отвечает требованиям Положения об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Концепция состоит из трех основных разделов:

Стратегический анализ факторов развития Санкт-Петербурга.

Стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики Санкт-Петербурга.

Важнейшие направления и средства реализации стратегических целей.

Концепция является основой для разработки новых и корректировки действующих планово-программных документов, определяющих основные приоритеты в различных отраслях и сферах развития Санкт-Петербурга. Основные положения Концепции конкретизируются в документах среднесрочного и текущего планирования, что создает необходимый механизм для ее реализации. Кроме того, Концепция будет использована при проведении мониторинга реализации Генерального плана Санкт-Петербурга.

Содержащиеся в Концепции цели, задачи и меры реализуются, в том числе путем регулирования общественных отношений, только при наличии соответствующих полномочий у исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В случае изменения действующего законодательства в части, касающейся полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, соответствующие изменения вносятся в порядок и механизмы достижения целей, выполнения задач и осуществления мер, предусмотренных Концепцией.

     

1. Стратегический анализ факторов развития
Санкт-Петербурга

В рамках стратегического анализа рассмотрены благоприятные возможности и потенциальные угрозы, содержащиеся во внешней среде, сильные и слабые стороны внутренней среды Санкт-Петербурга, стратегии развития Санкт-Петербурга при различных сочетаниях внешних условий и внутренних возможностей.

1.1. Внешние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга

Развитие Санкт-Петербурга в значительной мере зависит от состояния внешних факторов.

Экспертным методом получен список наиболее значимых для Санкт-Петербурга внешних факторов и рассмотрены благоприятные возможности и потенциальные угрозы для развития Санкт-Петербурга, связанные с данной группой факторов (таблица 1).

Анализ внешней среды развития Санкт-Петербурга,
на период до 2025 года

      Таблица 1

N п/п

Внешние

факторы

Тенденции

Благоприятные возможности

Потенциальные угрозы

1

2

3

4

1

Масштаб и структура международной торговли Российской Федерации

Рост международной торговли, особенно экспорта товаров высокой степени обработки.

Развитие транзитно-транспортной системы Россия - Европейский союз

Уменьшение внешней открытости страны и сокращение товарооборота.

Перераспределение товаропотоков в пользу южных и центральных (сухопутных) международных транспортных коридоров

2

Миграционная политика Российской Федерации

Увеличение трудовой мобильности населения.

Совершенствование миграционного законодательства

Сохранение низкой трудовой мобильности населения.

Рост нелегальной миграции

3

Доля Российской Федерации на мировом рынке капитала и структура инвестиций

в российскую экономику

Увеличение объема российских капиталовложений за рубежом, открывающее возможности для укрепления роли Санкт-Петербурга

как финансового центра

по управлению этими капиталовложениями.

Рост внешних инвестиций

в экономику, инфраструктуру и науку Санкт-Петербурга

Низкая привлекательность Российской Федерации и Санкт-Петербурга для иностранных инвесторов

4

Мировая экономика и международная торговля

Общий рост мировой экономики и экономики Европейского союза. Повышение роли региона Балтийского моря в развитии мировой экономики.

Рост оборота международной торговли.

Рост мирового туризма

Замедление роста или спад в мировой экономике, усиление проблем в экономике США

и Европейского союза.

Спад в международной торговле.

Усиление международной напряженности, уменьшение объемов мирового туризма

5

Темп и направленность институциональных, административных

и структурных реформ в Российской Федерации

Обеспечение защиты прав собственности, общее улучшение правовой среды в стране.

Увеличение объема полномочий и возможностей Санкт-Петербурга в сфере государственного управления.

Общий рост экономики Российской Федерации.

Успешное проведение реформ налогообложения, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, административной реформы

Отсутствие или непоследовательное проведение реформ.

Усиление государственного вмешательства в экономику.

Сохранение масштабов теневой экономики, общей неопределенности правовой среды.

Перераспределение части полномочий Санкт-Петербурга в сфере государственного управления в пользу федерального центра

6

Цены на нефть и газ как основу российского экспорта

Сохранение на высоком уровне мировых цен на добываемые Российской Федерацией сорта нефти и газа

Исчерпание разведанных в Российской Федерации месторождений сырья.

Резкий рост себестоимости добычи.

Широкое внедрение в мире новых альтернативных источников энергии - заменителей нефти и газа

7

Международная обстановка

Многополярный мир, сбалансированные международные отношения

Доминирование отдельных блоков, напряженность, усиление международного терроризма, включая биотерроризм

1.2. Внутренние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга

При анализе внутренних факторов, влияющих на развитие Санкт-Петербурга, оцениваются конкурентные преимущества и недостатки Санкт-Петербурга с учетом изменения внешних факторов до 2025 года (таблица 2).

Анализ факторов внутренней среды, влияющих на развитие
Санкт-Петербурга на период до 2025 года

      Таблица 2

N п/п

Внутренние факторы

Преимущества

Санкт-Петербурга

Недостатки

Санкт-Петербурга

1

2

3

4

1

Геополитическое положение

Международная известность и большой авторитет Санкт-Петербурга.

Приграничное и приморское положение, близость к Москве и странам Европейского союза.

Расположение на пересечении водных, железнодорожных, автомобильных, авиационных и трубопроводных путей

Отдаленность от наиболее важных деловых центров Европы.

Климатические и гидрогеологические

условия, угроза наводнений.

Малые глубины, отмели, замерзание восточной части Финского залива, затрудняющие судоходство

2

Население.

Общество

Большая численность населения (наличие емкого рынка труда и потребления).

Относительно высокий образовательный и культурный уровень.

Низкий уровень социальной конфликтности.

Приверженность большинства населения демократическим ценностям.

Отсутствие серьезных политических конфликтов

Старение населения, низкая продолжительность жизни, невысокий уровень рождаемости.

Большая имущественная дифференциация.

Высокий уровень преступности.

Рост числа случаев проявления национальной, расовой и религиозной нетерпимости

3

Пространственная организация и ее административное регулирование

Большая территория и значительная протяженность береговой полосы.

Наличие дворцовых, парковых ансамблей, памятников истории и культуры мирового значения.

Наличие территориальных резервов для строительства жилья, общественно-деловых и производственных объектов (в границах субъекта Российской Федерации).

Наличие земельного кадастра

Высокая доля промышленной застройки в центральных районах Санкт-Петербурга.

Диспропорции в плотности жилой застройки, обеспеченности общественно-деловыми территориями и объектами в отдельных районах Санкт-Петербурга.

Незавершенность процесса оформления границ земельных участков на значительной части территории Санкт-Петербурга

4

Правовая среда

Эффективное бюджетное, налоговое и инвестиционное законодательство

Сложная и длительная процедура предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости для строительства и реконструкции

5

Городская среда

и инфраструктура

Относительно высокий

уровень инженерного и энергетического обеспечения жилищного фонда и нежилого фонда.

Разнообразие видов жилья, активный жилищный рынок, наличие системы городских жилищных сертификатов.

Наличие пригородных рекреационных зон, богатство водных ресурсов.

Развитая система подземного

и различных типов наземного общественного пассажирского транспорта

Физический износ большинства зданий

и инженерной инфраструктуры в центре Санкт-Петербурга, дефицит инженерно подготовленных территорий для нового строительства.

Недостаток мощностей по утилизации и переработке отходов.

Перегруженность улично-дорожной сети

и транспортной инфраструктуры.

Крайне медленные темпы строительства новых станций метрополитена.

Неудовлетворительное состояние окружающей природной среды.

Недостаточное количество пожарных депо, слабая материальная и кадровая база противопожарной службы

6

Экономика

Многоотраслевая структура экономики.

Наличие сектора производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции.

Наличие конкурентоспособных и быстроразвивающихся организаций транспорта.

Высокий уровень развития финансово-банковской инфраструктуры, высокий кредитный рейтинг.

Наличие современной торговой сети и емкого потребительского рынка.

Высокий уровень конкурентоспособности ряда производств.

Высокий туристский потенциал.

Недостаточно высокая экспортная ориентированность экономики.

Значительный износ основных производственных фондов.

Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов рабочих и инженерно-технических специальностей.

Недостаточно высокий уровень доходов населения.

Слабое продвижение продуктов

Санкт-Петербурга, в том числе туристических, на внешнем рынке.
Большое число потенциально опасных производственных объектов

Высокий уровень культуры Санкт-Петербурга, являющийся важным экономическим и градообразующим фактором

7

Социальная сфера

Относительно высокий уровень развития систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и молодежной политики.

Активное развитие негосударственного сектора в области образования, медицины и социального обслуживания

Недостаточное финансирование и слабая материальная база учреждений систем образования, здравоохранения

и культуры.

Недостаточный уровень обеспеченности учреждений социальной сферы квалифицированными кадрами

1.3. Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов развития Санкт-Петербурга

Анализ сочетаний внешних и внутренних факторов развития Санкт-Петербурга позволяет сделать следующие предположения.

Приграничное и приморское положение Санкт-Петербурга, его близость к Европейскому союзу и Москве в сочетании с ростом международной торговли будут способствовать развитию Санкт-Петербурга как важнейшего транспортного узла на направлении Россия - Европейский союз. Благоприятная экономическая конъюнктура позволит провести модернизацию существующих специализированных мощностей Большого порта Санкт-Петербург.

Наличие дворцовых, парковых ансамблей, памятников истории и культуры мирового значения в сочетании с ростом мирового туризма должно быть использовано для увеличения посещаемости Санкт-Петербурга туристами, что предполагает развитие туристической инфраструктуры в Санкт-Петербурге.

Многоотраслевая структура экономики и наличие сектора производства высокотехнологичной, наукоемкой продукции в сочетании с высоким темпом институциональных и структурных реформ в Российской Федерации выдвигают Санкт-Петербург на одну из ведущих по конкурентоспособности позиций в стране и Балтийском регионе, создают предпосылки для привлечения и успешного развития перспективных отраслей экономики.

Совершенствование миграционного законодательства и увеличение мобильности населения способны сгладить проблемы рынка труда, обусловленные старением населения и низкой продолжительностью жизни в Санкт-Петербурге.

Рост инвестиций в экономику, инфраструктуру и науку Санкт-Петербурга, успешная защита прав собственности позволяют произвести модернизацию основных фондов с ликвидацией неэффективных рабочих мест.

В целом во внешней и внутренней среде Санкт-Петербурга содержится значительный потенциал для успешного развития. Поэтому деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга должна быть целенаправленно ориентирована на использование имеющихся преимуществ и благоприятных возможностей одновременно с исправлением обнаруженных недостатков и предупреждением потенциальных угроз.

1.4. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года

Основные показатели прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (таблица 3), который был рассмотрен на заседании Правительства Санкт-Петербурга 07.07.2003 (протокол N 25), принят к сведению и рекомендован (оптимистический вариант) для разработки Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития
Санкт-Петербурга до 2025 года

      Таблица 3

N п/п

Наименование

показателя

Единица измерения

2006 год

(отчет)

Прогноз

на 2025 год, оптимистический вариант

1

2

3

4

5

1

Численность постоянного населения на начало года

Тыс.чел.

4580,60

4736,00

2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Лет

67,80

73,00

3

Коэффициент рождаемости

8,80

9,90

4

Коэффициент естественного прироста (убыли) населения

-6,50

-3,90

5

Валовой региональный продукт на душу населения (в текущих ценах)

Тыс.руб./чел.

197,10

(оценка)

1440,00

6

Среднедушевые денежные доходы населения (в текущих ценах)

Тыс.руб. в год

на 1 жителя

162,34

1720,00

7

Отношение месячных среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума (рассчитанного по действующей методике) в среднем на душу населения

Раз

3,82

15,20

8

Обеспеченность личным легковым автотранспортом

Ед./1000 чел.

220,00

(2004 год)

420,00

1.5. Основные направления развития Санкт-Петербурга до 2025 года

В зависимости от того, как сложатся внешние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга, и как будут выбраны основные приоритеты деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, можно выделить три возможных направления (сценария) развития Санкт-Петербурга до 2025 года:

Санкт-Петербург - мировой город. Санкт-Петербург будет развиваться как город, открытый миру, крупнейший международный центр делового, политического и культурного сотрудничества, интегрированный в мировую экономику. Санкт-Петербург станет местом, где проводятся представительские переговоры, в том числе на высшем уровне, конференции, форумы и принимаются важнейшие политические и экономические решения, оказывающие большое влияние на развитие международного сообщества. Кроме того, Санкт-Петербург возьмет на себя выполнение целого ряда общегосударственных федеральных функций. Здесь разместится и начнет работать Конституционный суд Российской Федерации.

Санкт-Петербург укрепит свою роль культурной столицы России, места проведения фестивалей, выставок и концертов, немалая часть из которых будет иметь международное значение. Повысится туристическая привлекательность Санкт-Петербурга, что позволит ему войти в число ведущих европейских центров международного туризма. При этом будет обеспечено безусловное выполнение всех международных обязательств по отношению к объектам, находящимся в границах территории Санкт-Петербурга и включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Санкт-Петербург станет городом мирового значения.

Санкт-Петербург - торгово-транспортный узел. Развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего российского торгово-транспортного центра международного значения, расположенного на Балтике, предусматривает принятие мер по стимулированию движения экспортно-импортных грузов через Санкт-Петербург или непосредственно прилегающие к нему территории, упрощению порядка пересечения границы и прохождения таможенных процедур, строительству новых таможенных терминалов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»