Нормирование и расчет потребностей
в коечном фонде дневных стационаров поликлиник
и отделений дневного пребывания больных в стационаре;
рекомендации по составлению штатного расписания
Основными документами, определяющими потребности территорий в полустационарных видах лечения, в настоящее время являются:
- "Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи" (МЗ РФ, ФФОМС РФ, Минфин РФ, Москва, 2001).
Согласно первому из перечисленных документов расчет ведется в количестве коек по специализированным видам медицинской помощи на 10 тысяч населения без разделения на койки дневных стационаров поликлиник (далее - ДСП) и койки дневного пребывания больных в стационаре (далее - КДП).
При этом целесообразно выделить свод по видам медицинской помощи, оплачиваемым из средств ОМС и по социальнозначимым видам.
При этом получаются следующие нормативы:
- свод видов медицинской помощи, оплачиваемых из средств ОМС - 9,82 койки на 10 тысяч населения;
- свод социально значимых видов медицинской помощи - 2,67 койки на 10 тысяч населения (при этом дерматовенерология разделена так: 0,15 - в свод ОМС; 0,16 - в свод социально значимых видов медицинской помощи).
Необходимо отметить, что в пределах указанных сводных нормативов выделение коек по конкретным видам специализированной медицинской помощи и соотношение коек ДСП и коек дневного пребывания больных в стационаре можно отнести к компетенции руководителя ЛПУ на основании имеющейся лицензии и сертификатов.
"Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи" определяют потребности в полустационарных видах медицинской помощи в днях лечения в дневных стационарах из расчета на 1 тысячу населения, также без разделения на ДСП и КДП. Всего: 749 дней на 1000 населения, в том числе в ОМС - 619 дней, по социально значимым видам - 130 дней.
Исходя из реального состояния материально-технической базы и возможностей ЛПУ Ленинградской области целесообразно считать норматив "Методических рекомендаций" МЗ РФ N 2000/166 от 17.11.2000 минимально необходимым для здравоохранения муниципальных образований Ленинградской области, а норматив "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи" ориентиром для достижения в ближайшие 3-5 лет. При этом ЛПУ, имеющие возможности его достижения в настоящее время, имеют полное право на это.
При планировании объемов работы ДСП и КДП необходимо учитывать, что ориентировочный норматив работы койки в ДСП (при 5-дневной рабочей неделе) при работе в одну смену составляет 251 день в год, а на КДП - 320 дней в год.
Режим работы ДСП и КДП определяется руководителем ЛПУ. При этом приветствуется и будет поощряться (через систему тарифов) создание отделений (не менее 20 коек) дневного пребывания больных в стационаре.
Штатная численность и норма медицинского персонала ЛПУ устанавливаются с учетом наличия в данном учреждении дневного стационара.
В штаты ЛПУ, имеющего в своем составе дневной стационар, в связи с увеличением объема работы диагностических, лечебных, реабилитационных и других подразделений могут быть дополнительно введены должности врачей и среднего медицинского персонала.
Штатные должности врачей, среднего и младшего персонала дневных стационаров устанавливаются главным врачом ЛПУ, на базе которого он создан, с учетом мощности, профиля и режима работы.
В дневных стационарах вводится должность старшей медицинской сестры, должности медсестер палатных из расчета 1 должность на 15 мест. Должности санитарок палатных или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются соответственно должностям медицинских сестер.