_______________
* Неотъемлемой частью настоящего Соглашения являются Обязательства сторон на 2003 год, принятые 4 ноября 2002 года.
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании ст.24 в связи с принятием
Ленинградского областного трехстороннего соглашения
от 5 февраля 2004 года
____________________________________________________________________
Правительство Ленинградской области, объединения работодателей Ленинградской области и Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области, руководствуясь интересами жителей Ленинградской области, с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий для развития отраслей экономики, предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, жителей области заключили настоящее Ленинградское областное трехстороннее Соглашение о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2001-2003 годы (далее - Соглашение).
Настоящее Соглашение состоит из
- рамочного Соглашения на 2001-2003 годы;
- ежегодно разрабатываемых приложений к рамочному Соглашению, которые являются неотъемлемой составной частью Соглашения и имеют с ним одинаковую юридическую силу.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным и отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
Выполнение принятых участниками Соглашения обязательств обеспечивается предусмотренными в бюджете области, планах хозяйственной деятельности организаций, сметах профсоюзов необходимыми средствами и статьями расходов.
Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, в муниципальных образованиях, в организациях. Обязательства и гарантии настоящего Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Правительство и профсоюзы принимают на себя обязательства работодателей в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Стороны пришли к единому пониманию и признанию того, что главной стратегической целью социально-экономического развития региона является повышение уровня жизни населения Ленинградской области, выражающееся в росте потребления необходимых для жизни материальных и духовных благ за счет устойчивого подъема экономики и рационального использования средств местных бюджетов.
Стороны договорились о системе показателей, влияющих на уровень жизни населения, и обязуются согласованными действиями обеспечить:
NN | Показатели (индикаторы) уровня жизни населения | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Темпы роста валового регионального продукта (в сопоставимых ценах), %* | 102 | 103 | 104 | 104 | 105 |
2. | Темпы роста объемов розничного товарооборота (в сопоставимых ценах), %* | 93,2 | 104 | 104 | 105 | 105,5 |
3. | Бюджетная обеспеченность на одного жителя, тыс.руб. | 2056,5 | 2673,5 | 3288,4 | 3946,1 | 4735,3 |
4. | Реальные располагаемые денежные доходы, %* | 85,4 | 103 | 104 | 105 | 106 |
5. | Прирост номинальной заработной платы, %* | 50 | 52 | 20 | 19 | 14 |
6. | Реальная средняя заработная плата, % | 85,6 | 122 | 106 | 107 | 108 |
7. | Удельный вес оплаты труда в денежных доходах населения, % | 49 | 54 | 57 | 58 | 59 |
8. | Соотношение между минимальным размером оплаты труда во внебюджетных организациях области и величиной прожиточного минимума, % | - | 65 | 85 | 90 | 95 |
9. | Ожидаемый минимальный уровень регистрируемой безработицы на конец года исходя из экономически активного населения, % | 2,3 | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
10. | Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир на конец года, кв.м/чел. | 20,8 | 20,8 | 20,8 | 21 | 21,5 |
11. | Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, посещений в смену на 10 тыс. жителей | 245 | 245 | 245 | 245,5 | 246 |
12. | Естественный прирост населения, чел. на 1000 жителей в год | -11,2 | -13 | -11 | -9 | -7 |
13. | Снижение уровня производственного травматизма (коэффициент частоты, %) | 6,7 | 6,6 | 6,5 | 6,4 | 6,3 |
________________
* к предыдущему году
Стороны обязуются ежегодно, основываясь на показателях, приведенных в статье 2 настоящего соглашения, определять интегральный показатель уровня жизни населения и рассматривать его динамику на заседании Ленинградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Ежегодное изменение значения интегрального показателя является критерием эффективности действий сторон социального партнерства по выполнению своих обязательств.
Методика расчета интегрального показателя уровня жизни населения разрабатывается и утверждается Правительством Ленинградской области после рассмотрения и одобрения Ленинградской областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Мониторинг социально-экономического развития региона в разрезе указанных показателей осуществляется Правительством Ленинградской области.
Стороны обязуются совместно разрабатывать в сроки, определенные законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, а также пересматривать по решению Ленинградской областной трехсторонней комиссии потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения Ленинградской области и представлять ее на утверждение Законодательному собранию.
Величина прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения Ленинградской области и система потребительских бюджетов в целом используются сторонами для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, формировании местных бюджетов, заключении коллективных договоров и соглашений.
Стороны договорились разработать с привлечением широкой научно-технической общественности долгосрочный Стратегический план развития Ленинградской области, ориентированный на достижение главной цели, предусмотренной ст.1 настоящего Соглашения, и направить свои скоординированные усилия на его реализацию.
Стороны договорились положить в основу экономической политики на период 2001-2003 годов стратегию экономического роста, которая базируется на реализации конкурентных возможностей и преимуществ Ленинградской области, и обеспечить решение основной задачи по ежегодному увеличению валового регионального продукта (ВРП).
Приоритетными направлениями региональной экономической политики стороны признают:
- повышение эффективности бюджетно-финансовой политики, превращение местных бюджетов в гарантов обеспечения роста уровня жизни населения области;
- оживление и рост инвестиционной деятельности, за счет создания благоприятных условий, в первую очередь для отечественных инвесторов;
- совершенствование систем управления государственной собственностью, регулирования естественных монополий и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- содействие реструктуризации промышленных предприятий, оказание поддержки и защита отечественных товаропроизводителей;
- осуществление комплекса мер по стабилизации положения в агропромышленном комплексе, формированию факторов его роста и дальнейшего развития;
- развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, с федеральными округами и регионами России, в первую очередь с Санкт-Петербургом;
- повышение экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала региона.
Стороны договорились направить свои скоординированные совместные действия в области социальной политики на решение основной задачи по обеспечению конституционных прав граждан на жилище, труд, охрану здоровья, образование, отдых и социальное обеспечение.
Приоритетными направлениями региональной социальной политики стороны признают:
- обеспечение условий для полной и продуктивной занятости, сокращение безработицы, в том числе структурной, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие активных программ содействия занятости с учетом особенностей областного рынка труда;
- ликвидацию и предотвращение в дальнейшем возникновения задолженности по выплате заработной платы, рост реальных доходов населения, в том числе реальной заработной платы;
- создание во внебюджетном секторе экономики системы гарантий минимальных уровней заработной платы не ниже прожиточного минимума на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства;
- поэтапное достижение социально обоснованного уровня оплаты труда в бюджетной сфере, установление зависимости оплаты труда в бюджетной сфере от уровня заработной платы во внебюджетном секторе экономики;
- создание эффективной системы управления охраной труда;
- развитие регионального законодательства, обеспечивающего строгое соблюдение предприятиями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда, в том числе по своевременной и полной оплате труда, охране, условиям и режиму труда;
- укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи, как основного потенциала развития общества в ближайшей перспективе;
- смягчение для населения процесса поэтапного перехода жилищно-коммунальной сферы на полное возмещение населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, обеспечение стандартов качества проживания и социальной защиты малообеспеченных групп населения;
- расширение источников и обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства, оказание государственной поддержки населению в виде безвозмездных субсидий, кредитов, льгот по налогообложению, накопительных жилищных счетов и другими методами, сохранение бесплатного предоставления жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством;
- изыскание средств в местных бюджетах на покрытие убытков от перевозок пассажиров, поддержание имеющегося парка и закупку нового автотранспорта;
- содействие развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения как составной части пенсионной системы Российской Федерации;
- расширение форм социальной защиты и поддержки социально уязвимых слоев населения;
- повышение эффективности местного самоуправления, в том числе за счет внедрения комплексной системы обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Стороны, признавая важность для населения проводимых в соответствии с действующим законодательством реформ в отраслях социальной сферы: жилищной сфере, образовании, здравоохранении, социальном обслуживании, культуре, сфере физической культуры и спорта, отдыха и туризма, установили, что процесс реформирования должен проходить с учетом заключенных соглашений и коллективных договоров в этих отраслях и условий настоящего Соглашения.
Стороны обязуются осуществлять повышение ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения при реформировании жилищно-коммунальной сферы лишь при условии опережения темпов роста доходов населения по отношению к росту тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также обязательной социальной защите малообеспеченных слоев населения в виде предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Стороны принимают на себя обязательство обеспечить совершенствование механизма финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы, государственных пособий, компенсационных выплат и их защищенность в местных бюджетах с целью исключения нарушения прав граждан.
Стороны признают и используют в качестве главного механизма реализации основных задач экономического и социального развития и обеспечения приоритетного режима отдельным согласованным направлениям социально-экономической политики стратегическое планирование и программно-целевой метод управления.
Стратегические планы, средне- и долгосрочные программы социально-экономического развития Ленинградской области, территорий и предприятий разрабатываются в соответствии с федеральным и областным законодательством и другими региональными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Соглашения и других правовых актов социального партнерства, действующих на территории Ленинградской области.