от 26 апреля 2001 года N 38
О региональной целевой Программе развития и поддержки
малого предпринимательства в Ленинградской области на 2001 год
(с изменениями на 5 декабря 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 июля 2011 года N 221
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2001 года N 120/1.
____________________________________________________________________
В целях устойчивого развития малого предпринимательства в Ленинградской области, руководствуясь Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, областным законом "О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области" от 25 июля 1995 года N 26-оз, и с учетом основных положений Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 121, Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую Программу развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 2001 год (далее - Программа).
2. Возложить функции представителя заказчика Программы на комитет по экономике и инвестициям.
3. Комитету финансов обеспечить финансирование мероприятий Программы за счет средств по разделу "Развитие рыночной инфраструктуры", подразделу "Малый бизнес и предпринимательство" в объеме 1500 тысяч рублей согласно приложению 23 к областному закону "Об областном бюджете Ленинградской области на 2001 год (пункт в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2001 года N 120/1 - см. предыдущую редакцию)
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области при разработке местных программ поддержки малого предпринимательства учитывать основные направления региональной целевой Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 2001 год.
5. Руководителям структурных подразделений Правительства Ленинградской области, участвующих в реализации плана мероприятий Программы, ежеквартально представлять в комитет по экономике и инвестициям отчет о выполнении плана.
6. Назначить руководителем Программы первого заместителя председателя комитета по экономике и инвестициям Смирнову Н.Г.
7. Руководителям структурных подразделений Правительства Ленинградской области представить до 1 июня 2001 года предложения к проекту региональной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 2002 год.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
(с изменениями на 5 декабря 2001 года)
Полное наименование программы | Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области на 2001 год |
Основания для разработки программы | Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, областной закон “О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области” от 25 июля 1995 года N 26-оз, постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 121 |
Начало реализации программы | 1 января 2001 года |
Конец реализации программы | 31 декабря 2001 года |
Цель программы | Обеспечение доступа малых предприятий к информационным и финансовым ресурсам. Сокращение уровня безработицы и повышение самозанятости населения. Повышение эффективности и устойчивости деятельности вновь образующихся и действующих субъектов малого предпринимательства |
Основные задачи, мероприятия программы | Продолжить формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства в Ленинградской области; повысить деловую активность населения, особенно в депрессивных северо-восточных районах (Тихвинском, Подпорожском, Бокситогорском, Волховском, Лодейнопольском, городах Пикалево и Новая Ладога); содействовать повышению имиджа предпринимательской деятельности в регионе |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе | 5815 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 3880 тысяч рублей, местные бюджеты - 755 тысяч рублей, прочие средства - 1180 тысяч рублей |
(позиция в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2001 года N 120/1 - см. предыдущую редакцию)
| |
Объем освоенных в рамках программы финансовых ресурсов за весь период действия программы | В 1998 году - 294 тысячи рублей, в том числе: областной бюджет - 262,1 тысячи рублей, местные бюджеты - 11,2 тысячи рублей, прочие средства - 20,7 тысячи рублей |
Объем финансирования, необходимый для завершения программы | 5815 тысяч рублей, в том числе: областной бюджет - 3880 тысяч рублей, местные бюджеты - 755 тысяч рублей, прочие средства - 1180 тысяч рублей |
(позиция в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2001 года N 120/1 - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы | Количество малых предприятий, получивших помощь в рамках программы превысит 3000 единиц; будет создано 3 тысячи новых рабочих мест; сократится уровень безработицы; увеличатся поступления в бюджет за счет роста объемов производства товаров и услуг на 1,5-2 пункта; доля малых предприятий в общем объеме работ (услуг) составит не менее 20 процентов |
Разработчик программы | Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области |
Срок разработки программы | 2000 год |
Стоимость разработки программы |
|
Заказчик программы | Правительство Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители программы | Структурные подразделения Правительства Ленинградской области: комитет по экономике и инвестициям; комитет по внешнеэкономическим и международным связям; комитет государственного лицензирования; комитет пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка, комитет по труду и социальной защите населения; комитет по жилищно-коммунальному хозяйству; комитет промышленности; комитет по информации печати и телекоммуникациям; комитет по строительству; комитет общего и профессионального образования; |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Смирнова Наталия Георгиевна - первый заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области, 276-63-45 |
Постановление об утверждении программы | Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 26 апреля 2001 года N 38 |
Система организации контроля за выполнением программы | Ежеквартальная подготовка сводного отчета о выполнении мероприятий программы; ежеквартальные публикации в средствах массовой информации отчета о расходовании средств из фонда поддержки и развития малого предпринимательства областного бюджета. Общий контроль за ходом реализации программы - вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по экономике и инвестициям Двас Григорий Викторович |
Анализ состояния малого предпринимательства в Ленинградской области был сделан на основе данных, полученных от экономических служб муниципальных образований.
На начало 2000 года на территории Ленинградской области зарегистрировано 17,4 тысячи малых предприятий, 4,7 тысячи фермерских хозяйств и свыше 40 тысяч предпринимателей без образования юридического лица.
Доля малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов составляет около 67 %. По отношению к 2000 году их число возросло на 16 %, тогда как в 1997 - 1998 годах ежегодный прирост не превышал 4-6 %.
Из 17419 зарегистрированных по области предприятий только каждое третье осуществляет хозяйственную деятельность. Там, где за год было больше всего зарегистрировано предприятий, процент действующих из них наиболее низкий. Например, в Гатчинском районе - 21 %, в Тосненском районе - 26 %, в Кингисеппском районе - 23 %.
Динамика количества зарегистрированных и действующих субъектов малого предпринимательства за 1997-1999 годы (единиц)
Субъекты малого предпринимательства | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 1999 год в % к 1997 году | |||
Зарегистрированные малые предприятия, | 14274 | 14952 | 17419 | 122 | |||
в том числе действующие | 5642 | 5293 | 6245 | 111 | |||
Ликвидированные предприятия | 169 | 160 | 167 | 99 | |||
Индивидуальные предприниматели | 36813 | 40051 | 40233 | 109 |
Сложившиеся отраслевые пропорции в малом секторе экономики Ленинградской области близки к общероссийским, доля предприятий торговли и общественного питания составила 44 %, промышленности - 20%, строительства - 15 %.
Плотность распространения зарегистрированных малых предприятия - 10 ед. на 1000 жителей Ленинградской области. Это самый высокий показатель в Северо-Западном регионе, за исключением Санкт-Петербурга. Для сравнения количество малых предприятий на 1000 жителей в Новгороде - 3,6 ед.; в Пскове - 3,3 ед.
Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица после бурного роста в 1996 году, когда прирост за год составил более 35%, практически стабилизировалось. Как правило, индивидуальные предприниматели планируют осуществлять торговую деятельность (73 % зарегистрированных) и работать в сфере транспорта и связи (10 % зарегистрированных).
Основная масса малых предприятий в Ленинградской области - это предприятия с численностью работающих до 10 человек - 66 % общего числа, и только 5 % предприятий - с численностью работающих свыше 50 человек. В последние годы сложилась тенденция укрупнения предприятий в ряде отраслей. Эти изменения особенно характерны для предприятий производственной сферы. В 1999 году количество промышленных предприятий с численностью от 50 до 100 человек увеличилось на 37 %, транспортных - в 2 раза. В промышленности средняя численность на предприятии за отчетный период составила - 17 человек, в строительстве - 15, на транспорте и в связи - 14 человек.
На малых предприятиях Ленинградской области трудится более 65 тысяч человек. Если учитывать работающих на условиях вторичной занятости, индивидуальных предпринимателей и фермеров, то малый сектор экономики обеспечивает работой 115 тысяч человек, или около 17 % экономически активного населения области. По сравнению с предыдущим годом среднесписочная численность работников малых предприятий выросла на 12 %, а численность работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера - на 6 %. Вместе с тем, число работников, привлеченных на работу по совместительству, уменьшилось на 8 %. Вторичная занятость больше всего распространена в сфере образования (39 %), науки и научного обслуживания (34 %).
В результате увеличения численности занятых в промышленности на 4,6 тысячи человек доля работающих в этой отрасли увеличилась до 34 %, тогда как в торговле и общественном питании - снизилась до 22%. В отраслях непроизводственной сферы удельный вес работающих практически не меняется в течение нескольких лет.
Отрасль | Количество малых предприятий | Выпуск товаров и услуг | Среднесписочная численность | ||||||
| единиц | % к | млн. руб. | % к | человек | % к | |||
Всего, из них: | 6245 | 118 | 11521,1 | 276 | 65630 | 112 | |||
Промышленность | 1261 | 105 | 4342,2 | 380 | 22444 | 126 | |||
Транспорт и связь | 257 | 90 | 521,2 | 185 | 3300 | 114 | |||
Строительство | 946 | 101 | 2282,6 | 210 | 15022 | 107 | |||
Торговля и общественное питание | 1966 | 141 | 3398,3 |
| 14841 | 97 |
Из данной таблицы вытекает, что малый бизнес в Ленинградской области имеет производственную направленность. Для экономики муниципальных образований эти же отрасли являются приоритетными и для дальнейшего развития малого бизнеса.
Объем производства в секторе малого бизнеса в 1999 году по сравнению с 1998 годом вырос более чем в 2,5 раза и составил 11521,1 млн. рублей. Это одна пятая часть продукции (работ, услуг), произведенной всеми предприятиями области.
В удельном объеме продукции (работ, услуг), выполненном малыми предприятиями, доля промышленного производства составила 37,7 %, строительства - 19,8 %, транспорта и связи - 4,5 %, торговли и общественного питания - 29,5 %. На фоне роста объемов выпускаемой продукции в производственных отраслях особенно заметны интенсивные темпы промышленного производства - в 3,8 раза.
Предприятия области всех форм собственности в 1999 году стали работать более эффективно, о чем свидетельствует рост полученной ими прибыли. Сальдированная балансовая прибыль предприятий негосударственных форм собственности превысила прибыль 1998 года в 6 раз, государственных предприятий - в 2,5 раза. Значительно сократились убытки муниципальных предприятий. 1999 год оказался прибыльным для предприятий всех отраслей, за исключением сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сферы.
Уровень рентабельности малых предприятий, работающих на территории Ленинградской области, составил в среднем 9 %, в том числе в промышленности - 6%.
На диаграмме отражен рост объема капиталовложений малых предприятий области. Больше половины полученной прибыли было инвестировано ими в основной капитал. Объем инвестиций в 1999 году превысил 357 млн. руб. и увеличился по сравнению с 1998 годом более чем в 2 раза.
За 1999 год от субъектов малого предпринимательства поступило в бюджеты всех уровней 803 млн. рублей, в том числе в местные бюджеты - 409 млн. рублей- это составляет 10,5 % общей суммы поступлений в бюджетную систему Ленинградской области. Областной бюджет на 5,7 % формируется за счет малых предприятий.
В результате вступления в силу с 1января 2001 года Закона Санкт-Петербурга “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” возникает необходимость урегулировать вопрос уплаты единого налога на вмененный доход субъектами малого предпринимательства, зарегистрированными в Санкт-Петербурге, но осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Ленинградской области.
Проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в Ленинградской области, во многом вытекают из макроэкономической ситуации настоящего периода. Однако, как показывает опыт, решение даже региональных задач существенно улучшает условия для организации и деятельности всех хозяйствующих субъектов, включая малые предприятия.