Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2004 года N 1676


О мерах по развитию и поддержке малого
предпринимательства в Санкт-Петербурге

(с изменениями на 6 апреля 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2008 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 13 ноября 2007 года N 1423

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах


В целях эффективного проведения государственной политики в сфере развития малого предпринимательства, совершенствования форм и методов государственной поддержки субъектов предпринимательства, создания благоприятных условий для их деятельности на территории Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Концепция) согласно приложению N 1.

2. Утвердить Перечень мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2005 год (далее - Перечень) согласно приложению N 2.

3. Установить, что финансирование мероприятий Перечня осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом Санкт-Петербурга на 2005 год, по ведомственной структуре расходов Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли.

4. Поручить Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли:

4.1. До 01.01.2005 утвердить Программу государственной поддержки кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства.

4.2. До 01.06.2006 подготовить и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга план мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006-2008 годы (пункт в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 6 апреля 2006 года N 401 - см. предыдущую редакцию).  

4.3. Обеспечить в установленном порядке реализацию мероприятий, указанных в Перечне.

(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 сентября 2005 года N 1497).

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 19.10.2004 N 1676

     

Концепция
развития и поддержки малого предпринимательства
в Санкт-Петербурге

(с изменениями на 6 апреля 2006 года)

_____________________________________________________________________

Слова  "Программа" в соответствующих падежах заменены словами "Комплекс мер" в соответствующих падежах - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2005 года N 1951.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

   Слова "Комплекс мер" в соответствующих падежах заменены словами "план мероприятий" в соответствующих падежах - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 апреля 2006 года N 401.  

_____________________________________________________________________          

     

Введение


Концепция развития и поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее - Концепция) является системой взглядов на функции и роль органов государственной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций предпринимателей в развитии малого предпринимательства как важнейшего сектора экономики Санкт-Петербурга.

Концепция разработана в рамках реализации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, рассмотренной 19.12.2001 на заседании Государственного Совета Российской Федерации, направлена на актуализацию ее основных положений на территории Санкт-Петербурга с учетом специфики региональной экономики, особенностей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, достигнутого уровня развития малого предпринимательства и определяет политику органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития и поддержки малого предпринимательства.

Целями Концепции являются:

уточнение целей политики органов государственной власти Санкт-Петербурга в отношении малого предпринимательства, уточнение понятия субъекта малого предпринимательства для применения в законодательной и правоприменительной практике Санкт-Петербурга, определение критериев субъектов малого предпринимательства, нуждающихся в государственной поддержке за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;

формирование единого комплексного подхода к решению проблем развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге со стороны органов государственной власти Санкт-Петербурга, территориальных федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций предпринимателей, общественных объединений граждан, средств массовой информации, а также взаимодействие субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса с субъектами малого предпринимательства;

определение приоритетов, правовых, организационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого предпринимательства с участием средств бюджета Санкт-Петербурга, а также определение сфер деятельности, развитие которых осуществляется исключительно за счет рыночных механизмов и средств предпринимателей;

систематизация мер государственной поддержки малого предпринимательства с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств.

1. Понятие малого предпринимательства и определение
критериев субъектов малого предпринимательства,
нуждающихся в государственной поддержке


Малое предпринимательство - это, с одной стороны, специфический сектор экономики, в котором создаются материальные блага при минимальном использовании материальных, энергетических, природных и трудовых ресурсов, а с другой - это сфера самореализации и самообеспечения граждан в рамках свободной предпринимательской деятельности в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (статья 34 Конституции Российской Федерации). Реализация данного конституционного права граждан предполагает создание условий, при которых данный сектор экономики должен быть доступен для всех социальных слоев населения, безопасен и относительно прост при осуществлении хозяйственной деятельности.

Для малого предприятия характерны высокая степень риска, значительная зависимость от инициативы и способностей руководителя, финансовая и коммерческая неустойчивость, низкий уровень финансовых резервов, ограниченность основных фондов, сравнительно небольшой объем хозяйственной деятельности, небольшая численность работников и ограниченное число управленческого персонала, значительный объем привлеченных ресурсов, а также другие показатели, определяющие его экономическую устойчивость. Данная характеристика свидетельствует об экономической неустойчивости малого предпринимательства в целом и подтверждает необходимость выработки и реализации мер адресной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

Для проведения эффективной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства на уровне субъекта Российской Федерации целесообразно выделять две группы критериев субъектов малого предпринимательства:

первая группа - это формальные критерии, установленные Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), учитывающие всю совокупность субъектов малого предпринимательства для применения общих мер, направленных на защиту интересов малого предпринимательства и создание общих благоприятных условий для его развития;

вторая группа - это критерии экономической устойчивости субъекта малого предпринимательства, которые могут быть использованы субъектом Российской Федерации для целей адресной государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Первая группа критериев применяется, в основном, для статистического и экономического наблюдения, разработки нормативных правовых актов в области налогообложения, имущественных отношений, градостроительной, инвестиционной, хозяйственной и иной политики Санкт-Петербурга. Вторая группа критериев позволяет определить категории субъектов малого предпринимательства, требующих государственной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и непосредственно связана с планированием бюджетных средств, направляемых на реализацию программ поддержки субъектов малого предпринимательства.

2. Краткая характеристика состояния малого
предпринимательства в Санкт-Петербурге


По данным Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Петербургкомстат), на 01.01.2004 на территории Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность 106,7 тыс. малых предприятий и 113 тыс. индивидуальных предпринимателей.

По данным Петербургкомстата, на 1000 человек населения приходится 23 малых предприятия (в Москве - 24, Калининграде - 11), что более чем в 3 раза выше, чем в среднем по России.

Удельный вес субъектов малого предпринимательства, действующий в Санкт-Петербурге, составляет 12,5% от общей численности субъектов малого предпринимательства, действующих в России.

По данным администраций районов Санкт-Петербурга, на 01.01.2004 в Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность 187 тыс. субъектов малого предпринимательства.

Отраслевая структура предприятий малого бизнеса выглядит следующим образом:

     торговля, общественное питание

     - 52,4%;

     промышленность

     - 12,3%;

     строительство

     - 12,1%;

     общая коммерческая деятельность

     - 4,5%;

     научная деятельность

     - 3,6%;

     транспорт и связь

     - 3,4%;

     операции с недвижимостью

     - 2,7%;

     здравоохранение

     - 2,5%;

     сфера услуг

     - 2,2%;

     другие отрасли

     - 4,3%.


В 2003 году объем выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства составил 138744 млн.руб., что почти в 10 раз превышает соответствующий показатель 1997 года.

Доля малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта Санкт-Петербурга оценивается в 24%. Доля в налоговых поступлениях - 23-27%.

Численность занятых в малом бизнесе, включая совместителей, лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, и индивидуальных предпринимателей составляет порядка 1 млн. человек, то есть почти половину экономически активного населения Санкт-Петербурга.

За период с 1992 по 2003 годы численность занятых в малом бизнесе увеличилась в пять раз.

Основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом: на первом месте стоят проблемы налогообложения и увеличения финансовой нагрузки в целом (55,7%), отсутствие стабильной нормативно-правовой базы (44,3%), нехватка собственных оборотных средств и ограниченный доступ к кредитным ресурсам (38,3%), сложность в подборе необходимых кадров (35,3%), административные барьеры и усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний (31,3-32,3%).

Особенностью положения субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений и, в частности, распространенная практика навязывания государственными и контролирующими органами малым предприятиям услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов.

Таким образом, малое предпринимательство в Санкт-Петербурге экономически неустойчиво и характеризуется высокой зависимостью от политики, проводимой органами государственной власти Санкт-Петербурга.

3. Способы решения задачи развития и поддержки субъектов
малого предпринимательства


Исходя из характеристики состояния малого предпринимательства в Санкт-Петербурге практическая деятельность органов государственной власти Санкт-Петербурга по развитию малого предпринимательства должна осуществляться в следующих направлениях:

создание общих благоприятных условий при осуществлении хозяйственной деятельности для всех субъектов малого предпринимательства, определяемых в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом, независимо от их положения на рынке, финансового состояния, формы собственности, вида предпринимательской деятельности, отраслевой принадлежности, создание системы юридической и административной защиты интересов субъектов малого предпринимательства;

осуществление адресной государственной поддержки отдельных экономически неустойчивых категорий субъектов малого предпринимательства, определяемых в соответствии с критериями, установленными законодательством Санкт-Петербурга, в целях сохранения и увеличения количества субъектов малого предпринимательства, численности занятых на них работников, развития приоритетных для Санкт-Петербурга секторов бизнеса.

3.1. Создание общих благоприятных условий
хозяйственной деятельности


К мерам, направленным на создание общих благоприятных условий хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, относятся:

совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства;

ликвидация административных барьеров и снижение административного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства;

снижение финансовой нагрузки неналогового характера на субъекты малого предпринимательства;

совершенствование налогового регулирования;

стабилизация финансового положения субъектов малого предпринимательства, совершенствование финансово-кредитной поддержки, развитие рынка финансовых услуг;

обеспечение равного доступа к государственному имуществу и преференций при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга;

информационное обеспечение и организационное сопровождение деятельности субъектов малого предпринимательства;

развитие правоприменительной практики антимонопольного регулирования;

создание положительного общественного мнения о малом предпринимательстве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»