В целях обеспечения условий для осуществления права жителей Санкт-Петербурга на жилище Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Концепцию государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга руководствоваться положениями Концепции.
3. Жилищному комитету до 15.06.2007 подготовить и представить на утверждение Губернатору Санкт-Петербурга план мероприятий по реализации Концепции.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Полукеева А.И.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Концепция
государственной жилищной политики Санкт-Петербурга
на 2007-2011 годы
Концепция государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральной целевой программой "Жилище", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675, национальным проектом "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" в целях реализации конституционного права жителей Санкт-Петербурга на жилище и мер социальной поддержки жителей Санкт-Петербурга.
Концепция определяет основные направления государственной жилищной политики Санкт-Петербурга и практические меры по ее эффективной реализации.
В Санкт-Петербурге, как и в целом по России, решение жилищных проблем граждан относится к приоритетным направлениям государственной политики. Однако данная проблема несмотря на возросшее к ней внимание приобрела особую остроту в связи с историческими и миграционными особенностями такого мегаполиса, каким является Санкт-Петербург, которые привели к значительному повышению спроса на жилье и, как следствие, росту цен и недоступности жилья для значительной части жителей Санкт-Петербурга.
На 01.01.2007 в Санкт-Петербурге ситуация в жилищной сфере выглядит следующим образом.
На учете нуждающихся в жилых помещениях состоят 272,4 тыс. семей (645,2 тыс. человек), из них 92,8 тыс. семей (225,8 тыс. человек), то есть 35 процентов - ветераны Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, многодетные семьи, дети-сироты, инвалиды, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, в том числе открытой формой туберкулеза. Граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в среднем 20 лет.
1035,1 тыс.кв.м общей площади объектов жилищного фонда в Санкт-Петербурге является аварийным или непригодным для проживания, в том числе:
966 многоквартирных домов площадью 828,1 тыс.кв.м являются аварийными;
1886 жилых помещений площадью 207,0 тыс.кв.м являются непригодными для проживания.
Из общего количества многоквартирных домов, являющихся аварийными, 789 зданий (общей площадью 167 тыс.кв.м) расположены в Курортном, Петродворцовом, Пушкинском, Красносельском районах Санкт-Петербурга, 177 зданий (общей площадью 661,1 тыс.кв.м) расположены в центральной части Санкт-Петербурга.
Всего в многоквартирных домах, являющихся аварийными, и жилых помещениях, являющихся непригодными для проживания, проживают 15,3 тыс. семей (36,6 тыс. человек).
10,6 процента жилищного фонда Санкт-Петербурга составляют коммунальные квартиры (более 120 тыс. коммунальных квартир общей площадью более 10,3 млн.кв.м). При этом большая часть коммунальных квартир расположена в многоквартирных домах в историческом центре Санкт-Петербурга. В коммунальных квартирах проживают 329 тыс. семей (700 тыс. человек), из них 57 процентов состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В государственной собственности Санкт-Петербурга находятся 360 общежитий, в жилых помещениях которых проживают 183 тыс. человек.
Основными направлениями государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007-2011 годы являются:
расселение жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий;
повышение эффективности реализации целевых программ Санкт-Петербурга по содействию Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
расселение коммунальных квартир;
решение жилищных проблем граждан, проживающих в общежитиях;
развитие застроенных территорий.
Расселение жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, может осуществляться путем:
жилищного строительства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в рамках адресных инвестиционных программ в соответствии с ежегодно утверждаемым Правительством Санкт-Петербурга адресным перечнем подлежащих расселению многоквартирных домов;
привлечения внебюджетных средств (средств инвесторов) к расселению жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Привлечение инвесторов к расселению жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, осуществляется на основании инвестиционных договоров, заключаемых в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции".
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяют привлекать инвесторов к расселению многоквартирных домов, признанных аварийными, а также многоквартирных домов, снос и реконструкция которых планируются на основании адресных программ, путем заключения договоров о развитии застроенных территорий, предусматривающих в том числе:
обязательства инвестора по уплате выкупной цены за изымаемые у собственников жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
обязательства инвестора по передаче в государственную собственность жилых помещений для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях и учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (далее - очередники), должно осуществляться по двум основным направлениям:
Гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, должны предоставляться жилые помещения по договорам социального найма.
Жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в том числе открытой формой туберкулеза, гражданам, проживающим в жилых помещениях, которые признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Основным направлением государственного содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан должны стать следующие механизмы, позволяющие гражданам улучшать жилищные условия с привлечением собственных средств:
предоставление бюджетных средств на приобретение или строительство жилья;
предоставление гражданам беспроцентной рассрочки на оплату стоимости жилья в рамках целевых программ Санкт-Петербурга;
продажа гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга целевым назначением с применением понижающего коэффициента к рыночной стоимости жилых помещений;
предоставление гражданам жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений;
иные формы государственного содействия в улучшении жилищных условий.
Эффективность реализации целевых программ Санкт-Петербурга по содействию Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан может быть повышена путем увеличения финансирования и сокращения сроков реализации целевых программ Санкт-Петербурга, в том числе:
целевой программы Санкт-Петербурга "Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30.11.2005 N 648-91;
целевой программы Санкт-Петербурга "Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге" на 2002-2012 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 10.10.2001 N 707-90;
целевой программы Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье", утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2001 N 315-45.
Основными механизмами расселения коммунальных квартир в Санкт-Петербурге должны стать:
перераспределение жилых помещений коммунальных квартир с использованием свободных жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, при котором граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, снимаются с учета, а коммунальная квартира заселяется одной семьей;
привлечение внебюджетных средств к решению задач по расселению коммунальных квартир;
предоставление бюджетных средств на строительство или приобретение жилья для очередников, проживающих в коммунальных квартирах;
предоставление очередникам, проживающим в коммунальных квартирах, приоритетного права на участие в целевых программах Санкт-Петербурга по содействию Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан.
Необходимым условием обеспечения прав граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, является исключение жилых помещений в общежитиях, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, из состава специализированного жилищного фонда и включение их в состав жилищного фонда социального использования.
Включение жилых помещений в состав жилищного фонда социального использования позволит гражданам, проживающим в таких помещениях, заключить договоры социального найма и приобрести права нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в том числе право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Развитие застроенных территорий может осуществляться путем привлечения инвесторов в соответствии с договорами о развитии застроенных территорий и включения в указанные договоры следующих условий:
обязательства инвестора по уплате выкупной цены за изымаемые у собственников жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие дома;
обязательства инвестора передать в собственность Санкт-Петербурга жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированных жилых помещений и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
снос расселенных многоквартирных домов и жилищное, а также иное строительство (реконструкцию) в сроки, установленные договором.
Необходимым условием эффективной реализации Концепции является наличие достаточного ресурсного обеспечения, включающего:
Общая площадь жилых помещений, необходимая для реализации Концепции, составляет не менее 3360,6 тыс.кв.м, в том числе:
для предоставления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, - 1692,8 тыс.кв.м, из них:
для многодетных семей - 603,0 тыс.кв.м;