Недействующий

     

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 мая 2004 года N 163-р

     

Об утверждении Положения о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга
от 24 апреля 2015 года N 170-р

____________________________________________________________________

В целях исполнения распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 14.01.2000 N 2-р "О Правилах обязательного медицинского страхования граждан в Санкт-Петербурге" и создания условий, необходимых для реализации гражданами прав на медицинскую помощь,

утвердить:

1. Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Председатель Комитета
по здравоохранению
Ю.А.Щербук

     

     

[Приложение]

         
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Комитета
по здравоохранению Санкт-Петербурга
26.05.2004 N 163-р

     

Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге

     

1. Общие положения

     

1.1. Цель и объекты правоотношений


Настоящее Положение о порядке проведения ведомственного и вневедомственного контроля объемов медицинской помощи и экспертизы ее качества в Санкт-Петербурге (далее - Положение) разработано с целью обеспечения реализации прав граждан на бесплатную, доступную медицинскую помощь надлежащего качества, которая должна предоставляться в объеме и на условиях, определенных действующим законодательством.

Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в процессе планирования и реализации контроля объема и качества медицинской помощи (далее - КМП) и медицинских услуг, экспертизы КМП, а также оценки их результатов.

1.2. Субъекты правоотношений


Действие Положения распространяется на субъекты, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге: Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга, лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ), страховые медицинские организации (далее - СМО), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга (далее - ТФОМС), отделы здравоохранения администраций районов Санкт-Петербурга (далее - ОУЗ), профессиональные медицинские ассоциации и на иные лица, уполномоченные осуществлять контроль объемов и экспертизу КМП.

1.3. Правовое регулирование отношений


Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, об охране здоровья и о медицинском страховании граждан, Правилами обязательного медицинского страхования граждан в Санкт-Петербурге, Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге, иными нормативно-правовыми актами.

2. Основные понятия


Медицинская помощь - это комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические и санитарно-противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и др.), направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья.

Медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Аккредитация учреждений здравоохранения - официальное признание компетентности (способности) учреждений здравоохранения выполнять определенные медицинские услуги.

Лечебно-диагностический процесс - это взаимодействие медицинского персонала, обладающего определенным уровнем квалификации, и пациента на этапах сбора информации, постановки диагноза, лечения, обеспечения преемственности, которое осуществляется на основе материально-технических ресурсов и направлено на достижение оптимальных результатов лечения.

Объем медицинской помощи - это показатели деятельности учреждений системы здравоохранения по оказанию лечебно-профилактической и диагностической помощи населению (количество посещений амбулаторно-поликлинического учреждения, количество дней лечения в стационаре, количество койко-дней, проведенных больными в стационаре, количество вызовов скорой медицинской помощи).

Объем медицинской услуги - комплекс мероприятий и работ, предоставленных пациенту в процессе оказания ему медицинской помощи, имеющий самостоятельное законченное значение и цену (тариф).

Условия оказания медицинской услуги - это совокупность нормированных характеристик деятельности ЛПУ при оказании конкретной медицинской услуги, в том числе соблюдение в процессе ее предоставления требований, установленных действующими правилами, стандартами и порядком предоставления бесплатной медицинской помощи населению на территории Санкт-Петербурга.

Качество медицинской помощи (далее - КМП) - это свойство процесса оказания медицинской помощи, характеризующее состояние следующих его существенных признаков:

- выбор и выполнение медицинских технологий;

- риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риск   возникновения нового патологического процесса;

- оптимальность использования ресурсов, направляемых на эти цели;

- удовлетворенность потребителей медицинских услуг.

Медицинская ошибка - действие или бездействие лиц (физических или юридических) в процессах организации, оказания и финансирования медицинской помощи пациенту, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения, неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.

Врачебная ошибка - это предотвратимое, объективно неправильное действие (бездействие) врача, которое способствовало или могло способствовать нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов здравоохранения и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.

Медицинская помощь надлежащего качества - это такой процесс оказания медицинской помощи, в котором отсутствуют медицинские ошибки, способствовавшие нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов и неудовлетворенности потребителей медицинской помощи.

Медицинская помощь ненадлежащего качества - это такой процесс оказания медицинской помощи, в котором имеются медицинские ошибки, способствующие нарушению выполнения медицинских технологий, увеличению или неснижению риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и риска возникновения нового патологического процесса, неоптимальному использованию ресурсов и созданию объективных условий для неудовлетворенности потребителей медицинской помощью.

Экспертиза КМП - это исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом КМП, в задачи которого входит выявление медицинских ошибок, описание их реальных и возможных следствий, выяснение причин возникновения медицинских ошибок, оформление обоснованного (мотивированного) заключения и составление рекомендаций по предотвращению типичных медицинских ошибок.

Потребители медицинских услуг - гражданин самостоятельно или в качестве третьего лица в договоре получающий либо имеющий намерение получить медицинские услуги.

Удовлетворенность потребителей медицинской помощи - документированные выводы потребителей медицинской помощи о том, в какой степени фактически полученные медицинские услуги соответствуют обязательствам услугодателя.

Профессиональные требования - это совокупность действующих правовых, нормативных, технологических документов, стандартов и норм медицинской практики.

Взаимодействие - нормативно урегулированный обмен документированной информацией между субъектами, контролирующими объемы и качество медицинской помощи.

     

3. Контроль объема и условий оказания медицинской услуги

     

3.1. Цель и объект контроля


Контроль объема и условий оказания медицинской услуги осуществляется для оценки предоставленной гражданину медицинской услуги на соответствие требованиям действующего законодательства, стандартов, тарифных соглашений, условий договоров, общепринятых на территории Санкт-Петербурга норм медицинской практики и обычаев делового оборота.

Объектами контроля объема и условий медицинской услуги являются:

- соответствие оказанной медицинской услуги лицензии ЛПУ;

- соответствие услуги условиям договоров;

- правильность кодирования медицинской услуги;

- обоснованность примененных тарифов;

- соблюдение требований Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной  медицинской помощи в Санкт-Петербурге (в части условий предоставления бесплатной медицинской помощи);

- оценка необходимости проведения экспертизы КМП.

3.2. Субъекты контроля


Субъектами ведомственного контроля объемов и условий оказания медицинской услуги являются ЛПУ и органы управления здравоохранением.

Субъектами вневедомственного контроля объемов и условий оказания медицинской услуги являются граждане, СМО, ТФОМС, страхователи, органы лицензирования.

Профессиональные медицинские ассоциации, иные организации, осуществляющие защиту прав потребителей, ведут деятельность по контролю объемов и условий оказания медицинских услуг в соответствии с их учредительными документами.

3.3. Сфера применения


Контроль объема медицинской услуги применяется в условиях обязательного медицинского страхования, при оказании дорогостоящих видов медицинской помощи, при оказании платных медицинских услуг, при оказании медицинских услуг в условиях добровольного медицинского страхования, при оказании медицинских услуг иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ.

По результатам контроля объемов и условий оказания медицинской услуги решаются, в том числе, вопросы о финансовых санкциях к ЛПУ за нарушение условий действующего законодательства и договора.

3.4. Ведомственный контроль объема и условий
оказания медицинской услуги

     

3.4.1. Лечебно-профилактическое учреждение


Обязанности по контролю объема и условий оказания медицинской услуги ЛПУ возлагаются на заместителей главного врача по лечебной и клинико-экспертной работе.

Заместитель главного врача:

- оценивает полноту и сроки оказания медицинской услуги, ее соответствие лицензии, действующим стандартам, договорам, тарифам;

- осуществляет контроль объема медицинской услуги в процессе сдачи-приема работ, в процессе работы над жалобами и обращениями граждан путем назначения медико-экономической экспертизы;

- осуществляет взаимодействие с гражданами, СМО, ТФОМС, ОУЗ, органами по лицензированию медицинской деятельности и другими заинтересованными организациями по результатам вневедомственного контроля объема и условий оказания медицинских услуг, предоставленных ЛПУ;

- использует результаты контроля объема и условий оказания медицинских услуг при планировании мероприятий, направленных на устранение выявленных дефектов и на повышение эффективности и рациональности использования ресурсов ЛПУ;

- отражает результаты контроля объема и условий оказания медицинских услуг в учетной форме журнала N 035/у-02;

- в установленном порядке передает информацию о результатах контроля объема и условий оказания медицинских услуг (учетная форма журнала N 035/у-02) в орган управления здравоохранением;

- готовит раздел годового отчета ЛПУ, содержащий (1) результаты контроля, (2) оценку эффективности мероприятий, проведенных по устранению дефектов, выявленных в процессе контроля, (3) предложения по повышению эффективности и рациональности использования ресурсов ЛПУ;

- контролирует правильность и однообразие кодирования медицинских услуг при оформлении статистической и финансовой информации, исходящей от ЛПУ;

- обеспечивает единство применяемых ЛПУ методов статистического учета и кодирования медицинских услуг.

3.4.2. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга


Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга:

- обеспечивает комиссионное рассмотрение жалоб и претензий пациентов и иных лиц при спорных и конфликтных случаях по поводу объемов и условий оказания медицинской услуги;

- осуществляет взаимодействие с субъектами, участвующими в оказании медицинской услуги и в контроле ее объема и условий оказания;

- актуализирует городскую информационную базу данных по результатам контроля объема и условий оказания медицинской услуги.

3.5. Вневедомственный контроль объема
и условий оказания медицинской услуги

     

3.5.1. Страховая медицинская организация


СМО осуществляет контроль объема и условий оказания медицинской услуги:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»