УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 27 ноября 2000 года N 27
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение
Ленинградской области в 2001 году"
ПАСПОРТ
региональной целевой программы
"Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение
Ленинградской области в 2001 году"
Полное наименование программы | Региональная целевая программа "Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской области в 2001 году" |
Основания для разработки программы | 1. Закон Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений". 7. Соглашение о взаимодействии Правительства Ленинградской области и Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации по использованию средств территориального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области от 5 июня 2000 года |
Период реализации программы | 2001 год |
Цели программы | Обеспечение полезными ископаемыми действующих горнодобывающих предприятий, выявление новых видов минерального сырья, комплексное решение геолого-экологических задач |
Основные задачи, мероприятия программы | Анализ обеспеченности предприятий минеральным сырьем, поиски и разведка новых месторождений твердых полезных ископаемых и подземных вод, геолого-экологические исследования, мониторинг геологической среды |
Объем финансирования, необходимый для реализации программы | 23000 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы | 1. Создание информационной базы для принятия управленческих решений и выбора оптимальных вариантов комплексного использования минерального сырья. 2. Открытие новых месторождений полезных ископаемых, пополнение баланса запасов для развития горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, создание новых рабочих мест. 3. Подготовка информационной основы для планирования экономического и социального развития отдельных административных районов и области в целом с учетом требований комплексного природопользования и охраны окружающей среды в районах деятельности горнодобывающих предприятий |
Разработчики программы | Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области, Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Северо-Западный региональный фонд геологической информации" |
Срок разработки программы | 2000 год |
Представитель заказчика программы | Правительство Ленинградской области в лице комитета по экономике и инвестициям |
Основной исполнитель и соисполнители программы | Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации с привлечением геологических организаций Санкт-Петербурга |
Фамилия, имя, отчество, должность; телефон руководителя программы | Ксенофонтов Алексей Валентинович, заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области - начальник департамента природопользования и экологической безопасности; телефон 274-43-81 |
Постановление об утверждении программы | Постановление Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2000 года N 27 |
Система организации контроля за выполнением программы | Ежеквартальное рассмотрение хода выполнения мероприятий программы, реализуемой под общим контролем вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В. |
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области на 2001 год на основании уточненных расчетов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, представленных добывающими предприятиями, отчисления в территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области (далее - фонд ВМСБ) составляет 23 миллиона рублей (без отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых по согласованию с МПР России добывающим предприятиям Ленинградской области для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ). Бюджетная заявка на финансирование расходов из фонда ВМСБ на 2001 год для выполнения планируемых геологических работ и смета доходов и расходов фонда ВМСБ подготовлены исходя из указанной суммы поступлений в доходную часть областного бюджета.
I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы
Состояние минерально-сырьевой базы Ленинградской области
1. Твердые полезные ископаемые. Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из которых важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений, дорожного строительства.
На государственном балансе запасов числятся 173 месторождения твердых полезных ископаемых, из которых разрабатываются 46 процентов. Обеспеченность добывающей отрасли в минеральном сырье по большинству видов полезных ископаемых (за исключением бокситов, стекольных песков) в целом удовлетворительная. В то же время освоение многих разведанных и неиспользуемых до настоящего времени месторождений затрудняется сложными геологическими условиями, экологическими ограничениями и большими затратами на создание необходимой инфраструктуры. Например, отмечается наличие дефицита подготовленных к освоению месторождений гранитов и других пород для производства высокопрочного щебня, песков строительных и песчано-гравийных смесей, обеспеченность которыми не соответствует потенциальной потребности для строящихся и планируемых портовых комплексов, кольцевой автодороги и других объектов. Финансирование работ по поиску указанных полезных ископаемых практически не осуществлялось.
В целях наиболее рационального использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, прирост запасов бокситов, горючих сланцев и ряда других необщераспространенных полезных ископаемых планируется обеспечить в основном за счет разведки, осуществляемой действующими предприятиями самостоятельно за счет оставляемых им отчислений. Финансирование геолого-разведочных работ по поиску нетрадиционных для Ленинградской области видов полезных ископаемых (углеводородное сырье, алмазы, железо-марганцевые конкреции и др.) ввиду ограниченности бюджетных средств наиболее целесообразно осуществить за счет привлечения инвестиций или собственных средств предприятий, получивших совмещенные лицензии на разведку и последующую добычу полезного ископаемого.
2. Подземные воды. На территории Ленинградской области подземные воды распространены практически повсеместно и широко используются для целей водоснабжения. В Ленинградской области подземные воды добывает около 1000 водопользователей, используя для этого более 3000 эксплутационных скважин. Подавляющее число действующих водозаборов эксплуатируется с неутвержденными запасами подземных вод. Всего в области разведано 35 месторождений подземных вод, из которых 21 эксплуатируется. Известны три месторождения минеральных вод, которые в настоящее время не используются.
Обеспеченность Ленинградской области подземными водами, пригодными по качественному составу для хозяйственно-питьевого использования, в целом высокая, но неравномерная по площади. В ряде населенных пунктов муниципальных образований (Бокситогорский район, город Пикалево, Кингисеппский район, город Ивангород, Выборгский район, Тосненский район) существует дефицит воды питьевого качества, который может быть покрыт за счет подготовки новых месторождений подземных вод и рационального использования осваиваемых запасов. Из-за недостаточного финансирования практически не осуществляется мониторинг подземных вод. По этой причине в ряде случаев отсутствует объективная информация, необходимая для принятия обоснованных управленческих решений по водоснабжению за счет подземных вод.
3. Геоэкология. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории Ленинградской области определяется, с одной стороны, природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой. Из природных геологических факторов наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями. Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн.
Исходя из приведенной оценки минерально-сырьевой базы Ленинградской области в настоящую программу вошло 33 объекта:
16 переходящих объектов геологоразведочных работ, финансируемых в соответствии с утвержденными региональными целевыми программами на 1997-1998 годы и 1999-2000 годы;
14 новых объектов по предложениям муниципальных образований и добывающих предприятий на 2001 год;
3 объекта, работы по которым должны осуществляться ежегодно в течение длительного периода (пункты 4.18, 4.21, и 6.28 плана реализации мероприятий программы).
При подготовке настоящей программы основное внимание уделялось анализу состояния минерально-сырьевой базы и перспективам ее расширения (20 процентов общего объема расходов), оценке перспектив выявления новых видов минерального сырья (17 процентов), поиску и разведке подземных вод для водоснабжения.
II. Цели и задачи программы
Целями программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы существующих добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического изучения геологического строения территории Ленинградской области, повышение эффективности работы по добыче полезных ископаемых.
Реализация программы обеспечит решение следующих основных задач:
информационное обеспечение проведения государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны недр;
обеспечение потребности в полезных ископаемых для реализации инвестиционных проектов, связанных с использованием недр;
увеличение доходов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований за счет платежей за пользование выявленными месторождениями полезных ископаемых.