Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Основные направления развития физической культуры и спорта в Ленинградской области" ... (с изм. на 20 мая 2004 года) (утр. силу на осн. постановления Правительства Ленинградской области от 18.07.2011 N 221)

1. Нормативно- правовые основы деятельности в сфере физической культуры и спорта в Ленинградской области


В настоящее время главным документом, регламентирующим деятельность отрасли, является Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от  29 апреля 1999 года N 80-ФЗ. Несмотря на важность этого документа для развития физкультурно-спортивного движения, он не определяет государственного социального стандарта в сфере физической культуры и спорта и не устанавливает норматива  финансирования. Основным областным документом в сфере физической культуры и спорта является областной закон “О физической культуре и спорте” от 16 апреля 1999 года N 29-оз. В этом документе установлен норматив финансирования отрасли за счет средств областного бюджета не менее одного процента  суммы ассигнований, предусмотренных для здравоохранения.  Согласно областному  закону  "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2000 год" расходы по статье “Здравоохранение” (1701) составляли  619928 тысяч рублей.  Соответственно сумма ассигнований на физическую культуру и спорт (1703) должна составлять 6199,3 рубля. Реальная сумма составляла 4324 рубля. Таким образом,  областной закон “О физической культуре и спорте” не выполняется,  что выражается в  недофинансировании отрасли  уже на стадии планирования расходов на ее содержание.

В Федеральном бюджете  расходы на физическую культуру выделены отдельной строкой. В областном бюджете текущие расходы на содержание отрасли включены в расходы по статье "Здравоохранение и физическая культура" и управляются комитетом по делам молодежи физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области.  Расходы на содержание спортивных школ и повышение квалификации физкультурных работников наряду с другими  входят в расходы по разделам "Внешкольная работа с детьми" (1402) и "Повышение квалификации" (1405), которые управляются комитетом общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области. В областном бюджете расходы указанного комитета на содержание спортивных школ и повышение квалификации физкультурных работников отдельно не отслеживаются.

Ежегодные медицинские обследования спортсменов (диспансеризация)  должны обеспечиваться по статье "Здравоохранение" (1701), которая управляется комитетом по здравоохранению  Правительства Ленинградской области. К сожалению, сведения об их  наличии отсутствуют в областном законе "Об областном бюджете Ленинградской области". Медицинские учреждения, отвечающие за медицинское обследование лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, в области отсутствуют.

В областном бюджете и в документации областного органа по физической культуре нет  сведений о средствах, выделяемых из областного бюджета на строительство и реконструкцию спортивных объектов.

Распределение средств, выделяемых на обеспечение физической культуры и спорта,  четырьмя областными органами приводит к ведомственному разнобою, понижает эффективность их расходования,  затрудняет учет, контроль и управление процессом физического воспитания и спортивной тренировки. В условиях недостаточного финансирования каждый комитет зачастую управляет расходованием средств с учетом собственной специфики и  понимания  решаемых задач. Как правило, комитеты, для которых физическая культура является не главной и единственной сферой деятельности, стараются на ней сэкономить. Например, комитет общего и профессионального образования не обеспечивает подготовку и участие в соревнованиях высококвалифицированных спортсменов - юношей, занимающихся в системе ДЮСШ дополнительного образования, так как необходимо ремонтировать школы, комитет по строительству считает, что строительство очистных сооружений важнее строительства физкультурно-оздоровительных комплексом, комитету по здравоохранению необходимо обеспечить область машинами скорой помощи, а диспансеризация спортсменов не входит в систему обязательного медицинского страхования и т.п.

Существующая законодательная база (Федеральные законы "Об образовании",  “О физической культуре и спорте в Российской Федерации“, областной закон “О физической культуре и спорте”) не ограничивает, а, напротив, предполагает широкое участие  органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, профсоюзных и других организаций, а также граждан в обеспечении деятельности физкультурно-спортивных организаций и проведении оздоровительных мероприятий.

В результате анализа государственных документов статистической отчетности установлено, что на территории Ленинградской области имеются все из перечисленных источников. Демократический характер законов на практике имеет ряд негативных побочных эффектов, к числу которых относятся, например, возможности двойного финансирования, произвольного распределения бюджетных средств или отказа от выполнения определенных задач в пользу другого субъекта бюджетного финансирования. Для проведения государственной политики в сфере физкультуры и спорта в Ленинградской области очень важно обеспечить оптимальное взаимодействие субъектов физкультурно-спортивного движения Правительства Ленинградской области и муниципальных образований, которое выражается в четком распределении полномочий между ними и возможности эффективного контроля за рациональным расходованием средств. В имеющихся нормативно- правовых документах нет четкого распределения полномочий между государственными органами субъектов Федерации и местного самоуправления по решению задач физического воспитания и спортивной подготовки населения. Такое положение приводит к большим затруднениям в реализации принципа непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности, определенного в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", и ограниченному использованию физической культуры и спорта на благо жителей Ленинградской области.

С учетом изложенного  представляется необходимым:

обеспечить координацию направлений деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, связанных с управлением  физическим воспитанием и спортом в рамках решения общих задач;

распределить полномочия и ответственность между органами государственного управления (субъектами бюджетного финансирования) и ведомствами различных уровней, действующими на территории Ленинградской области;

разработать, апробировать и узаконить нормативы обеспечения отрасли со стороны Правительства Ленинградской области  и администраций муниципальных образований;

разработать и внедрить в практику систему областных контрактов со спортсменами, проходящими подготовку на уровне высшего спортивного мастерства и спортивного совершенствования.