Недействующий

О региональной целевой Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 2001 год (с изменениями на 5 декабря 2001 года) (утр. силу на осн. постановления Правительства Ленинградской области от 18.07.2011 N 221)

Раздел 3. Основные направления поддержки малого предпринимательства
 в Ленинградской  области в 2001  году

     3.1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства

Данное направление государственной поддержи является ключевым и в настоящее время ему уделяется пристальное внимание на всех уровнях управления. Это подтверждается Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 года N 1072-р). В распоряжении поставлены задачи по созданию равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов, защите прав собственности по снятию избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Во исполнение и развитие указанного нормативного акта в Ленинградской области в 2001 году будет завершено приведение областного законодательства в сфере малого бизнеса в соответствие с федеральным, разработаны предложения по созданию оптимальных условий для развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, усовершенствована нормативная база, обеспечивающая благоприятный инвестиционный климат.

В  плане реализации мероприятий Программы  предусмотрена помощь местным органам власти в совершенствовании локальных нормативно-правовых актов по предоставлению на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства муниципальных заказов. Практика применения подобной косвенной поддержки малого сектора экономики из года в год находит все большее распространение в районах. Так,  в 1999 году количество малых предприятий, получивших заказ, увеличилось по сравнению с 1998 годом  почти в 1,5 раза и составило 199 единиц. Объем денежных средств, направленных на решение муниципальных задач через муниципальный заказ,  составил свыше 86 миллионов рублей. Это позволяет утверждать, что продолжение работы в данном направлении будет способствовать рациональному расходованию средств местных бюджетов и явится стимулом к повышению качества продукции и услуг малых предприятий.

В рамках Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 2001 год намечено также дальнейшее проведение мер по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства. В 2000 году рабочей группой был подготовлен Информационный справочник обеспечения предпринимательской деятельности в Ленинградской области, включающий перечень всех организаций, допущенных к выполнению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок деятельности предпринимателей. Следующим шагом в решении данной проблемы, исходя из положительного опыта работы других субъектов Российской Федерации, должна стать подготовка соглашения между территориальными управлениями федеральных надзирающих и контролирующих органов по вопросам проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

3.2. Организационно-методическая и информационная поддержка малого предпринимательства

3.2.1. Совершенствование знаний в сфере поддержки малого предпринимательства

Недостаточный уровень специальных знаний государственных и муниципальных служащих отрицательно сказывается на проведении экономической реформы в Ленинградской области, неотъемлемой частью которой является развитие малого предпринимательства. Чтобы исключить подобную проблему планируется активизировать подготовку и повышение квалификации кадров, обеспечивающих поддержку малого бизнеса, включая в обучающие программы самостоятельный раздел "Развитие политики поддержки малого предпринимательства на местном уровне". Совершенствование знаний по возрождению предпринимательства поможет чиновникам увидеть непосредственную связь между деятельностью администрации муниципалитета и задачами государства, будет способствовать укреплению взаимодействия органов и должностных лиц местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерации и структурными подразделениями Правительства Ленинградской области.

Важнейшим элементом в процессе повышения квалификации муниципальных служащих является обмен опытом деятельности специалистов тех администраций, которые достигли в деле развития предпринимательства положительных результатов. К ним относятся Тосненский, Тихвинский, Гатчинский и Лужский районы. Обучение в  2000 году руководителями подразделений этих муниципальных образований коллег из администраций Подпорожского и Ломоносовского районов, городов Сосновый Бор и Коммунар  помогло последним  разработать стратегические планы развития малого предпринимательства на период до 2003 года и сформировать весомые муниципальные программы поддержки малого бизнеса на 2001 год.  Изучение передового отечественного и зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства планируется продолжать и в дальнейшем.

На семинарских занятиях будут рассмотрены современные кредитно-инвестиционные механизмы поддержки малых предприятий (лизинг, франчайзинг, микрокредитование через кредитные союзы и т.д.), а также вопросы развития субподрядных отношений между крупными и малыми предприятиями.  

Среди мероприятий данного раздела Программы планируется также оказание отраслевыми комитетами Правительства области предпринимателям консультационно-методической помощи по широкому спектру курируемых ими вопросов.

С февраля 1998 года в нашем регионе активно действует Северо -Западная Ассоциация кредитных союзов, 20 из которых расположены в Ленинградской  области. Количество областных пайщиков превышает 1500 человек.

Учитывая повышенный интерес населения к кредитным союзам и их потенциальные возможности, в Ленинградской  области  при содействии местных администраций и международных кредитных союзов в 2001 году будет продолжено формирование сети кредитной кооперации. С этой целью запланировано проведение в течение года пяти кустовых обучающих семинаров, старт которым даст областная конференция.

3.2.2. Взаимодействие со средствами массовой информации, результатами которого являются целевые радио- и телепередачи, статьи и прочие публикации о  деятельности малых предприятий, их участии в решении социальных проблем территорий, о роли местной и областной администраций в судьбе малого сектора экономики, положительно влияет на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе, способствует устранению стереотипов негативного отношения отдельных социальных слоев населения к малому бизнесу.

В Программе 2001 года предусмотрена подготовка информационных материалов о малом бизнесе, опубликованных в местной прессе. Наряду с существующими рубриками ("Деятельность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства", "Реализация международных программ", "Из жизни малых предприятий.") появится раздел "Бизнес и власть", который  поможет руководителям местных администраций познакомиться с ситуацией в других муниципальных образованиях и взять на вооружение положительный опыт.

3.2.3.  Международные программы (проекты)

Большой вклад в развитие малого предпринимательства в Ленинградской области вносят зарубежные фонды и организации (Фонд Евразия, проекты ТАСИС, программы Трансформ, фонд Эберта, британско-российские программы развития и т. д.). Начиная с 1996 года, в рамках областных программ ежегодно реализуются международные проекты технической помощи, результатами которых стало:

- создание сети специализированной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, состоящей из 12 бизнес-центров, трех бизнес-агентств, двух  бизнес-инкубаторов;

- выпуск свыше 10 методических рекомендаций и учебных пособий для предпринимателей и муниципальных служащих, обеспечивающих поддержку малого предпринимательства на местном уровне;

- обучение ведению предпринимательской деятельности свыше 300 представителей малых предприятий и 40 специалистов муниципальных образований области;

- установление деловых партнерских отношений предпринимателей Ленинградской области с  предпринимателями Финляндии, Германии, Великобритании, Белоруссии, Эстонии.

Настоящей Программой предусматривается продолжение тесного сотрудничества с международными организациями, подготовка заявок на получение донорской помощи для осуществления таких направлений поддержки малого предпринимательства как микрокредитование и развитие общественного движения предпринимателей.

3.2.4.  Содействие развитию общественного движения предпринимателей

Эффективность работы по формированию системы государственной поддержки малого предпринимательства достигается через установление обратной связи с предпринимателями. Механизмом для решения такой задачи служит деловое сотрудничество органов власти с общественными объединениями и профессиональными союзами предпринимателей. В настоящее время в 12 районах области функционируют советы (ассоциации) предпринимателей, которые не только помогают своим членам в развитии бизнеса, но и успешно взаимодействуют с органами местной власти, оказывая, например, благотворительную помощь отдельным категориям населения. Поэтому на протяжении ряда лет в региональных программах предусмотрены мероприятия по содействию предпринимателям Ленинградской области в создании и развитии общественных институтов. На 2001 год запланировано проведение на постоянной основе семинаров и совещаний  (включая выездные встречи с предпринимателями в районах),  на которых будет организован поиск совместных решений общих проблем развития малого бизнеса в области.

Координации усилий по защите интересов предпринимателей в правительственных ведомствах и местных администрациях, привлечению представителей малого бизнеса к разработке программ развития будет способствовать создание общественной некоммерческой организации предпринимателей Ленинградской области.

3.3. Информационная поддержка малого предпринимательства

Одной из форм информационной поддержки малого предпринимательства сегодня в области является выпуск экспресс- бюллетеней, содержащих бизнес- предложения предпринимателей. Эти материалы представляют интерес для тех, кто пока не имеет компьютерной техники и доступа в Интернет. Наряду с этой информацией много полезных сведений о бизнесе Ленинградской области можно почерпнуть на сайте Правительства (страница "Развитие малого предпринимательства") и на сайте областного фонда "Рецепт". В 2001 году продолжат формирование и актуализацию информации делового характера на своих страницах в Интернете 12 муниципальных бизнес-центров, адреса которых  предоставлены во всех бизнес -справочниках Ленинградской области.

3.4. Ресурсная поддержка малого предпринимательства