____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 25 ноября 2005 года N 302
____________________________________________________________________
В целях обеспечения государственной поддержки и развития местного самоуправления, а также создания условий для финансовой и экономической самостоятельности муниципальных образований Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу государственной поддержки и развития местного самоуправления в Ленинградской области на 1999-2000 годы (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Ленинградской области, территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию мероприятий Программы согласно приложению к ней.
3. Комитету финансов (Яковлеву А.И.) ежеквартально предусматривать финансирование мероприятий Программы с учетом предложений органов исполнительной власти за счет средств областного бюджета в пределах выделенных ассигнований.
4. Направить Программу на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области:
5.1. Принять участие в реализации Программы.
5.2. Осуществить разработку муниципальных программ развития местного самоуправления.
6. Координацию работ по реализации Программы возложить на комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области (Марасаева Ю. Г.).
7. Признать утратившим силу постановление Правительства Ленинградской области и Законодательного собрания Ленинградской области от 13.08.96/04.06.96 N 353/43 “Об областной программе государственной поддержки местного самоуправления на 1996-1998 годы”.
8. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
В.Сердюков
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 10 декабря 1998 года N 41
(приложение)
ПРОГРАММА
государственной поддержки и развития
местного самоуправления
в Ленинградской области
на 1999 - 2000 годы
ПАСПОРТ
Программы государственной поддержки и развития
местного самоуправления в Ленинградской области
на 1999-2000 годы
Полное наименование Программы: | Программа государственной поддержки и развития местного самоуправления в Ленинградской области на 1999-2000 годы |
Основание для разработки Программы: | |
Основной разработчик Программы: | комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области |
Разработчики подпрограмм и перечня мероприятий Программы: | отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области |
Цели и задачи Программы: | повышение уровня самостоятельности муниципальных образований, совершенствование правовых и экономических взаимоотношений органов местного самоуправления с государственными органами власти Ленинградской области; |
| содействие развитию экономической реформы, формирование многоукладной экономики, поэтапное создание условий для укрепления в муниципальных образованиях собственной экономической базы, повышение благосостояния населения; |
| наделение муниципальных образований необходимыми финансовыми ресурсами, равными правами в части бюджетных взаимоотношений, распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований с учетом социально- экономического развития территорий и на основе нормативного подхода; |
| организация сотрудничества с органами местного самоуправления в решении вопросов социальной поддержки и занятости населения. Содействие реформированию муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры. Развитие негосударственных учреждений отраслей социальной сферы, расширение платного образования и оплачиваемой медицинской помощи; |
| формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; |
| государственная поддержка муниципальных образований в вопросах обеспечения доступности улучшения жилищных условий для более широких групп населения. Совершенствование эффективности жилищно- коммунального хозяйства на базе коренного реформирования систем управления, обслуживания и финансирования; обеспечение правовых, социальных и организационных основ становления муниципальной службы |
Срок реализации Программы: | 1999-2000 годы |
Основные направления Программы: | совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления; |
| укрепление финансовой самостоятельности муниципальных образований; |
| экономическое развитие территорий муниципальных образований; |
| поддержка и развитие социальной сферы муниципальных образований; |
| жилищная политика; реформа жилищно- коммунального хозяйства; |
| содействие в становлении муниципальной службы; |
| развитие международных и межрегиональных связей в сфере местного самоуправления |
Исполнители подпрограмм и перечня мероприятий Программы: | отраслевые и межотраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области |
Система организации контроля за реализацией Программы: | оперативный контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области, регулярно представляющим в Правительство Ленинградской области информацию о ходе выполнения мероприятий Программы |
Ожидаемые конечные результаты Программы: | укрепление экономических, финансовых и правовых условий для органов местного самоуправления, способных более полно удовлетворять потребности населения муниципальных образований |
Преодоление социально-экономического кризиса и обеспечение устойчивого процесса экономических преобразований в Ленинградской области неосуществимо без развитого местного самоуправления. Именно на местном уровне можно обеспечить комплексное решение неотложных вопросов обслуживания граждан и множества злободневных социальных проблем, с которыми постоянно сталкивается население муниципальных образований. Это обстоятельство обусловливает необходимость органов государственной власти Ленинградской области наращивать усилия в становлении, развитии, совершенствовании и повышении уровня эффективности местного самоуправления.
Программа государственной поддержки и развития местного самоуправления в Ленинградской области на 1999 - 2000 годы (далее - Программа) подготовлена в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 7 августа 1998 года N 29 “О первоочередных мерах по государственной поддержке местного самоуправления в Ленинградской области”. Правовой основой Программы являются положения Конституции Российской Федерации, федеральные и областные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Ленинградской области по вопросам местного самоуправления.
Программа состоит из восьми подпрограмм и определяет на ближайшие годы основные направления и пути дальнейшего развития местного самоуправления в Ленинградской области. Важной ее особенностью является осуществление мер социально-экономического, финансового и организационного характера, обеспечивающих государственную поддержку органов местного самоуправления. В то же время Программа не ограничивает самостоятельности решения вопросов, отнесенных к их ведению.
В Программе учтены предложения муниципальных образований по завершению формирования правовой базы местного самоуправления, законодательному разграничению функций, ответственности, а также финансовых ресурсов между региональным и местными уровнями.
Программа, учитывая особое значение результатов ее реализации, содержит механизм, конкретные сроки выполнения мероприятий и способы контроля за ходом их осуществления. Функции координатора Программы выполняет комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области.
Основными разработчиками и исполнителями подпрограмм являются:
подпрограммы 1 “Совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления” - комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления, юридический комитет и Государственный экспертный институт регионального законодательства;
подпрограммы 2 “Укрепление финансовой самостоятельности муниципальных образований” - комитет финансов, комитет по экономике и инвестициям;
подпрограммы 3 “Экономическое развитие территорий муниципальных образований” - комитет по экономике и инвестициям, комитет по сельскому хозяйству, комитет промышленности, комитет по архитектуре и градостроительству, комитет по топливно-энергетическому комплексу, комитет пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка, комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет природопользования и экологической безопасности;
подпрограммы 4 “Поддержка и развитие социальной сферы муниципальных образований” - комитет общего и профессионального образования, комитет по здравоохранению, комитет по культуре, комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму, комитет по труду и социальной защите населения;
подпрограммы 5 "Жилищная политика. Реформа жилищно-коммунального хозяйства" - комитет по строительству, комитет жилищно-коммунального хозяйства, комитет по архитектуре и градостроительству;
подпрограммы 6 “Содействие в становлении муниципальной службы” - комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления;
подпрограммы 7 “Развитие международных и межрегиональных связей в сфере местного самоуправления” - комитет по международным связям, комитет по внешнеэкономическим и межрегиональным связям, комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления;
подпрограммы 8 “Организационно-методическое обеспечение реализации Программы” - комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления.
Разработчиками и исполнителями ряда подпрограмм являются также другие органы исполнительной власти Ленинградской области.
В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и областной Программой государственной поддержки местного самоуправления на 1996-1998 годы (далее - областная Программа 1996-1998) в Ленинградской области полтора года назад начался процесс реализации права граждан на осуществление местного самоуправления. Население на сходах граждан и референдумах самостоятельно приняло решение об образовании муниципальных образований, определило структуру органов местного самоуправления, наделив их собственными полномочиями в решении вопросов местного самоуправления.
В результате юридически и организационно оформлено 29 муниципальных образований, избрано 696 депутатов в представительные органы местного самоуправления. Многие главы муниципальных образований избраны гражданами на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с областной Программой 1996-1998 создана необходимая правовая база для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Удалось сформировать финансовую основу местного самоуправления. Вступили в действие областные законы о социальных стандартах и минимальном бюджете муниципального образования, которые позволяют рассчитывать доходные источники местных бюджетов и размеры финансовой помощи муниципальным образованиям на основе единого для всех подхода. Подготовлен правовой механизм эффективного распоряжения муниципальной собственностью и процедуры передачи государственной собственности в муниципальную. Упорядочены правовые условия разграничения объектов муниципальной собственности в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования.
В ходе реализации областной Программы 1996-1998 пристальное внимание было уделено формированию территориальной основы местного самоуправления, установлению границ муниципальных образований, осуществлены мероприятия по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Приняты областные законы о порядке передачи органам местного самоуправления отдельных полномочий Ленинградской области и о передаче им материальных средств для осуществления отдельных полномочий.
В результате всесторонней поддержки органов государственной власти созданы правовые основы муниципальной службы. Вступил в действие областной закон, устанавливающий принципы организации муниципальной службы и определяющий правовое положение муниципальных служащих. Обеспечены государственные гарантии в подготовке и повышении квалификации управленческих кадров для органов местного самоуправления. За полтора года на базе Ленинградского областного учебного центра прошли краткосрочную профессиональную переподготовку по профилю своей деятельности свыше 1300 муниципальных служащих. В Северо-Западной академии государственной службы учатся 90 муниципальных служащих по специальности "Государственное и муниципальное управление".
По существу полностью завершен первый этап реформы местного самоуправления в Ленинградской области, созданы главные предпосылки становления местного самоуправления. Следующей задачей являются энергичные и последовательные действия, необходимые для завершения формирования финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления.
В связи с этим требуются согласованные действия Законодательного собрания Ленинградской области и Правительства Ленинградской области по государственной поддержке местного самоуправления.
В Ленинградской области в соответствии с федеральным и областным законодательством и на основе прямого волеизъявления граждан возникли многообразные формы территориальной организации местного самоуправления со всеми основными присущими муниципальным образованиям признаками: населенная территория, наличие муниципальной собственности и местного бюджета, выборные органы местного самоуправления.
Местное самоуправление реально сложилось в границах 17 административных районов, где созданы представительные и исполнительные органы местного самоуправления, обладающие полномочиями в решении вопросов местного значения. В сельских поселениях, расположенных на территориях муниципальных образований, сформированы администрации волостей, осуществляющие свою деятельность в соответствии с уставами муниципальных образований и решениями органов местного самоуправления.
Муниципальные образования созданы также на территориях семи городов областного значения - Волхова, Гатчины, Ивангорода, Пикалево, Сертолово, Сосновый Бор и Шлиссельбурга, трех городов районного значения - Новая Ладога (Волховский район), Светогорска (Выборгский район) и Коммунара (Гатчинский район). В этих муниципальных образованиях есть представительные и исполнительные органы, имеющие собственные финансовые и материальные ресурсы для самостоятельного обеспечения местного самоуправления.
Кроме того, местное самоуправление осуществляется в Колтушской волости (Всеволожский район) и поселке Кузнечное (Приозерский район). Эти муниципальные образования также наделены правом самостоятельно управлять и распоряжаться муниципальной собственностью, формировать и исполнять местный бюджет, решать иные вопросы местного значения.
Таким образом, местным самоуправлением охвачены все типы городских и сельских поселений Ленинградской области, что позволяет отрабатывать практические вопросы осуществления местного самоуправления на различных территориях.
Концепция развития местного самоуправления в Ленинградской области предусматривает устойчивое и динамичное развитие муниципальных образований, решение их важнейших проблем, что обусловлено дальнейшим совершенствованием структуры органов местного самоуправления.
В соответствии с федеральным и областным законодательством представительные органы местного самоуправления могут вносить изменения в уставы муниципальных образований, предусматривать создание представительных органов и проведение выборов должностных лиц местного самоуправления в отдельных поселениях - городах районного значения, городских поселках и волостях, находящихся в границах соответствующих муниципальных образований. При этом сохраняется право граждан на осуществление местного самоуправления в форме создания муниципальных образований в городских и сельских поселениях. Формирование таких муниципальных образований и выделение их из состава муниципальных образований районов происходит поэтапно в зависимости от степени готовности. Главными факторами для реализации этого права являются: