Программа предусматривает проведение комплекса работ и мероприятий по развитию дополнительного профессионального (педагогического) образования в Ленинградской области.
Необходимость обновления подходов к переподготовке и повышению квалификации педагогических работников определяется задачами, поставленными в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р), Программе модернизации педагогического образования (утверждена Министерством образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 1313) и других документах, а также обусловлена внутренними закономерностями развития педагогического образования и перспективными потребностями развития личности педагога, образования и региона в целом. Разработка Программы обеспечит включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования, а также решит кадровую проблему и позволит подготовить педагогов и управленцев к работе в современных социально-экономических условиях.
Сфера образования Ленинградской области сохраняет достаточно высокий педагогический потенциал.
Анализ кадрового обеспечения свидетельствует о том, что профессиональный уровень педагогических работников возрастает: в 2002/2003 учебном году в учреждениях образования работало 83,4 процента (в 2001-2002 годах - 82,6 процента) педагогов с высшим образованием, 13,9 процента (в 2001/2002 году - 14,3 процента) - со средним специальным, 2,5 процента (в 2001/2002 году - 2,8 процента) - с незаконченным высшим. 90,5 процента педагогических работников составляют женщины (в 2001/2002 году - 90,3 процента).
За 2003 год в области аттестовано 5199 человек (19 процентов). В настоящее время 74 процента работников системы образования имеют квалификационную категорию. Каждый седьмой педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию.
В то же время прослеживается ряд серьезных негативных тенденций, от направления развития которых в ближайшем будущем зависит предотвращение их деструктивных последствий для системы образования и региона в целом.
К этим тенденциям в первую очередь необходимо отнести:
1. Снижение количественного состава педагогических кадров в связи с демографической ситуацией, что особенно явно проявляется в высвобождении значительного количества педагогов начальной школы, математики, русского языка. Если в 2000 году число педагогов области составляло 13773 человека, то уже в 2003 году - 12063 человека, что на 1710 человек (12,4 процента) меньше. В последующие 2005-2009 годы этот процесс будет продолжаться, хотя его характер несколько стабилизируется (приложение 4 к Программе).
2. Увеличивается число педагогов пенсионного возраста. За три года оно составило 210 человек (с 2097 до 2307 человек). Процент педагогов-пенсионеров в региональной системе образования составляет 19 процентов (в 2000 году - 15 процентов). Данная тенденция служит причиной следующей нестабильной ситуации:
педагоги пенсионного возраста в любой момент могут оставить работу в образовательном учреждении;
педагоги пенсионного возраста, имея постоянную социальную защиту в виде пенсионного обеспечения и законно претендуя на полную часовую нагрузку, находятся в более выгодных финансовых условиях, нежели педагоги трудоспособного возраста, что вынуждает последних искать иную работу, в том числе не в сфере образования.
Среди руководителей образовательных учреждений процент пенсионеров составляет 23,8 процента, что на 5 процентов выше показателя 2000 года (18,8 процента), в то время как общее число руководителей в связи с закрытием школ сократилось на 32 человека (с 431 до 399 человек).
Существует проблема недостаточного кадрового обеспечения образовательных учреждений, следствием чего является рост вакансий с 2,5 до 2,6 процента за период 2002-2003 годы. В общеобразовательных учреждениях наиболее востребованными на сегодняшний день являются учителя английского языка - 125 человек (16 процентов) (приложение 7 к Программе). В образовательных учреждениях сельской местности число вакансий составляет 2,9 процента. Не удовлетворена потребность многих образовательных учреждений области в квалифицированных психологах, социальных педагогах, специалистах в сфере коррекционной педагогики, высококвалифицированных менеджерах образования и других специалистах (приложение 5 к Программе).
Уменьшается число педагогов со стажем до пяти лет (с 11 до 9,2 процента). В то же время растет число педагогов более зрелого возраста, имеющих стаж 10 лет и более (с 75,5 до 80,4 процента).
Число молодых специалистов, приходящих в образовательные учреждения после окончания высших учебных заведений, составляет лишь третью часть от общей потребности в кадрах.
Государственные образовательные учреждения начального профессионального образования испытывают нехватку в высококвалифицированных кадрах (преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения и так далее) на 38 процентов.
Продолжает сокращаться число работников системы начального профессионального образования вследствие оттока специалистов. В течение 2003/2004 учебного года число преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сократилось на 10,3 процента.
Анализ прогностических данных по высвобождению педагогов показывает следующее:
в 2005 году произойдет высвобождение 167 педагогов, из них учителей начальной школы - 54;
в 2006 году - 105 педагогов, из них учителей начальной школы - 37;
в 2007 году - 57 педагогов, из них учителей начальной школы - 21;
в 2008 году - 41 педагога, из них учителей начальной школы - 15;
в 2009 году - 26 педагогов, из них учителей начальной школы - 10.
Всего за пять лет 396 человек могут потерять свою работу в трудоспособном возрасте, из них учителей начальной школы - 139 человек (35 процентов), учителей русского языка и литературы - 68 человек (17 процентов) и учителей математики - 52 человека (13 процентов). Заявки на переподготовку поданы от 255 педагогов, чье высвобождение предполагается.
Мероприятия Программы дают возможность высвобождающимся педагогам пройти курс переподготовки по четырем направлениям (психология, социальная педагогика, английский язык и коррекционная педагогика), наиболее востребованным в современной системе образования. Высвобождаемые педагоги всех категорий, в первую очередь - русского языка и литературы, математики и учителя начальных классов, оптимально подходят для переподготовки по перечисленным направлениям.
В целях укрепления управленческого корпуса образовательных учреждений с учетом увольнения руководителей пенсионного возраста (директоров общеобразовательных школ пенсионного возраста - 95 человек, заместителей директора - 148 человек) и необходимой в связи с этим ротацией кадров по Программе планируется переподготовка по направлению "Менеджмент в образовании" 100 человек (приложение 1 к Программе, пункт 1.7).
Обновление содержания образования ставит задачу переподготовки педагогов для преподавания новых предметов (экономика, право), что нашло отражение в Программе (приложение 1 к Программе, пункт 1.5).
Для развития учреждений дополнительного и начального профессионального образования и интеграции их с другими учреждениями в системе образования предполагается переподготовка специалистов данных направлений (приложение 1 к Программе, пункт 1.8).