ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2000 года N 121
О Федеральной программе государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
3. Направить Программу на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2001 год предусмотреть выделение средств на финансирование Программы.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществить разработку и реализацию региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, предусматривая выделение на эти цели средств в соответствующих бюджетах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на 2000 - 2001 годы
Наименование Программы | - | Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 2001 годы |
Наименование решения | - | Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" |
Государственный заказчик | - | Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства |
Основные разработчики | - | Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства |
Цель Программы | - | обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне |
Задачи Программы | - | создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых |
Сроки реализации | - | 2000-2001 годы |
|
|
|
Ответственные за | - | Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства Министерство экономики Российской |
Объемы средств и | - | средства федерального бюджета в 2001 году - 90 млн. рублей (сумма будет уточнена при формировании федерального бюджета на 2001 год) средства Федерального фонда поддержки малого предпринимательства 80 млн. рублей, из них в 2000 году 40 млн. рублей и 2001 году 40 млн. рублей средства Государственного фонда занятости населения Российской Федерации 160 млн. рублей, их них в 2000 году 80 млн. рублей и 2001 году 80 млн. рублей |
Ожидаемые конечные | - | к концу 2001 года в результате выполнения программных мероприятий |
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий, что даст возможность увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 8,5 млн. Предполагается, что по завершении | ||
Система управления и | - | Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию мероприятий Программы |
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35 процентов малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.
Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия Программы (приложение N 1) направлены прежде всего на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, таких, как:
несовершенство системы налогообложения;
нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, преодолении административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидации средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития малого предпринимательства, интеграции финансовых механизмов малого предпринимательства в кредитно-финансовую систему России; ускоренном создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, создании условий для экономического роста, пополнении бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования, государственного заказа, новых финансовых технологий, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; практическом содействии созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей, расширении информационного поля для малого предпринимательства.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций государственной поддержки малого предпринимательства решаются по следующим направлениям:
I. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства;
II. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
III. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
IV. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
V. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
VI. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
Актуальной задачей является разработка проекта федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей.
Для решения проблем, вызванных несовершенством налогообложения малых предприятий, необходимо разработать предложения о внесении изменений в налоговое законодательство.
Для решения проблем финансирования малых предприятий необходимо четко определить механизмы и сферы ответственности всех участников финансовой системы, а также разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий межбюджетные отношения при планировании и исполнении бюджетных ассигнований на финансирование государственной поддержки малого предпринимательства.
В условиях отсутствия четко регламентированной системы кредитования предпринимателей, а также в связи с ограниченными финансовыми возможностями регионов в создании новых гарантийных фондов наибольшее значение принимает разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих правом предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми предприятиями на основе механизмов с применением финансовых гарантий.
Кроме того, необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев кредитно-гарантийной схемы, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных механизмов поддержки малого предпринимательства.
При решении проблем доступа малых предприятий к имуществу реструктурируемых предприятий необходимо законодательно закрепить нормы по обязательному привлечению малых предприятий к торгам, создать перечень малых предприятий, способных по своим экономическим и производственным показателям участвовать в размещении заказов на поставки продукции для государственных нужд. А введение аккредитации позволит выделить определенное количество добросовестных партнеров и закрепить их в этом качестве официально.
Для обеспечения определенного уровня защиты интересов работников малых предприятий необходимо разработать и внести изменения и дополнения в трудовое законодательство, учитывающие специфику правоотношений в деятельности малых предприятий.
В рамках подготовки предложений по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства, необходимо предусмотреть:
составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства;
разработку соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения проверок (право доступа в помещение малого предприятия, ознакомление с документами и получение информации; обязанности вручения предписания, ордера или иного документа, удостоверяющего право на осуществление контрольных функций);
ознакомление с результатами проверки;
обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки;
установление четких полномочий должностных лиц.
Необходимо усилить методическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства, поскольку представители малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры.
Для выполнения условий эффективного развития малого предпринимательства, формирования гибкой системы государственной поддержки малого предпринимательства необходимо скоординированное взаимодействие федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:
открытость как при формировании государственной политики поддержки малого предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку малого предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;
учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;
значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки малого предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;
ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования; развитие схем кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми предприятиями;
использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;
формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
организация систематических исследований по проблемам малого предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки малого предпринимательства;
существенное улучшение системы учета и государственной статистики малого предпринимательства;
обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;
организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности сектора малого предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным,
профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.
Реализация Программы рассчитана на 2000-2001 годы и предполагает два этапа. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы, например, по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты и после окончания периода ее реализации.