Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2006 года N 122


О Концепции формирования экологической культуры
населения Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 27 марта 2012 года N 271

____________________________________________________________________

В целях формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга, разработки практических мер по ее эффективной поддержке и дальнейшему развитию Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга (далее - Концепция), представленную Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, согласно приложению.

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга при разработке нормативных правовых документов, регулирующих вопросы формирования экологической культуры, экологического просвещения и образования руководствоваться положениями Концепции.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
      В.И.Матвиенко

     

      Приложение
      к постановлению
      Правительства Санкт-Петербурга
      от 07.02.2006 N 122

Концепция
формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга

     

Введение

Концепция формирования экологической культуры (далее - Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной или городской (урбанизированной) средах и является одним из элементов политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Под экологической культурой понимаются достижения общества, человека в производственной, материальной и духовной сферах деятельности, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды, совокупность ценностных экологических ориентаций.

Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, многоаспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении жителей и гостей Санкт-Петербурга всех возрастов личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.

Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, Уставе Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В ней учтены результаты научных исследований, а также опыт экологического просвещения и образования.

Концепция является содержательной и организационной основой региональной политики в области формирования экологической культуры и определяет стратегию и практические меры по формированию экологической культуры населения, ее эффективной поддержке и дальнейшему развитию.

1. Цель и задачи формирования экологической культуры

Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе - объединение усилий Правительства Санкт-Петербурга, всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан в целях формирования экологически ответственного мировоззрения горожан всех возрастов. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;

профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

непрерывная и целеустремленная работа на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

распространение среди всех слоев населения Санкт-Петербурга экологических знаний;

привлечение средств массовой информации к консолидации жителей Санкт-Петербурга вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

Формирование экологической культуры должно содействовать:

улучшению условий проживания нынешнего и будущего поколений благодаря бережному отношению к окружающей среде;

спокойствию, уверенности в улучшении состояния здоровья детей вследствие уменьшения уровня техногенного воздействия на городскую среду;

консолидации усилий жителей Санкт-Петербурга для решения проблем улучшения и сохранения окружающей среды;

повышению чувства личной ответственности лиц, принимающих решения, за воздействие на окружающую среду;

формированию активной позиции работников предприятий, оказывающих воздействие на окружающую среду, в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

экономии природных ресурсов, их рациональному использованию.

2. Основные принципы формирования экологической культуры

При формировании экологической культуры население рассматривается и как единое целое, и как совокупность социальных групп, подразделяемых по возрасту, месту проживания, социально-профессиональной принадлежности, образовательному уровню, уровню доходов и качеству жизни, видам производственной деятельности, а в конечном счете - по менталитету, уровню сознания, гражданской ответственности.

Формирование экологической культуры базируется на принципах:

учета интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

подхода к решению задач экологической культуры как составной части экологической политики Санкт-Петербурга;

учета региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, особенности системы расселения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;

использования основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

соблюдения демократических норм и требований, приоритета прав и свобод человека и гражданина;

связи образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

культивирования гуманистического отношения к природе;

открытости и доступности экологической информации для населения Санкт-Петербурга;

вовлечения предпринимателей, общественных и иных некоммерческих объединений в решение задач по формированию экологической культуры;

использования исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;

соблюдения экологического законодательства и неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.

Реализация названных принципов должна осуществляться в рамках реализации региональной политики в области экологического развития.

3. Основные направления деятельности
по формированию экологической культуры

Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, центрах профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются традиционные российские религиозные конфессии, а также средства массовой информации и реклама.

Экологическое просвещение

В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей Санкт-Петербурга о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы, искусства и телевидения и практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.

Основные направления формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут внедрены в сознание общества путем массового воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. В Санкт-Петербурге в этом отношении положительно зарекомендовала себя практика проведения общегородских массовых экологических мероприятий (Дни защиты от экологической опасности, Неделя окружающей среды, День Балтийского моря, международный фестиваль экологических фильмов "Зеленый взгляд"). Накопленный опыт проведения общегородских экологических мероприятий показал необходимость ориентации мероприятий по экологическому просвещению на различные социальные группы, самые широкие слои населения.

Решение задач по экологическому просвещению сопряжено с необходимостью контроля и координации этой деятельности исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. В качестве основных приоритетов этой работы могут быть названы:

вовлечение органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, предпринимателей, общественных объединений, профсоюзов, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры в организацию и проведение общегородских экологических мероприятий;

информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;

привлечение к экологической проблематике учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений;

формирование экологически ориентированного общественного мнения.

В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:

привлекать внимание населения к городским экологическим проблемам;

пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;

проводить акции и мероприятия, побуждающие жителей Санкт-Петербурга к консолидации вокруг решения проблем улучшения и сохранения окружающей среды;

повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;

воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;

проводить специальные экологические информационные кампании на основе социальных заказов;

создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;

изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.

В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:

совершенствовать профессиональное мастерство журналистов путем организации мастер-классов, семинаров, круглых столов, экскурсий;

организовывать ежегодные городские конкурсы на лучшую публикацию, теле- и радиопередачу по экологической проблематике;

привлекать ученых и журналистов к созданию популярных книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам.

Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование

Экологическое образование направлено на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В Санкт-Петербурге созданы условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:

наличие квалифицированных педагогических кадров;

разработка предметной области "Экология" в рамках образовательного стандарта;

издание учебно-методического комплекса по предметной области "Экология";

включение курсов экологического профиля в учебные дисциплины соответствующих специальностей;

формирование перечня экологических специальностей, в рамках которых высшие учебные заведения готовят специалистов-экологов;

проведение международной экологической олимпиады и других международных конкурсов по экологии.

Приоритетными для Санкт-Петербурга являются следующие взаимосвязанные блоки проблем:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»