от 27 мая 1999 года N 45
Об итогах проведения зональных семинаров
глав администраций волостей и поселков и о мерах
государственной поддержки местного самоуправления
в Ленинградской области
(с изменениями на 22 марта 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 22 марта 2002 года N 22.
____________________________________________________________________
Учитывая важное значение волостных и поселковых администраций муниципальных образований в социально-экономическом развитии подведомственных территорий и решении вопросов местного значения, Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Принять к сведению информацию об итогах проведения зональных семинаров глав администраций волостей и поселков Ленинградской области в марте-апреле 1999 года (приложение 1).
2. Одобрить рекомендации участников зональных семинаров "Практика и пути совершенствования деятельности администраций волостей и поселков. Участие органов местного самоуправления и органов государственной власти Ленинградской области в решении экономических и социальных проблем" (приложение 2).
3. Утвердить перечень поручений руководителям органов исполнительной власти Ленинградской области по реализации предложений, высказанных участниками зональных семинаров (приложение 3).
4. Комитету по экономике и инвестициям (Двас Г.В.) и комитету по вопросам государственной службы и местного самоуправления (Марасаев Ю.Г.) с участием других органов исполнительной власти разработать и в четвертом квартале 1999 года внести на рассмотрение Правительства Ленинградской области комплекс мер, направленных на реализацию государственной политики социального обустройства волостей и поселков, уделив особое внимание:
обеспечению снабжения сельского населения продовольствием, другими социально значимыми товарами и лекарственными средствами;
улучшению работы учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и других организаций, обслуживающих население в сельской местности;
оказанию адресной социальной помощи малообеспеченным пенсионерам, инвалидам и семьям с детьми;
созданию рабочих мест, развитию малого предпринимательства и нетрадиционных форм занятости в волостях и поселках с напряженной ситуацией на рынке труда;
организации жилищного, культурно-бытового и дорожного строительства;
обеспечению сельских населенных пунктов электроэнергией, связью и природным газом; функционированию и развитию транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в областном сообщении;
проведению согласованной политики с органами местного самоуправления в управлении природопользованием, поддержке их хозяйственных начинаний в использовании природных ресурсов.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований:
5.1. Разработать и принять планы социально-экономического развития волостей и поселков на 1999-2000 годы с учетом их территориальных особенностей и предложений участников зональных семинаров.
5.2. Осуществить меры по повышению заинтересованности администраций волостей и поселков в сборе налогов и других обязательных платежей на подведомственной территории. Закрепить за администрациями волостей и поселков источники финансирования и прежде всего платежи за пользование землей.
5.3. Обеспечить необходимые условия для создания на территории волостей и поселков предприятий различных форм собственности, обслуживающих население и способствующих его занятости.
6. Предложить Леноблпотребсоюзу (Птушкин Ю.В.) совместно с комитетом пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка (Усков А.А.) принять меры по обеспечению жителей дальних сельских населенных пунктов продовольствием, другими социально значимыми товарами и организовать закупки у населения сельскохозяйственной и дикорастущей продукции.
7. Дорожному комитету (Брахно А.А.), комитету по лесопромышленному комплексу (Нелидов А.В.), комитету по лесу (Кудряшов М.М.), комитету по сельскому хозяйству (Сизых Н.М.) с участием органов местного самоуправления в двухмесячный срок разработать предложения по рациональному использованию и содержанию дорог территориального, муниципального, внутрихозяйственного значения и представить соответствующие предложения в Правительство Ленинградской области.
8. Рекомендовать главам муниципальных образований принять решения, ограничивающие вывоз древесины в осенне-весенний период по дорогам местного значения, и активизировать работу по предъявлению претензий лесопользователям, нарушившим дороги местного значения и сельхозугодия при вывозе древесины.
Комитету по лесу (Кудряшов М.М.) усилить применение предусмотренных законодательством санкций к лесозаготовителям, нарушившим порядок заготовки и вывоза древесины.
9. Поручить комитету по земельным ресурсам и землеустройству (Коротов М.С.) подготовить до 1 сентября 1999 года предложения по:
разграничению полномочий в сфере земельных отношений между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления;
усилению государственного контроля за использованием и охраной земель.
10. Комитету по сельскому хозяйству (Сизых Н.М.) совместно с главами муниципальных образований разработать в четвертом квартале 1999 года программу развития фермерских (крестьянских) хозяйств, определив источники инвестиций и условия кредитования.
11. Комитету финансов (Яковлев А.И.) до 1 июля 1999 года внести в Правительство Ленинградской области проект областного закона "О финансовом обеспечении местного самоуправления в Ленинградской области".
12. Руководителям органов исполнительной власти Ленинградской области при активном участии органов местного самоуправления муниципальных образований ускорить:
законодательное разграничение взаимных прав и ответственности государственных органов и местных сообществ;
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей им материальных и финансовых средств;
процедуру установления договорных отношений по организации экономического взаимодействия между органами исполнительной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления.
13. Комитету по вопросам государственной службы и местного самоуправления (Марасаев Ю.Г.) совместно с главами муниципальных образований:
создать систему повышения квалификации кадров администраций волостей и поселков, до 1 сентября 1999 года разработать и утвердить учебные планы и программы выездных постоянно действующих курсов. Координацию всей учебно-методической работы возложить на Ленинградский областной учебный центр;
определить базовые администрации по отработке основных направлений реформ местного самоуправления в волостях и поселках;
в трехмесячный срок представить в Правительство Ленинградской области проект областного закона "О территориальном общественном самоуправлении".
14. Предложить Законодательному собранию Ленинградской области (Климов В.Н.) ускорить принятие в новой редакции областных законов "О местном самоуправлении" и "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области".
15. Учитывая предложения участников зональных семинаров и в целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области с администрациями волостей и поселков муниципальных образований образовать Совет глав администраций волостей и поселков при Губернаторе Ленинградской области.
16. Утвердить Положение о Совете глав администраций волостей и поселков при Губернаторе Ленинградской области (приложение 4) и его состав (приложение 5).
17. Комитету по информации, печати и телекоммуникациям (Михайличенко М.М.) оказать содействие средствам массовой информации в регулярном освещении деятельности администраций волостей и поселков по социально-экономическому развитию территорий, а также организовать работу по разъяснению населению прав на осуществление местного самоуправления.
18. Комитету по вопросам государственной службы и местного самоуправления (Марасаев Ю.Г.) с участием других органов исполнительной власти в марте 2000 года представить Правительству Ленинградской области информацию о ходе реализации настоящего постановления.
Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
В.Сердюков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Ленинградской области
от 27 мая 1999 года N 45
ИНФОРМАЦИЯ
об итогах проведения зональных семинаров
глав администраций волостей и поселков Ленинградской
области в марте-апреле 1999 года
В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 10 декабря 1998 года N 41 “О Программе государственной поддержки и развития местного самоуправления в Ленинградской области на 1999-2000 годы” на базе муниципальных образований Тихвинский, Всеволожский, Кингисеппский и Гатчинский районы в марте-апреле 1999 года состоялись зональные семинары на тему "Практика и пути совершенствования деятельности администраций волостей и поселков. Участие органов местного самоуправления и органов государственной власти Ленинградской области в решении экономических и социальных проблем".
В работе зональных семинаров участвовали главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления. В заседании приняли участие члены Правительства и руководители органов исполнительной власти Ленинградской области, депутаты Законодательного собрания от территорий.
Вел заседания исполняющий обязанности Губернатора Ленинградской области Сердюков В.П., который в своих выступлениях обратил внимание участников семинаров на решение неотложных задач в проведении социально-экономических преобразований в регионе.
На четырех зональных семинарах выступило 39 человек, обсуждены вопросы современного состояния и развития местного самоуправления и оказания государственной поддержки социального обустройства сельских населенных пунктов.
Подчеркивалось, что волостные и поселковые администрации являются самым многочисленным и массовым звеном в системе органов местного самоуправления, они непосредственно работают с населением и ежедневно сталкиваются с решением разнообразных вопросов. На территории 204 волостей и 34 поселков проживает около 750 тысяч человек.
В ходе обсуждения отмечено, что социально-экономическая ситуация в волостях и поселках, несмотря на принятые в последнее время меры, остается сложной. В сельских населенных пунктах жители зачастую лишены возможности пользоваться минимальными социально-бытовыми услугами. В этой связи Правительству Ленинградской области, главам муниципальных образований рекомендовано разработать комплекс мер, направленных на улучшение работы социальной сферы и снабжения населения продовольствием, другими социально значимыми товарами и лекарственными средствами.
В своих выступлениях участники семинаров акцентировали внимание на обеспечении сельских населенных пунктов электроэнергией, связью и природным газом. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству, комитету по лесу и комитету по лесопромышленному комплексу предложено ужесточить государственный контроль за рациональным использованием земель и природных ресурсов. Главы администраций волостей считают, что надо усилить применение к лесопользователям мер, предусмотренных законодательством, в обустройстве и рекультивации нарушенных ими территорий.
Центральное место в работе зональных семинаров заняли проблемы финансовых ресурсов администраций волостей и поселков. Отмечено, что в настоящее время возможности многих из них в решении социальных вопросов весьма ограничены.
Высказаны предложения, чтобы органы местного самоуправления муниципальных образований осуществили меры по повышению заинтересованности администраций волостей и поселков в развитии экономического потенциала на подведомственной территории, создании малого предпринимательства и на этой основе сумели нарастить собственные доходы.
Рассмотрен опыт работы органов местного самоуправления муниципального образования Волосовский район по регулированию финансовых отношений с администрациями волостей, где все собранные земельные платежи остаются в распоряжении администрации и идут на удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Поддержана деятельность ряда администраций волостей и поселков, в том числе Серебрянской волости Лужского района по привлечению средств в муниципальный бюджет за счет разовых добровольных целевых сборов населения. Собранные средства идут на благоустройство сельских поселений, ремонт дорог и питьевых колодцев, установку уличного освещения и заготовку дров для населения.
Обсуждены вопросы развития территориального общественного самоуправления. В некоторых сельских населенных пунктах образованы домовые и уличные комитеты, успешно работают старосты. В настоящее время насчитывается почти 1500 старост, из них 70 процентов избрано на сходах граждан. В то же время отмечалось, что не все общественные комитеты и старосты работают активно, не всегда оказывают должное влияние на участие населения в решении вопросов местного значения. Им недостаточно уделяют внимания органы местного самоуправления муниципальных образований. Комитету по вопросам государственной службы и местного самоуправления предложено ускорить разработку областного закона “О территориальном общественном самоуправлении”.
В ходе проведения зональных семинаров важное внимание уделено работе волостных и поселковых администраций. В настоящее время в них работает 1400 человек, многие добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей. Вместе с тем отмечено, что в ряде случаев имеют место факты недостаточной профессиональной подготовленности работников администраций, безынициативности, слабой организаторской работы, а порой и злоупотреблений. В связи с этим поддержано предложение о создании четкой системы подготовки и повышения квалификации кадров администраций волостей и поселков.
В целях усиления взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области с администрациями волостей и поселков одобрено предложение участников зональных семинаров об образовании Совета глав администраций волостей и поселков при Губернаторе Ленинградской области.
Некоторые депутаты Законодательного собрания высказали предложения создать двухуровневую систему местного самоуправления, помимо 29 действующих муниципальных образований образовать еще 250 - во всех волостях и поселках. Большинство участников к этому предложению отнеслись отрицательно. Выступавшие отмечали, что сегодня многие администрации волостей и поселков не обладают достаточной финансово-экономической базой и инфраструктурой и не смогут исполнять функции местного самоуправления.
Поддержано предложение по формированию правовой базы для органов местного самоуправления. Законодательному собранию рекомендовано ускорить принятие в новой редакции областных законов "О местном самоуправлении" и "Об административно-территориальном устройстве", в которых важное место отведено администрациям волостей и поселков.
Участники зональных семинаров рассмотрели другие вопросы совершенствования деятельности администраций волостей и поселков, а также участие муниципальных образований и органов государственной власти Ленинградской области в социально-экономическом преобразовании населенных пунктов.
Председатель комитета
по вопросам государственной
службы и местного самоуправления
Ю.Марасаев
ОДОБРЕНЫ
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 27 мая 1999 года N 45
(приложение 2)
РЕКОМЕНДАЦИИ
участников зональных семинаров
"Практика и пути совершенствования деятельности администраций
волостей и поселков. Участие органов местного самоуправления
и органов государственной власти Ленинградской области
в решении экономических и социальных проблем"
| Тихвинский район, 26 марта 1999 года |
Участники зональных семинаров глав администраций волостей и поселков, состоявшихся под эгидой Правительства Ленинградской области с участием руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области, глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления, депутатов Законодательного собрания Ленинградской области от территорий, отмечают актуальность и значимость их проведения на современном этапе реформирования местного самоуправления.
Учитывая, что становление и развитие местного самоуправления идет медленно и социально-экономическая ситуация в волостях и поселках остается еще сложной, участники зональных семинаров рекомендуют: