В соответствии с областным законом "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области" от 20.06.2005 N 47-оз и приказом Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" от 09.03.2004 N 1312
приказываю:
1. Утвердить региональный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Ленинградской области (приложение N 1).
2. Утвердить региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ленинградской области (приложение N 2).
3. Утвердить Положение о введении и реализации регионального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Ленинградской области (приложение N 3).
4. Считать региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ленинградской области, наряду с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, основой для разработки учебных планов общеобразовательных учреждений Ленинградской области.
5. Муниципальным органам управления образованием:
5.1. Разрешить общеобразовательным учреждениям ввести учебные планы общеобразовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области, с 2005/2006 учебного года по мере их готовности и по решению учредителя.
5.2. Предусмотреть финансирование средств на обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими комплексами по предметам регионального компонента.
5.3. Закрепить в должностных обязанностях специалистов органов управления образованием функции по курированию вопросов, связанных с введением и реализацией регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области.
6. Ленинградскому областному институту развития образования (С.А.Лисицын):
6.1. Скорректировать план работы института с учетом задач поэтапного введения регионального базисного учебного плана.
6.2. Обеспечить разработку на конкурсной основе учебно-методических комплексов по предметам регионального компонента базисного учебного плана с учетом государственных образовательных стандартов (приказ Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 N 1089) до 30.05.2006 (таблица 3 приложения 3).
6.3. Организовать повышение квалификации педагогических кадров по предметам регионального компонента государственных образовательных стандартов, а также по новым предметам федерального компонента "Иностранный язык" и "Информатика и информационно-коммуникативные технологии" в начальной школе.
6.4. Организовать разработку стандарта регионального компонента содержания общего образования до 05.01.2006.
7. Общеобразовательным учреждениям Ленинградской области:
7.1. При организации перехода на региональный базисный учебный план (приложение 2) разработать на его основе учебные планы общеобразовательных учреждений и внести соответствующие изменения в образовательные программы общеобразовательных учреждений.
7.2. Обеспечить повышение квалификации педагогических кадров по вопросам введения регионального компонента государственных образовательных стандартов.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель комитета
З.Г.Найденова
Региональный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования Ленинградской области
ПРЕДМЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО | КЛАССЫ | |||||||||
КОМПОНЕНТА | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | Х | XI |
Природа, история и культура Ленинградской земли | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |
Русский язык | Х | Х | ||||||||
Физическая культура | Х | |||||||||
Естествознание | Х | Х |
Региональный базисный учебный план общеобразовательных
учреждений Ленинградской области (начальное общее,
основное общее, среднее (полное) общее образование)
Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ленинградской области разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации (РФ), реализующих программы общего образования (приказы МО РФ от 05.03.2004 N 1089 и от 09.03.2004 N 1312).
Нормативной правовой основой регионального базисного учебного плана являются:
- Конституция РФ (ст.43, 44);
- Закон РФ "Об образовании" (ст.2, 6, 7);
- постановление Правительства РФ от 17.12.2001 N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности";
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ МО РФ от 11.02.2002 N 393);
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 N 2783);
- программа развития образования Ленинградской области до 2010 года;
Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Ленинградской области - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и годам обучения (классам). Региональный базисный учебный план является нормативной базой для разработки, согласования и утверждения учебных планов общеобразовательных учреждений Ленинградской области, а также для определения соответствующих объемов финансирования образовательной деятельности общеобразовательных учреждений.
В структуре Регионального базисного учебного плана сохранены без изменения принципиальные положения и нормативные основы федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.2004 N 1312), введены предметы регионального компонента.
Принципы построения и нормативы Регионального базисного учебного плана обеспечивают условия для реализации различных вариантов предпрофильной подготовки в IX классах и профильного обучения в Х-XI классах.
Переход общеобразовательных учреждений Ленинградской области на Региональный базисный учебный план должен осуществляться поэтапно, по мере разработки программ и учебно-методических комплектов по предметам регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Изменения условий функционирования образовательных учреждений при переходе на Региональный базисный учебный план должны учитываться при утверждении фонда оплаты труда и фонда материального обеспечения по каждому образовательному учреждению (в пределах целевых субвенций, выделяемых муниципальным образованиям на реализацию государственных образовательных программ начального, основного и среднего (полного) образования).
При расчете объемов бюджетного финансирования учитывается суммарная учебная нагрузка по федеральным, региональным компонентам содержания образования и компоненту образовательного учреждения.
1. Региональный компонент государственного образовательного стандарта реализуется за счет часов учебного времени, предусмотренных на эти цели Федеральным базисным учебным планом, и ориентирован на 34 учебные недели в год в начальной школе и 35 учебных недель на ступени основного и среднего (полного) общего образования.
В соответствии с приказом МО РФ от 09.03.2004 N 1312 на изучение предметов регионального компонента нормативно устанавливается объем учебного времени:
- на первой ступени общего образования - не менее 1 часа в неделю;
- на второй и третьей ступени общего образования - не менее 2 часов в неделю при 6-дневной учебной неделе и не менее 1 часа - при 5-дневной.
2. Для организации изучения содержания образования краеведческой направленности образовательных учреждениях Ленинградской области в рамках регионального компонента введен интегрированный предмет "Природа, история и культура Ленинградской земли", в состав которого входят следующие учебные курсы:
2.1. В начальной школе (II-IV классы) - "Введение в изучение родного края" (1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе).
При 5-дневной учебной неделе региональный компонент образования в начальной школе изучается в составе соответствующих учебных предметов федерального компонента в объеме не менее 10-15% отведенного для этих целей учебного времени.
Интегрированный учебный курс "Введение в изучение родного края" включает содержательные линии краеведческой направленности предметов федерального компонента: "Окружающий мир (человек, природа, общество)", "Искусство (ИЗО)", "Технология (Труд)". В нем уделено внимание изучению особенностей родного края, экологических понятий, полезных ископаемых своей местности, земной поверхности края, охране природных территорий области, промышленности, растениеводству, труду людей, формированию ценностных приоритетов обучающихся. Изучение регионального содержания модулей "Искусство (ИЗО)", "Технология (Труд)" позволяет приобщить учащихся к культуре родного края, заложить основы любви и уважения к богатой народной культуре, приобщить к уникальным ремеслам, распространенным в Ленинградской области.
Значительная часть учебного времени отводится практической работе, экскурсиям, урокам на местности.
По своему статусу учебный курс "Введение в изучение родного края" является пропедевтическим по отношению к учебным курсам регионального компонента (краеведческой направленности), изучаемым в основной и старшей школе.
2.2. В V классе - "Серебряный пояс России" (1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе и 0,5 часа в неделю при 5-дневной учебной неделе);
- "Народное творчество Ленинградской области" (1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе и 0,5 часа в неделю при 5-дневной учебной неделе).
Основная цель курса "Серебряный пояс России" ознакомить учащихся 5-х классов с историей и культурой Ленинградской области с древнейших времен и до наших дней. Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания как важнейшей задачи обучения в школе, на формирование у учащихся ценностных ориентации и личностного осмысления истории и современной жизни Ленинградской области. История края дается через судьбы людей: государственных деятелей, ученых, религиозных мыслителей, деятелей культуры и других выдающихся личностей.
В основу учебного курса "Народное творчество Ленинградской области" положен вековой опыт воспитания русского народа. Благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется "связь времен", происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего народа, наследование народной мудрости.
Важнейшим содержанием учебного курса являются песенные традиции области, обряды (осенние, свадебные, святки, масленица, весенние, летние обряды).
Значительная часть учебного времени отводится практической деятельности: освоению малых жанров (частушек, прибауток, скороговорок, загадок, сказок народностей, проживающих на территории Ленинградской области), исполнению величальных песен для именинников, разыгрыванию обрядов, ведению дневников наблюдений за природой и др.
2.3. В VI классе - "Природа родного края" (2 часа в неделю при 6-дневной учебной неделе и 1 час - при 5-дневной).
Учебный курс "Природа родного края" развивает содержательные элементы федеральных предметов "Биология" и "География". Изучение данного курса обеспечивает расширение межпредметных связей и практических умений учащихся, способствует формированию целостного представления о живой и неживой природе родного края и формированию ценностных мировоззренческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.
На уроках и во время экскурсий школьники изучают географические особенности Ленинградской области: многообразие и уникальность ее живой природы, редких растений, взаимосвязи в природных комплексах, причины геоэкологических проблем регионального уровня, работают с живыми объектами и растениями, инструментами и приборами, проводят наблюдения и оценивают свое отношение к природе.
2.4. В VIII и IX классе - "История и культура Ленинградской земли":
- в VIII классе - 1 час в неделю при 6-дневной учебной неделе и 0,5 часа при 5-дневной;
- в IX классе - 1 час в неделю.
Изучение учебного курса "История и культура Ленинградской земли" дает школьнику знание своих корней, истории родного края, о том, кто населял эту землю в древности, каким был Северо-Запад Руси в Х-ХII веках, каковы истоки современной культуры и этнические особенности области, как наши предки защищали свою землю в годы войн, как строили жизнь в послевоенные годы, чем живет регион сегодня.
2.5. В Х и XI классе: