от 25 декабря 2000 года N 44
Об утверждении региональной целевой программы "Водоохранные
и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2001 год"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 25 марта 2005 года N 72
____________________________________________________________________
В целях своевременного финансирования работ по восстановлению и охране водных объектов Ленинградской области Правительство Ленинградской области
постановляет:
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2001 год".
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Утвержден
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 18 декабря 2000 года N 44
(приложение)
Региональная целевая программа
"Водоохранные и водохозяйственные работы
в Ленинградской области на 2001 год"
Полное наименование программы | Региональная целевая программа |
Основание для разработки | Постановление Правительства Ленинградской области от 15 октября 1996 года N 449 "Об утверждении Основных направлений водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области на период до 2005 года" |
Срок реализации программы | 2001 год |
Цель программы | Повышение эффективности функционирования водохозяйственного комплекса Ленинградской области, позволяющего обеспечить восстановление качества воды в водных объектах и защиту от вредного воздействия вод |
Основные задачи | Реализация комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий, запланированных на 2001 год, в том числе переходящих с 2000 года |
Мероприятия программы | Расширение и реконструкция существующих канализационных очистных сооружений, выполнение инженерных мероприятий по защите территорий от затопления, мониторинг качества поверхностных вод и источников загрязнения, разработка проектно-сметной документации по водохозяйственной деятельности |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе на 2001 год | 24,45 миллиона рублей, в том числе: 10,45 миллиона рублей - областной бюджет; 4,7 миллиона рублей - федеральный бюджет; 5,5 миллиона рублей - бюджеты муниципальных образований; 3,85 миллиона рублей - средства предприятий |
Ожидаемые конечные результаты, социальной и экономической эффект, важнейшие целевые показатели программы | Реализация программы позволит: закончить первый этап строительства канализационных очистных сооружений в городе Приморске; осуществить ремонтно-восстановительные работы по Вырицкому гидроузлу Оредежского каскада; восстановить уровень Большого "Ракового озера" комплексного заказчика "Раковые озера"; продолжить работы по мониторингу качества поверхностных вод; выполнить ряд проектных и опытно-конструкторских работ, содействующих дальнейшему совершенствованию государственного управления водоохозяйственным комплексом Ленинградской области |
Разработчик программы | Департамент природопользования и экологической безопасности комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области |
Сроки разработки программы | Ежегодно с корректурой в соответствии с фактически выделенными объемами финансирования |
Представитель заказчика программы | Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области |
Основной исполнитель программы | Невско-Ладожское бассейновое водное управление МПР России |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Ксенофонтов Алексей Валентинович - заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области, начальник департамента природопользования и экологической безопасности; тел. 274-93-81 |
Постановление об утверждении программы | Постановление Правительства Ленинградской области от |
Система организации контроля за выполнение программы | Контроль за выполнением программы осуществляется комитетом финансов Ленинградской области, комитетом по экономике и инвестициям Ленинградской области и Невско-Ладожским бассейновым водным управлением МПР России |
Региональная целевая программа "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2001 год" (далее - программа) является продолжением реализации аналогичной программы на 2000 год.
Реальная возможность выполнения водоохранных работ появилась после принятия областного закона "О плате за пользование водными объектами на территории Ленинградской области" от 12 июля 1999 года N 42-оз и постановления Губернатора Ленинградской области от 11 мая 2000 года N 199-пг "Об утверждении Положения о целевом бюджетном фонде восстановления и охраны водных объектов и региональной целевой Программы водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области на 2000 год".
В соответствии с областным законом часть поступлений в областной бюджет от платы за пользование водными объектами начиная с 2000 года направляется на реализацию программы согласно утвержденной Законодательным собранием Ленинградской области смете доходов и расходов. В пределах выделенных сумм разрабатывается план водоохранных работ на текущий год. Кроме того, указанным постановлением Губернатора определен механизм финансирования программы и контроль за ходом её реализации.
1.1. Оценка исходной ситуации, обоснование необходимости программно-целевой проработки проблемы
Водные ресурсы являются важнейшим достоянием Ленинградской области. Многочисленные реки и озера интенсивно используются в целях водоснабжения, водоотведения, судоходства, рыболовства, рекреации, выработки электроэнергии.
Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют около 100 куб. км. Безвозвратное водопотребление всех отраслей экономики не превышает 0,2 куб.км. (менее 0,2 процента ресурса). Однако большую тревогу вызывает повсеместное загрязнение водных объектов, которые фактически имеют явный дефицит по качеству.
Современное качество поверхностных вод по гидрохимическим, гидробиологическим и бактериологическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Большинство водных объектов Ленинградской области, несмотря на спад промышленного производства и уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод, по-прежнему характеризуются как грязные или умеренно грязные. В отдельных районах качество вод ухудшается. Практически во всех крупных реках области (Нева- в пределах города Кировска, Мга, Свирь, Паша, Волхов, Луга и т.д.) зафиксировано превышение предельно допустимых концентраций для основных массово измеряемых элементов. Сбрасываемые стоки не очищаются до нормативных показателей вследствие несовершенства технологии очистки и конструкции очистных сооружений, их перегрузки, неудовлетворительного технического состояния, низкого уровня эксплуатации и крайне медленного ввода новых мощностей.
Существенным фактором, способствующим загрязнению водной среды, является практически повсеместное несоблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.
Источниками загрязнения являются сосредоточенные сбросы недоочищенных сточных вод промышленных предприятий и коммунального хозяйства, рассеянный ливневой сток с территорий населенных пунктов, поверхностный и дренажный сток талых вод с сельскохозяйственных полей и животноводческих объектов.
Более 840 тыс.тонн загрязняющих веществ поступает на территорию региона вследствие их трансграничного переноса в пределах европейского континента. Наибольшее влияние на Ленинградскую область среди стран ближнего зарубежья оказывает Эстония, а дальнего - Польша и Финляндия.
По условиям образования стока водная система Ленинградской области в отличие от других водных систем занимает средние и конечные звенья, принимая водные ресурсы, качество которых уже сформировалось в соседних регионах. Так, сток реки Волхов поступает из Новгородской области, реки Нарва - из Псковской области и Эстонии, реки Вуокса и пограничных рек - из Финляндии, реки Свирь - из Карелии.
Проблема строительства, реконструкции, расширения и ремонта канализационных очистных сооружений и канализационных сетей населенных пунктов области остается до сих пор насущной и нерешенной.
Большинство КОС городов и ПГТ области работают на пределе своих технических возможностей или с перегрузкой, что следует из данных, приведенных таблице 1.
Таблица 1
Наименование города | Величина перегрузки |
Всеволожск | 3,2 |
Приморск | 1,3 |
Каменногорск | 1,2 |
Гатчина | 1,5 |
Приозерск | 1,7 |
Коммунар | 1,6 |
Кировск | 1,9 |
Шлиссельбург | 1,8 |
Отрадное | 1,6 |
Луга | 1,2 |
Подпорожье | 1,2 |
Тосно | 1,2 |
Еще хуже ситуация сложилась в сельских населенных пунктах, где в силу социально-экономических причин очистные сооружения во многих случаях не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии. Массовая передача очистных сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно-коммунального хозяйства, проведенная в 1996-1997 годах, усугубила сложившееся положение в связи с отсутствием необходимого финансирования.
Из 25 городов области в 18 городах (72 процента) канализационные очистные сооружения работают с перегрузкой.
Особенно напряженное положение сложилось в следующих городах: Приморск (только механическая очистка стоков), Приозерск, Кировск, Отрадное и Шлиссельбург.
Практически весь объем сточных вод, прошедших очистку на КОС, сбрасывается в водные объекты области недостаточно очищенным.
Динамика качества работы очистных сооружений приведена в таблице 2.
В современных условиях, несмотря на происходящий повсеместно спад производства и связанное с ним сокращение объемов выбросов и сбросов, заметного улучшения экологической обстановки не происходит.
Таблица 2
Показатели | Единица | Отчет | Отчет | Отчет |
|
| 1991 год | 1998 год | 1999 год |
Объем сброшенных вод, всего | млн. куб.м |
|
|
|
| в % к предыдущему году |
| 84,0 |
|
в том числе: загрязненных вод |
|
|
|
|
| в % к предыдущему году |
|
|
|
из них: без очистки |
|
|
|
|
| в % к предыдущему году |
|
|
|
недостаточно очищенных вод |
|
|
|
|
| в % к предыдущему году |
|
|
|
Объем оборотного и повторно последовательного использования воды |
|
|
|
|
| в % к предыдущему году |
|
|
|
Объем забора пресной и морской воды |
|
|
|
|
| в % к предыдущему году |
|
|
|
_________________
* Изменения в годовых объемах водозабора и общего водоотведения связаны в основном с изменениями в заборе на охлаждение агрегатов Ленинградской АЭС.
Сброс недостаточно очищенных сточных вод, трансграничный перенос загрязняющих веществ, а также попадание последних в водные объекты из атмосферы с осадками приводят к неудовлетворительному качеству поверхностных вод в реках и озерах Ленинградской области. Это обстоятельство, с одной стороны, порождает рост заболеваемости населения кишечными заболеваниями, ухудшение условий рекреации, с другой, - увеличение стоимости водоподготовки питьевой воды для хозяйственно-бытовых нужд.
Актуальность изложенных проблем обусловила необходимость разработки региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2001 год".
1.2. Цели, задачи, решаемые в рамках программы
Конечной целью программы является обеспечение стабильного функционирования отрасли "Водное хозяйство", которая будет способствовать общей стабилизации социально-экономического положения в Ленинградской области.