(с изменениями на 7 марта 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 марта 2023 года на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 13 марта 2023 года N 235-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N 118-р.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ведены в состав межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации учащихся, выпускников общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга: Редько Александр Алексеевич - председателя постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (по согласованию); Яковлев Александр Викторович - нештатного эксперта постоянной комиссии по здравоохранению и экологии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (по согласованию) - распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 года N 118-р. ____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.", в целях обеспечения совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся, молодежи и их подготовки к выбору профессии, адаптации выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования к рынку труда и их трудоустройства, повышения качества начального профессионального образования Санкт-Петербурга:
1. Утвердить Межведомственную программу профессиональной ориентации учащейся молодежи на профессии приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга, направленной на обеспечение трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования, на 2006-2008 годы (приложение 1).
2. Утвердить Положение о Межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации учащихся, выпускников общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга (приложение 2).
3. Сформировать в срок до 1 февраля 2006 года состав Межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации учащихся, выпускников общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга.
4. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию С.В.Жолована.
Председатель Комитета
О.В.Иванова
Межведомственная программа
профессиональной ориентации учащейся молодежи на профессии
приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга, направленной
на обеспечение трудоустройства и адаптации к рынку труда
выпускников учреждений начального профессионального образования,
на 2006-2008 годы
(с изменениями на 7 марта 2006 года)
Наименование Программы | Межведомственная программа профессиональной ориентации учащейся молодежи на профессии приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга, направленной на обеспечение трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования (далее - Программа). |
Нормативно-правовая база Программы | Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (редакция, действующая с 12.08.2005); |
Основные разработчики Программы | Комитет по образованию (далее - Комитет); |
Участники Программы | Государственные учреждения - центры занятости населения районов Санкт-Петербурга (далее - ГУ ЦЗН). |
Основная цель Программы | Формирование интегрированной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки учащихся, выпускников общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования (далее - молодежи), отвечающей требованиям регионального рынка труда. |
Основные задачи Программы | Создание системы обеспечения молодежи и работодателей сведениями о рынке труда и образовательных услуг для решения задач трудоустройства и подбора кадров. |
Срок реализации Программы | 2006-2008 годы. |
Основные мероприятия Программы | Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение работы по профориентации и психологической поддержке молодежи. |
Ожидаемые результаты Программы | Создание в сфере образования города эффективно действующей системы профориентационной работы и содействия трудоустройству молодежи. |
Источники финансирования Программы | Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства городского бюджета, направляемые на финансирование образования, исследований в соответствующих отраслях, а также средства образовательных учреждений, организаций и другие. |
Система контроля за выполнением Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляют в соответствии с их полномочиями: |
Межведомственная программа профессиональной ориентации учащейся молодежи на профессии приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга, направленной на обеспечение трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования (далее - Программа), разработана в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.".
Социологические исследования подтверждают тенденцию снижения иждивенческих настроений в молодежной среде, т.е. все больше молодых людей связывают свою профессиональную карьеру с результатами собственной деятельности, склоняются к выбору активной жизненной позиции. В то же время у значительной части молодежи завышен уровень притязаний, обусловленный незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных результатов. Несоответствие притязаний реалиям снижает престиж деятельности в производственной сфере, приводит молодых людей к проявлению активности в иной, часто асоциальной, деятельности, приводит к потере ориентиров, разочарованию в жизни.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо способствовать осознанному выбору профессии молодыми людьми, влиять на степень их информированности, на мотивационную сферу.
Эти задачи и призвана решать предлагаемая Программа.
На рынке труда Санкт-Петербурга сохраняется положительная динамика большинства показателей экономического роста. Наметился устойчивый рост спроса на рабочую силу при одновременном сокращении ресурсов труда.
Центральной проблемой рынка труда Санкт-Петербурга остается дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе.
В структуре спроса наибольший объем имеет сектор профессии квалифицированных рабочих для приоритетных отраслей экономики - свыше 150 тыс. человек. В том числе: квалифицированных рабочих сквозных профессий - 82 тыс. человек; профессии торговли - 53 тыс. человек; профессии транспорта - 35 тыс. человек; слесари, выпускающие продукцию, - 15 тыс. человек; слесари-ремонтники - 14 тыс. человек. При этом в промышленности будет наблюдаться рост потребности в квалифицированных рабочих с 310 тыс. человек в 2003 году до 323 тыс. человек в 2008 году, или на 4,2%.
В возникновении, а также в устранении дефицита кадров по отдельным специальностям и группам профессий существенными являются такие факторы как ускоренное развитие экономики (создание высокотехнологических рабочих мест) и адекватная этому процессу деятельность учреждений профессионального образования.
Неблагоприятное влияние на формирование рабочей силы в период до 2008 года будут оказывать демографические факторы. Так, численность населения в возрасте 15-72 года (экономическое население) снизится с 3630 тыс. человек в 2003 году до 3549 тыс. человек в 2008 году. Критическая ситуация на рынке труда прогнозируется и в долгосрочной перспективе. Начиная с 2015 года ожидается существенное сокращение численности трудовых ресурсов до 2871,3 тыс. человек.
Сокращение численности подростков, вступающих в трудоспособный возраст, с 65,4 тыс. человек на начало 2003 года до 38 тыс. человек на начало 2008 года, или на 41,9%, приведет к существенному уменьшению контингента учреждений профессионального образования.
Потенциал рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге составляют: 239 гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов, 631 общеобразовательная школа, 50 специальных (коррекционных) школ и интернатов, 39 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 97 негосударственных общеобразовательных школ, 21 вечерняя школа, в которых обучается 416000 детей.
Социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися школ показали, что в 2005 году около 30% учащихся на момент исследования не определились в выборе будущего вида деятельности. Абсолютное большинство выпускников школ (80%) планирует поступать в высшие учебные заведения, тогда как в структуре вакансий 74% составляют рабочие профессии. Профессиональные планы школьников, как правило, не соответствуют потребностям рынка труда, что в будущем может привести к личностным и социальным конфликтам.
В системе профессионального образования 66 образовательных учреждений начального, 90 среднего и 98 высшего профессионального образования, в которых обучается более 370 тысяч человек. Ежегодный выпуск составляет около 70 тыс. человек. Однако реализуют профессиональные возможности по своей профессии не более 70% выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Практика показывает, что молодые люди, работающие не по специальности, плохо адаптируются на предприятии, не используют полностью свой потенциал, что замедляет процесс обновления рабочей силы.
Существующий спрос на рабочую силу высокой квалификации и несоответствие перечня профессий, образовательных стандартов и программ подготовки специалистов требованиям рынка труда существенно сокращает возможности трудоустройства молодежи.
Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии серьезных проблем в системе профессионального становления молодых людей. Одна из них - несоответствие между потребностями рынка труда, с одной стороны, и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работников - с другой. Формирование у молодежи мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования.
В данной ситуации возрастают роль и значение профессиональной ориентации и психологической поддержки в личностно профессиональном самоопределении молодых граждан, прежде всего учащихся общеобразовательных учреждений.
Цель профессиональной ориентации, в современном ее понимании, базируется на обеспечении социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости, достижения сбалансированности между профессиональными интересами обучающегося, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда. Психологическая поддержка, являясь частью комплекса специальных мер содействия обучающемуся, призвана способствовать разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов его профессионального становления.
В молодежной среде востребованы качественные психолого-профориентационные услуги. Однако молодежь не всегда может воспользоваться услугами коммерческих организаций, а специалисты государственных организаций не в состоянии удовлетворить растущие потребности рынка труда в этой сфере.
Существующие организации, занимающиеся психолого-профориентационной работой с молодежью, функционируют обособленно, многие из них слабо ориентированы на требования рынка труда.
Всесторонне решать проблемы профориентации и занятости молодежи позволит организация эффективного межведомственного взаимодействия в рамках государственной системы.
Система профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи - это совокупность государственных и муниципальных органов и организаций, деятельность которых направлена на развитие профессиональной ориентации, образования, содействие занятости, охрану здоровья, социальную защиту и психологическую поддержку молодежи.
Системный подход в организации профориентационной деятельности позволяет обеспечить личностно профессиональное самоопределение молодежи, развитие се профессионального потенциала в целях успешной адаптации на рынке труда, способствует развитию социального партнерства и взаимодействия в организации профессиональной ориентации.
Основной целью Программы является формирование эффективно действующей системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
По нормативно-правовому обеспечению:
- разработка нормативно-правовой базы системы профессиональной ориентации молодежи;
- обеспечение выполнения всеми структурами системы профессиональной ориентации молодежи решений Межведомственной комиссии по профессиональной ориентации учащейся молодежи и выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга;
- определение гарантированного минимума психолого-профориентационных услуг для различных категорий молодежи.
По формированию инфраструктуры и организации взаимодействия служб психолого-профориентационной помощи молодежи:
- формирование структурных подразделений системы профессиональной ориентации в системе образования Санкт-Петербурга;
- организация межведомственного взаимодействия в вопросах оказания психолого-профориентационной помощи молодежи, формирования и развития кадрового потенциала.
По научно-методической и практической деятельности:
- разработка и внедрение эффективных форм и методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи, в том числе инвалидов и с ограниченной трудоспособностью и т.д.
- подготовка методических пособий, разработок и программ в помощь практическим работникам;
- проведение экспериментальной и научно-исследовательской работы;
- поиск эффективных путей внедрения научных исследований и передового опыта.
По информационно-просветительской работе:
- разработка, издание и распространение справочно-информационных и методических материалов по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи;
- создание системы информирования молодежи и работодателей сведениями о рынках труда и образовательных услуг, помогающими решать конкретные вопросы трудоустройства;
- оказание справочно-информационных услуг молодежи и образовательным учреждениям и организациям;
- психологическое просвещение учащихся, родителей, педагогов, безработных по вопросам профориентации;
- формирование у молодежи профессионального потенциала и оказание содействия в реализации профессиональной карьеры;
- организация взаимодействия с органами управления, общественными объединениями молодежи, средствами массовой информации в целях развития профориентационной работы с молодежью, повышения ее эффективности;
- обобщение и распространение опыта работы по личностно профессиональному самоопределению в ходе реализации программы профориентации молодежи.
По кадровому обеспечению:
- разработка и реализация комплекса мер по повышению квалификации педагогических работников и специалистов, обеспечивающих проведение психолого-профориентационных услуг.
В ходе реализации Программы особое внимание необходимо уделить формированию микроструктуры профориентационной работы в каждом учебном заведении, учитывающей специфику его деятельности и обеспечивающую проведение профессионального консультирования, профессионального становления учащихся, трудоустройства выпускников.