Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 27 ноября 2000 года N 27


О региональной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы
и геологическое изучение Ленинградской области в 2001 году"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 24 мая 2011 года N 150

____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), областным законом "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз и распоряжением Губернатора Ленинградской области от 9 марта 1999 года N 100-рг "Об утверждении Положения о целевом бюджетом фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области" Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской области в 2001 году", финансируемую за счет средств, поступающих в территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области.

2. Утвердить руководителем программы заместителя председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области - начальника департамента природопользования и экологической безопасности Ксенофонтова А.В.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 27 ноября 2000 года N 27
(приложение)

Региональная целевая программа
"Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение
Ленинградской области в 2001 году"


ПАСПОРТ
региональной целевой программы
"Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение
Ленинградской области в 2001 году"


Полное наименование программы

Региональная целевая программа "Развитие минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской области в    2001 году"

Основания для разработки программы

1. Закон Российской Федерации "О недрах" в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Областной закон "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на территории Ленинградской области" от 18 июня 1995 года N 22-оз.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года N 597 "О Порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 года N 986 "Об утверждении Положения о фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы".

5. Областной закон "О региональных целевых программах Ленинградской области" от 19 февраля 1999 года N 23-оз.

6. Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 9 марта 1999 года N 100-рг "Об утверждении Положения о целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области".

7. Соглашение о взаимодействии Правительства Ленинградской области и Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации по использованию средств территориального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области от 5 июня 2000 года

Период реализации программы

2001 год

Цели программы

Обеспечение полезными ископаемыми действующих горнодобывающих предприятий, выявление новых видов минерального сырья, комплексное решение геолого-экологических задач

Основные задачи, мероприятия программы

Анализ обеспеченности предприятий минеральным сырьем, поиски и разведка новых месторождений твердых полезных ископаемых и подземных вод, геолого-экологические исследования, мониторинг геологической среды

Объем финансирования, необходимый для реализации программы

23000 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы

1. Создание информационной базы для принятия управленческих решений и выбора оптимальных вариантов комплексного использования минерального сырья.

2. Открытие новых месторождений полезных ископаемых, пополнение баланса запасов для развития горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, создание новых рабочих мест.

3. Подготовка информационной основы для планирования экономического и социального развития отдельных административных районов и области в целом с учетом требований комплексного природопользования и охраны окружающей среды в районах деятельности горнодобывающих предприятий

Разработчики программы

Комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области,

Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации,

федеральное государственное учреждение "Северо-Западный региональный фонд геологической информации"

Срок разработки программы

2000 год

Представитель заказчика программы

Правительство Ленинградской области в лице комитета по экономике и инвестициям

Основной исполнитель и соисполнители программы

Департамент природных ресурсов по Северо-Западному региону Министерства природных ресурсов Российской Федерации с привлечением геологических организаций Санкт-Петербурга

Фамилия, имя, отчество, должность; телефон  руководителя программы

Ксенофонтов Алексей Валентинович, заместитель председателя комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области - начальник департамента природопользования и экологической безопасности; телефон 274-43-81

Постановление об утверждении программы

Постановление Правительства Ленинградской области от  27 ноября 2000 года N 27

Система организации контроля за выполнением программы

Ежеквартальное рассмотрение хода выполнения мероприятий программы, реализуемой под общим контролем вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В.


В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Ленинградской области на 2001 год на основании уточненных расчетов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, представленных добывающими предприятиями, отчисления в территориальный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области (далее - фонд ВМСБ) составляет 23 миллиона рублей (без отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемых по согласованию с МПР России добывающим предприятиям Ленинградской области для самостоятельного финансирования геолого-разведочных работ). Бюджетная заявка на финансирование расходов из фонда ВМСБ на 2001 год для выполнения планируемых геологических работ и смета доходов и расходов фонда ВМСБ подготовлены исходя из указанной суммы поступлений в доходную часть областного бюджета.

     

I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы

     Состояние минерально-сырьевой базы Ленинградской области

1. Твердые полезные ископаемые. Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из которых важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений, дорожного строительства.

На государственном балансе запасов числятся 173 месторождения твердых полезных ископаемых, из которых разрабатываются 46 процентов. Обеспеченность добывающей отрасли в минеральном сырье по большинству видов полезных ископаемых (за исключением бокситов, стекольных песков) в целом удовлетворительная. В то же время освоение многих разведанных и неиспользуемых до настоящего времени месторождений затрудняется сложными геологическими условиями, экологическими ограничениями и большими затратами на создание необходимой инфраструктуры. Например, отмечается наличие дефицита подготовленных к освоению месторождений гранитов и других пород для производства высокопрочного щебня, песков строительных и песчано-гравийных смесей, обеспеченность которыми не соответствует потенциальной потребности для строящихся и планируемых портовых комплексов, кольцевой автодороги и других объектов. Финансирование работ по поиску указанных полезных ископаемых практически не осуществлялось.

В целях наиболее рационального использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, прирост запасов бокситов, горючих сланцев и ряда других необщераспространенных полезных ископаемых планируется обеспечить в основном за счет разведки, осуществляемой действующими предприятиями самостоятельно за счет оставляемых им отчислений. Финансирование геолого-разведочных работ по поиску нетрадиционных для Ленинградской области видов полезных ископаемых (углеводородное сырье, алмазы, железо-марганцевые конкреции и др.) ввиду ограниченности бюджетных средств наиболее целесообразно осуществить за счет привлечения инвестиций или собственных средств предприятий, получивших совмещенные лицензии на разведку и последующую добычу полезного ископаемого.

2. Подземные воды. На территории Ленинградской области подземные воды распространены практически повсеместно и широко используются для целей водоснабжения. В Ленинградской области подземные воды добывает около 1000 водопользователей, используя для этого более 3000 эксплутационных скважин. Подавляющее число действующих водозаборов эксплуатируется с неутвержденными запасами подземных вод. Всего в области разведано 35 месторождений подземных вод, из которых 21 эксплуатируется. Известны три месторождения минеральных вод, которые в настоящее время не используются.

Обеспеченность Ленинградской области подземными водами, пригодными по качественному составу для хозяйственно-питьевого использования, в целом высокая, но неравномерная по площади. В ряде населенных пунктов муниципальных образований (Бокситогорский район, город Пикалево, Кингисеппский район, город Ивангород, Выборгский район, Тосненский район) существует дефицит воды питьевого качества, который может быть покрыт за счет подготовки новых месторождений подземных вод и рационального использования осваиваемых запасов. Из-за недостаточного финансирования практически не осуществляется мониторинг подземных вод. По этой причине в ряде случаев отсутствует объективная информация, необходимая для принятия обоснованных управленческих решений по водоснабжению за счет подземных вод.

3. Геоэкология. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории Ленинградской области определяется, с одной стороны, природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой. Из природных геологических факторов наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью и тектонически активными площадями. Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн.

Исходя из приведенной оценки минерально-сырьевой базы Ленинградской области в настоящую программу вошло 33 объекта:

16 переходящих объектов геологоразведочных работ, финансируемых в соответствии с утвержденными региональными целевыми программами на 1997-1998 годы и 1999-2000 годы;

14 новых объектов по предложениям муниципальных образований и добывающих предприятий на 2001 год;

3 объекта, работы по которым должны осуществляться ежегодно в течение длительного периода  (пункты  4.18, 4.21, и 6.28  плана реализации мероприятий программы).

При подготовке настоящей программы основное внимание уделялось   анализу состояния минерально-сырьевой базы и перспективам ее расширения (20 процентов  общего объема расходов),  оценке перспектив выявления новых видов минерального сырья (17 процентов),   поиску и разведке подземных вод для водоснабжения.

     

II. Цели и задачи программы


Целями программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы существующих добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического изучения геологического строения территории Ленинградской области, повышение эффективности работы по добыче полезных ископаемых.

Реализация программы обеспечит решение следующих основных задач:

информационное обеспечение проведения государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны недр;

обеспечение потребности в полезных ископаемых для реализации инвестиционных проектов, связанных с использованием недр;

увеличение доходов в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований за счет платежей за пользование выявленными месторождениями полезных ископаемых.

III. Обоснование мероприятий программы и расчет
необходимого ресурсного обеспечения

Объекты геологоразведочных работ, включенные в план мероприятий настоящей программы, делятся на две группы. В первую входят объекты (мероприятия), по которым работы начаты ранее 2001 года, во вторую - новые объекты с учетом заявок муниципальных образований и промышленных предприятий. Сроки выполнения и стоимость работ приведены в плане реализации мероприятий программы.

Расчет необходимого финансового обеспечения программы выполнен на основе проектно-сметной документации, составленной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Проекты и сметы на производство работ по каждому из объектов утверждены или подлежат утверждению Департаментом природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года N 597 "О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений". Для обоснования объемов требуемых средств по новым объектам использованы сметно-финансовые расчеты. Предусмотренные объемы финансирования по этим объектам могут быть откорректированы при уточнении геологических заданий и утверждении проектно-сметной документации.


IV. Состав, функции и полномочия участников разработки
и реализации программы

Кадровое и техническое обеспечение программы осуществляется Департаментом природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России путем привлечения организаций-исполнителей. Исполнителями геологоразведочных работ являются в основном государственные геологические организации Санкт-Петербурга (государственное геологическое предприятие "Севзапгеология", государственное федеральное унитарное предприятие "Петербургская комплексная геологическая экспедиция" и др.). При этом возможен выбор исполнителей отдельных видов работ на конкурсной основе в целях повышения геологической и экономической эффективности использования финансовых средств.

Формы и методы управления программой и формы взаимодействия участников реализации осуществляются в соответствии с механизмом, предусмотренным Положением о целевом бюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области, утвержденным распоряжением Губернатора Ленинградской области от 9 марта 1999 года N 100-рг и Соглашением о взаимодействии Правительства Ленинградской области и Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону МПР России по использованию средств территориального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы Ленинградской области от 5 июня 2000 года.

V. Эффективность реализации мероприятий программы

Бюджетная эффективность реализации мероприятий программы обусловливается увеличением доходов областного бюджета по следующим статьям:

дополнительные поступления платежей за пользование недрами в результате регулярных платежей после начала добычи на разведанных месторождениях (в настоящее время в налоговых доходах области такой вид платежей составляет 2,9 миллиона рублей;

освоение новых участков недр при возрастающем спросе на минеральное сырье позволит увеличить доход по указанной статье на 20-30 процентов;

сборы за участие в конкурсе на право недропользования;

другие налоги и сборы, установленные законодательством.

В бюджеты муниципальных образований дополнительно поступят в установленном размере платежи за поиски и разведку месторождений, а также за добычу общераспространенных полезных ископаемых.

Социальная эффективность реализации программы будет оцениваться в зависимости от увеличения количества рабочих мест (в среднем освоение нового месторождения общераспространенных полезных ископаемых способствует образованию 20-40 рабочих мест), которые заполняются в основном местными жителями. Кроме того, при освоении новых месторождений за счет развития инфраструктуры предусматривается строительство детских дошкольных и других социальных учреждений.

Экономическая эффективность реализации программы определяется дополнительными доходами горнодобывающих предприятий, получаемыми за счет удовлетворения спроса на минеральное сырье на внутреннем и внешнем рынках, что подтверждается технико-экономическими обоснованиями или инвестиционными проектами (бизнес-планами) претендентов на получение совмещенных лицензий на право недропользования.

Эффективность геологических работ по разделам программы оценивается в зависимости от их характера:

1. Анализ состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее расширения создает основу для принятия управленческих решений, способствующих наиболее рациональному использованию полезных ископаемых, выбору оптимальных вариантов сырьевого обеспечения объектов строительства, созданию новых горнодобывающих предприятий, подготовке новых инвестиционных программ.

2. Оценка перспектив выявления новых видов минерального сырья в конечном итоге обеспечивает открытие новых месторождений наиболее ценных полезных ископаемых. При этом следует иметь ввиду возможность получения отрицательных результатов поисковых работ, однако и в этом случае полученная геологическая информация будет способствовать решению других геологических задач.

3. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых позволяют решить проблему воспроизводства минерально-сырьевой базы взамен выбывающих балансовых запасов минерального сырья.

4. Геолого-экологические исследования обеспечивают создание информационной базы для планирования социального и экономического развития Ленинградской области с учетом соблюдения требований экологической безопасности.

5. Поиски и разведка подземных вод обеспечивают решение конкретных задач водоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий. Геолого-экономическая эффективность работ оценивается удельными затратами на единицу разведанных запасов. Как правило, эти затраты составляют незначительную часть по сравнению с общими затратами на сооружение водозаборов и их эксплуатацию.

6. Охрана подземных вод от истощения и загрязнения обеспечивает рациональное использование водных ресурсов. Получаемая геологическая информация составляет основу мониторинга природной среды.

     

Приложение
к программе...

План
реализации мероприятий региональной целевой программы "Развитие
минерально-сырьевой базы и геологическое изучение Ленинградской
области в 2001 году", финансируемой за счет средств территориального
бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой
базы Ленинградской области

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»