от 11 мая 2000 года N 199-пг
Об утверждении Положения о целевом бюджетном фонде
восстановления и охраны водных объектов и региональной
целевой Программы водоохранных и водохозяйственных
работ в Ленинградской области на 2000 год
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 февраля 2005 года на основании
постановления губернатора Ленинградской области
от 26 января 2005 года N 10-пг
____________________________________________________________________
В целях своевременного финансирования работ по восстановлению и охране водных объектов Ленинградской области
постановляю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о целевом бюджетном фонде восстановления и охраны водных объектов Ленинградской области (приложение 1).
1.2. Региональную целевую Программу водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области на 2000 год (приложение 2).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Губернатора
Ленинградской области
от 11 мая 2000 года N 199-пг
(приложение 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
о целевом бюджетном фонде восстановления и охраны
водных объектов Ленинградской области
1.1. Целевой бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов (далее - фонд) формируется в целях финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов на территории Ленинградской области.
1.2. Фонд предназначен для финансового обеспечения реализации региональной целевой Программы водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области (далее - программа).
1.3. Средства фонда являются составной частью доходов и расходов областного бюджета Ленинградской области, имеют целевое назначение, расходуются и распределяются по направлениям, установленным программой, не подлежат изъятию и не могут быть использованы для получения прибыли.
2.1. Фонд формируются за счет зачисляемой в доход областного бюджета платы за пользование водными объектами в размере 50 процентов суммы платежей, в также возврата бюджетной ссуды, выданной из его средств.
2.2. Средства фонда аккумулируются на специально открываемом областном счете.
3.1. Средства фонда имеют целевое назначение и используются для финансирования водоохранных и водохозяйственных мероприятий в соответствии с программой.
3.2. Финансирование может осуществляться как на безвозвратной основе, так и путем предоставления бюджетной ссуды из средств фонда (возвратная основа).
Финансированию на безвозвратной основе подлежат:
разработка региональных целевых программ, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
подготовка нормативных, правовых, методических документов по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов;
устройство и обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
охрана поверхностных водных объектов - источников питьевого водоснабжения от загрязнения;
мероприятия по повышению качества воды в водных объектах (строительство, реконструкция, техническое перевооружение общегородских и поселковых систем централизованного водоотведения, обустройство зон санитарной охраны);
строительство, реконструкция, восстановление объектов защиты от вредного воздействия вод (дамбы, берегоукрепительные сооружения, плотины, водоотводящие каналы);
научно-исследовательские, проектно-изыскательские и проектно-конструкторские работы по восстановлению, охране и использованию водных объектов;
осуществление мониторинга, контроля качества и использования водных ресурсов;
функционирование информационной системы;
ведение водного кадастра.
Бюджетная ссуда из средств фонда предоставляется на выполнение водоохранных и водохозяйственных работ:
строительство и реконструкцию очистных сооружений с коллекторами для крупных водопользователей;
внедрение новых технологий;
проведение мероприятий, исключающих загрязнение водных объектов вследствие вредного воздействия загрязняющих веществ;
вынос из водоохранных зон свалок, объектов и сооружений, представляющих угрозу загрязнения вод;
мероприятия по утилизации промышленных и животноводческих жидких отходов, а также иловых осадков;
иные водохозяйственные мероприятия, предусмотренные программой.
3.3. Утвержденная программа финансируется в объеме средств, фактически поступающих в фонд.
3.4. Размер средств на финансирование работ по восстановлению и охране водных объектов определяется утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экологическую экспертизу.
3.5. Оперативное управление средствами фонда осуществляет Невско-Ладожское бассейновое водное управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
3.6. Невско-Ладожское бассейновое водное управление финансируется из средств фонда в соответствии с заключенным с Правительством Ленинградской области соглашением и утвержденной на текущий год программой.
3.7. Неиспользованные в текущем году средства фонда переходят на следующий финансовый год и расходуются на цели, предусмотренные настоящим положением.
4.1. Контроль за целевым расходованием средств фонда осуществляет Правительство Ленинградской области в лице комитета финансов Ленинградской области и комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области и Невско-Ладожское бассейновое водное управление Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
4.2. Учет средств и финансирование расходов фонда осуществляет Невско-Ладожское бассейновое водное управление в установленном порядке.
4.3. Отчет о расходовании средств фонда за каждый финансовый год представляется в Законодательное собрание Ленинградской области.
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Губернатора
Ленинградской области
от 11 мая 2000 года N 199-пг
(приложение 2)
Региональная целевая Программа водоохранных
и водохозяйственных работ в Ленинградской области на 2000 год
Полное наименование программы | Региональная целевая Программа водоохраных и водохозяйственных работ в Ленинградской области |
Основание для разработки | Постановление Правительства Ленинградской области от 15 октября 1996 года N 449 "Об утверждении Основных направлений водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области на период до 2005 года" |
Срок реализации программы | 2000 год |
Цель программы | Повышение эффективности функционирования водохозяйственного комплекса Ленинградской области, позволяющего обеспечить восстановление и поддержание экологически безопасного состояния водных объектов и защиту от вредного воздействия вод |
Основные задачи программы | Определение комплекса водоохранных и водохозяйственных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов и источников финансирования |
Мероприятия программы | Строительство, расширение, реконструкция и ремонт канализационных систем в целях предотвращения загрязнения поверхностных водных объектов; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по программе | 12,2 миллиона рублей: |
Ожидаемые конечные результаты программы | Реализация программы позволит: |
Разработчик программы | Департамент природопользования и экологической безопасности комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области совместно с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением |
Стоимость разработки программы | - |
Представитель заказчика программы | Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области |
Исполнитель программы | Невско-Ладожское бассейновое водное управление |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Ксенофонтов Алексей Валентинович - заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области - начальник департамента природопользования и экологической безопасности; |
Постановление об утверждении программы | Постановление Губернатора Ленинградской области от 11 мая 2000 года N 199-пг |
Система организации контроля за выполнением программы | Оперативный контроль за выполнением программы осуществляется комитетом финансов Ленинградской области и комитетом по экономике и инвестициям Ленинградской области |
Водные ресурсы являются важнейшим достоянием Ленинградской области. Многочисленные реки и озера интенсивно используются в целях водоснабжения, водоотведения, судоходства, рыболовства, рекреации, выработки электроэнергии. Однако в настоящее время качество поверхностных вод по гидрохимическим, гидробиологическим и бактериологическим показателям не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Большинство водных объектов Ленинградской области, несмотря на спад промышленного производства и уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод, по-прежнему характеризуются как грязные или умеренно грязные. В отдельных районах качество вод ухудшается. Практически во всех крупных реках области (Нева - в пределах города Кировска, Мга, Свирь, Паша, Волхов, Луга и др.) зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации основных массово измеряемых элементов. Сбрасываемые стоки не очищаются до нормативных показателей вследствие несовершенства технологии очистки и конструкции очистных сооружений, их перегрузки, неудовлетворительного технического состояния, низкого уровня эксплуатации и крайне медленного ввода новых мощностей.
Существенным фактором, обусловливающим загрязнение водной среды, является практически повсеместное несоблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранных и санитарно-защитных зонах.
Причины ухудшения качества вод появились в 70-80-х годах, когда Ленинградская область испытывала бурное развитие промышленности и сельского хозяйства, рост населения и урбанизацию сельских населенных пунктов. В этот период крупными очагами загрязнения водных объектов области стали промышленные центры - города Кириши, Кировск, Светогорск, Волхов, Пикалево, Выборг, Луга, Кингисепп, Сясьстрой, Гатчина, Сосновый Бор и животноводческие комплексы-гиганты - “Восточный”, “Спутник”, “Пашский”, птицефабрика “Синявинская”. Источниками загрязнения были сосредоточенные сбросы недоочищенных сточных вод промышленных предприятий и коммунального хозяйства, рассеянный ливневый сток с территорий населенных пунктов, поверхностный и дренажный сток талых вод с сельскохозяйственных полей и животноводческих объектов.
На пригородные районы отрицательное влияние оказывает загрязненный атмосферный воздух Санкт-Петербурга, распространяющийся в радиусе 100-120 километров, достигая акваторий Ладожского озера и Финского залива. Кроме загрязняющих веществ (пыль, диоксид азота, соединения серы, формальдегид, фенол) от предприятий промышленности и топливно-энергетического комплекса, а также автотранспорта, в пределах области осаждается около 16 тысяч тонн закисляющих веществ. В целом на территорию Ленинградской области вследствие трансграничного переноса в пределах европейского континента попадает более 840 тысяч тонн загрязняющих веществ (в основном из Эстонии, Польши и Финляндии).
По условиям образования стока водная система Ленинградской области в отличие от других водных систем занимает средние и конечные звенья, принимая водные ресурсы, качество которых уже сформировалось в соседних регионах. Так, сток реки Волхов поступает из Новгородской области, реки Нарва - из Псковской области и Эстонии, реки Вуокса и пограничных рек - из Финляндии, реки Свирь - из Карелии.
В результате повсеместного ухудшения экологической обстановки и сильного, особенно бактериального загрязнения поверхностных и подземных вод условия водопользования резко осложнились.
До сих пор остается нерешенной проблема строительства, реконструкции, расширения и ремонта канализационных очистных сооружений и канализационных сетей населенных пунктов области. В крупных городах, районных центрах области - Волхове, Кировске, Бокситогорске, Шлиссельбурге канализационные очистные сооружения не могут обеспечить эффективной очистки сточных вод вследствие их избыточного объема. Особенно сложная ситуация в сельских населенных пунктах, где очистные сооружения не эксплуатируются должным образом и находятся в аварийном состоянии по социально-экономическим причинам. Массовая передача очистных сооружений на баланс муниципальных объединений жилищно-коммунального хозяйства, проведенная в 1996-1997 годах, еще более усугубила эту ситуацию из-за отсутствия необходимого финансирования.
В современных условиях, несмотря на повсеместный спад производства и связанное с ним сокращение объема выбросов и сбросов, улучшения экологической обстановки также не происходит. В незамедлительном решении водоохранных проблем в первую очередь нуждаются районы, относящиеся к бассейну собственного водосбора: реки Нева на участке от истока до Санкт-Петербурга (Всеволожский и Кировский районы), реки Вуокса, низовий рек Волхов и Луга, Выборгского залива и Невской губы (Ломоносовский, Выборгский и другие районы), Ладожского озера.
Актуальность изложенных проблем обусловила необходимость разработки региональной целевой Программы водоохранных и водохозяйственных работ в Ленинградской области.