ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июля 2007 года N 882


Об утверждении Концепции организации
Единой системы учета населения Санкт-Петербурга

(с изменениями на 9 июля 2008 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июля 2008 года N 860.

____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и защите информации", а также в целях совершенствования работ по реализации в Санкт-Петербурге Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию организации Единой системы учета населения Санкт-Петербурга согласно приложению N 1.

2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции организации Единой системы учета населения Санкт-Петербурга на 2007-2010 годы (далее - План) согласно приложению N 2.

2-1. Установить, что финансирование мероприятий Плана осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных Комитету по информатизации и связи законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год (пункт дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июля 2008 года N 860).

3. Предложить Управлению Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области принять участие в реализации мероприятий Плана.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тихонова В.В. и вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Лобко В.Н. по принадлежности вопросов.

 Губернатор Санкт-Петербурга
      В.И.Матвиенко

     

      Приложение N 1
      к постановлению Правительства
     Санкт-Петербурга
      от 20.07.2007 N 882

Концепция организации
Единой системы учета населения Санкт-Петербурга

Настоящая Концепция определяет основные положения по организации в Санкт-Петербурге Единой системы учета населения.

Целью настоящей Концепции является выработка единого подхода к пониманию необходимости, целей, задач и порядка организации в Санкт-Петербурге системы учета населения.

Необходимость организации в Санкт-Петербурге Единой системы учета населения вызвана отсутствием на настоящий момент в органах государственной власти Санкт-Петербурга легитимных актуальных сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в Санкт-Петербурге. Следствием сложившейся ситуации, в частности, стали серьезные проблемы при осуществлении регистрации (учета) избирателей в Санкт-Петербурге, выявленные по результатам анализа работы по подготовке к выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва и итогов голосования 11.03.2007.

В целях исправления сложившейся ситуации с наличием в Санкт-Петербурге легитимных актуальных сведений о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания, а также предотвращения на этапе подготовки к предстоящим в конце 2007 года выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и впоследствии к выборам Президента Российской Федерации проблем, аналогичных выявленным по результатам выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, предлагается создать Единую систему учета населения Санкт-Петербурга (далее - Единую систему учета населения).

Порядок учета избирателей в субъектах Российской Федерации регламентирован Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.11.1997 N 134/973-11 "О положении о государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации" и иными правовыми актами.

Принимая во внимание, что формирование Регистра избирателей в субъектах Российской Федерации ведется на основании данных регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, первоочередной задачей является обеспечение информационного взаимодействия между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и федеральными органами исполнительной власти.

1. Текущее состояние системы регистрационного учета
в Санкт-Петербурге

Существующая система регистрационного учета граждан по месту жительства и по месту пребывания в Санкт-Петербурге, как и в других регионах Российской Федерации, осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:

Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации";

постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию";

приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.10.1995 N 393 "Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".

На настоящий момент функции регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, а также оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации (далее - паспорт) выполняет Федеральная миграционная служба (ФМС). В Санкт-Петербурге эту роль осуществляет Управление Федеральной миграционной службы по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - УФМС).

Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций, лицами, ответственными за регистрацию, являются граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения.

Выделяются следующие виды регистрационного учета граждан:

регистрация граждан по месту жительства;

регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, другом подобном учреждении, а также в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.

Должностные лица, на которых возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений, занимаются сбором и оформлением документов, необходимых для регистрации и снятия граждан с регистрационного учета. Оформленные документы должностные лица передают в структурные подразделения УФМС по месту жительства гражданина.

В Санкт-Петербурге ответственными за регистрацию по месту жительства и месту пребывания в жилом фонде являются:

должностные лица отделов вселения и регистрационного учета населения, подведомственных Жилищному комитету (далее - ОВиРУГ);

должностные лица жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

должностные лица товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ);

граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения;

должностные лица гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

должностные лица других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

Обобщенная схема, отражающая существующие процессы регистрационного учета в Санкт-Петербурге, представлена на рисунке 1.

Для регистрации по месту жительства или по месту пребывания в Санкт-Петербурге, а также при необходимости получения нового паспорта, граждане обращаются к ответственному за регистрацию, который осуществляет оформление документов, необходимых для регистрации или получения паспорта, и представляет их в структурные подразделения УФМС по месту жительства гражданина.

Регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета осуществляют структурные подразделения УФМС по месту жительства гражданина. Документы, подтверждающие факт регистрации, передаются ответственным за регистрацию, которые возвращают их гражданам (в отдельных случаях самим гражданам). Новые паспорта выдаются непосредственно гражданам. Адресные листки прибытия и убытия передаются из структурных подразделений УФМС по месту жительства гражданина в отдел адресно-справочной работы УФМС (далее - ОАСР УФМС), ранее АСБ ГУВД - адресно-справочное бюро ГУВД, где раскладываются по механическим барабанам.

В процессе регистрации сотрудники структурных подразделений УФМС по месту жительства гражданина осуществляют ввод информации регистрационного учета (в объеме адресных листков прибытия и убытия) в базу данных УФМС и проверку сведений о гражданине по базе специальных учетов Информационного центра Главного управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ИЦ ГУВД) и базе данных УФМС.

Сведения для регистрации лиц, прибывающих в гостиницы, кемпинги, на туристские базы, в санатории, дома отдыха, пансионаты, в настоящий момент не представляются администрациями соответствующих учреждений.

В рамках работ по созданию государственного регистра населения Санкт-Петербурга (далее - ГРН Санкт-Петербурга) был разработан и введен в эксплуатацию функциональный комплекс взаимодействия ОВиРУГ с районными структурными подразделения УФМС. Ввод указанного комплекса в эксплуатацию позволил избавиться от дублирующего ввода в паспортных столах отделов милиции данных о гражданах, регистрируемых по месту жительства или пребывания в жилищном фонде, находящемся в ведении Жилищного комитета.

Указанные данные вводятся однократно в ОВиРУГ и по телекоммуникационным каналам передаются в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ВЦКП ЖК), где проходят дополнительную проверку, формируются в пакеты и передаются в УФМС.

В УФМС данные проходят контроль по базе данных регистрационного учета и одновременно перенаправляются в ИЦ ГУВД для проверки по базе данных специальных учетов. Результаты проверки данных по базе специальных учетов из ИЦ ГУВД передаются в УФМС.

К моменту прихода в районные структурные подразделения УФМС должностного лица ОВиРУГ, ответственного за регистрацию, с бумажными документами из УФМС в районные структурные подразделения УФМС передаются электронные данные, ранее полученные из ОВиРУГ, с результатами соответствующих проверок.

Для городских служб ввод указанного функционального комплекса позволил избавиться от ручного заполнения адресных листков прибытия и убытия, а также оперативно получать сведения о факте регистрации гражданина по месту жительства или пребывания и выдаче паспорта. Адресные листки для граждан, регистрируемых в жилом фонде, подведомственном Жилищному комитету, на настоящий момент печатаются в структурных подразделения УФМС по месту жительства гражданина.

Сведения о гражданах, регистрируемых в других видах жилого фонда, продолжают вводиться в районных структурных подразделениях УФМС.

В соответствии с действующим законодательством подразделением, в задачи которого входит сбор, хранение, учет информации о регистрации граждан, а также информационно-справочное обслуживание по вопросам сведений регистрационного учета компетентных служб является ОАСР УФМС. При современном уровне развития информационных технологий в ОАСР УФМС ведение и обработка информации регистрационного учета до сих пор осуществляется путем формирования картотеки бумажных документов с использованием механических барабанов, что приводит:

к необходимости наличия больших площадей для хранения указанных бумажных документов;

к потребности в большом количестве малоквалифицированного, а следовательно, и малооплачиваемого персонала (что на настоящий момент является наиболее проблематичным);

к невозможности формирования архива документов в существующих механических барабанах (адресные листки уничтожаются при перемене места жительства, замене паспорта);

к невозможности поиска информации по произвольным параметрам;

к необходимости ручной обработки запросов, поступающих в АСБ ГУВД.

На настоящий момент в ОАСР УФМС организован доступ к базе данных регистрационного учета населения. Данный подход может служить технологической основой для отказа от формирования такой же базы данных на бумажных носителях и с большим временем обновления листков прибытия и убытия в механических барабанах. Однако УФМС на настоящий момент не имеет полных и достоверных данных регистрационного учета.

2. Основные недостатки существующей в Санкт-Петербурге
системы регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания

Невозможность обеспечения органов государственной власти Санкт-Петербурга легитимными актуальными сведениями о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в Санкт-Петербурге, в рамках существующей системы регистрационного учета населения по месту жительства и месту пребывания обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Жилищный комитет обеспечивает автоматизированный сбор, ведение и хранение сведений регистрационного учета, но не имеет данных обо всем населении Санкт-Петербурга. В частности, отсутствуют в полном объеме сведения о гражданах, проживающих в ведомственном и частном жилищных фондах, жилищных фондах ТСЖ, не собираются сведения о гражданах, проживающих в гостиницах, санаториях и т.п. С вводом в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающего формирование ТСЖ, численность населения, подлежащего учету в базах данных Жилищного комитета, постоянно сокращается.

2. Ведомственный характер, действующей в УФМС информационной системы (далее - АИС УФМС), а также существующий ряд принципиальных проблем, по причине которых УФМС на настоящий момент не имеет полных и достоверных данных регистрационного учета, не позволяют обеспечить оперативную интеграцию АИС УФМС в систему информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (с автоматизированной информационной системой органов записи актов гражданского состояния Санкт-Петербурга (далее - АИС ЗАГС Санкт-Петербурга), автоматизированной информационной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, Ситуационным центром Санкт-Петербурга, созданным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2005 N 216-рп, и др.).

3. Невозможность на настоящий момент обеспечить ожидаемую полноту и достоверность данных в автоматизированной информационной системе "Государственный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - АИС "ГРН Санкт-Петербурга") только на основании сведений, получаемых из АИС УФМС.

4. Отсутствие унифицированных процедур ввода и передачи информации в электронном виде между всеми участниками системы регистрационного учета.

5. Наиболее полные сведения регистрационного учета хранятся в ОАСР УФМС. Однако в ОАСР УФМС ведение и обработка информации регистрационного учета до сих пор осуществляется путем формирования картотеки бумажных документов с использованием механических барабанов, что в свою очередь приводит к ряду принципиальных проблем, связанных с необходимостью обработки и ведения большого количества бумажных документов (адресных листков прибытии и убытия). Одной из таких проблем является кадровый вопрос, который на настоящее время УФМС не может решить без помощи Санкт-Петербурга.

В совокупности указанные обстоятельства приводят к утере контроля со стороны Санкт-Петербурга за процессами регистрационного учета.

Разрешением сложившейся ситуации может стать организация в Санкт-Петербурге Единой системы учета населения.

3. Основные цели и задачи создания в Санкт-Петербурге
Единой системы учета населения

Основными целями создания в Санкт-Петербурге Единой системы учета населения являются:

обеспечение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга легитимными актуальными сведениями о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в Санкт-Петербурге;

предотвращение на этапе подготовки к предстоящим в конце 2007 года выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и впоследствии к выборам Президента Российской Федерации проблем, аналогичных выявленным по результатам выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва;

обеспечение технологической "зеркальности" сведений регистрационного учета для использования уполномоченными организациями федерального и регионального уровней;

решение ряда вопросов, по которым УФМС просит помощи у Санкт-Петербурга, в том числе вопросов, связанных с материальным обеспечением деятельности ОАСР УФМС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»