Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 августа 1998 года N 29


О первоочередных мерах по государственной
поддержке местного самоуправления
в Ленинградской области

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 25 ноября 2005 года N 302

____________________________________________________________________

В Ленинградской области заложены правовые и организационные основы местного самоуправления. Созданы предпосылки для самостоятельной экономической деятельности муниципальных образований, укрепления их финансовой основы. Определены меры государственной поддержки муниципальных образований, имеющих неразвитый производственный и финансовый потенциалы. Постепенно разграничиваются полномочия в сфере отношений между органами государственной исполнительной власти и муниципальными образованиями. Формирование правовой базы в сфере местного самоуправления осуществляется планомерно и опережающими по сравнению с федеральным законодательством темпами.

Вместе с тем развитие местного самоуправления - процесс сложный и противоречивый. Экономическая основа местного самоуправления не позволяет получить необходимую базу финансовых ресурсов, что обусловлено продолжающимся экономическим кризисом. На большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, находящихся на территории муниципальных образований, отмечается спад производства. Велика социальная напряженность, сохраняется острая ситуация с выплатой заработной платы.

В целях обеспечения первоочередных мер и государственных гарантий дальнейшего развития местного самоуправления, а также создания необходимых условий для укрепления его финансово-экономической основы Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Принять к сведению информацию комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления о работе органов исполнительной власти Ленинградской области по государственной поддержке местного самоуправления в 1997 году (приложение 1).

2. Комитету по вопросам государственной службы и местного самоуправления (Марасаеву Ю.Г.):

2.1. Совместно с другими заинтересованными отраслевыми и межотраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области в двухмесячный срок разработать и представить проект программы развития местного самоуправления Ленинградской области на 1998-2000 годы (далее - программа), в которой предусмотреть:

совершенствование правовой базы местного самоуправления, развитие областного законодательства с учетом дальнейшего разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований, закрепление за ними на долговременной основе доходных источников для формирования местных бюджетов;

обеспечение во взаимодействии с органами местного самоуправления условий для устойчивого социально-экономического развития территорий муниципальных образований.

При составлении программы наиболее полно учесть принятые региональные целевые программы Ленинградской области, а также разработанный проект концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года.

2.2. В месячный срок внести в Законодательное собрание Ленинградской области в установленном порядке законопроекты о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными полномочиями Ленинградской области.

2.3. Совместно с главами муниципальных образований представить до 1 октября 1998 года законопроекты о разграничении объектов муниципальной собственности, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования.

3. Предложить Законодательному собранию Ленинградской области принять совместную программу развития местного самоуправления Ленинградской области на 1998-2000 годы.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований способствовать разработке и осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления. Совместно с органами исполнительной власти в необходимых случаях создавать рабочие группы, заключать договоры и соглашения для реализации экономических и социальных программ, решения других важных вопросов.

5. Считать, что непринятие отраслевыми комитетами мер по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые фактически ими осуществляются, приводит к дискредитации самой идеи местного самоуправления и не позволяет создать правовую основу для оптимального распределения ответственности за решение вопросов, имеющих местное и государственное значение.

6. Согласиться с предложенным органами исполнительной власти и муниципальными образованиями перечнем отдельных полномочий Ленинградской области, передаваемых органам местного самоуправления (приложение 2).

7. Комитету финансов (Яковлеву А.И.) и комитету по экономике и инвестициям (Двасу Г.В.) определить в трехмесячный срок с момента принятия областных законов о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными полномочиями Ленинградской области порядок расчета и передачи из областного бюджета финансовых средств, необходимых для их осуществления.

8. Комитету по архитектуре и градостроительству (Дычинскому А.Ц.) и комитету по земельным ресурсам и землеустройству (Коротову М.С.) обеспечить выполнение распоряжения Губернатора от 9 сентября 1997 года N 320-рг "О завершении работ по уточнению и описанию границ муниципальных образований Ленинградской области".

9. Поручить межведомственной комиссии Правительства Ленинградской области по вопросам местного самоуправления и административно-территориального устройства с участием глав муниципальных образований и представителей Законодательного собрания Ленинградской области разрешить спорные вопросы о территориальных разногласиях путем согласительных процедур.

10. В целях усиления роли органов местного самоуправления в рациональном и эффективном использовании земель комитету по земельным ресурсам и землеустройству (Коротову М.С.) подготовить в течение двух месяцев со дня выхода федерального закона о делении земель на государственную и муниципальную собственность законопроект "О разграничении земель Ленинградской области по уровням собственности на государственные и муниципальные".

11. Отраслевым и межотраслевым органам исполнительной власти принять меры по повышению уровня подготовки государственных служащих, осуществляющих постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления, по вопросам муниципального права.

12. Комитету по информации и печати (Михайличенко М.М.) обеспечить систематическую публикацию в средствах массовой информации материалов о развитии местного самоуправления в Ленинградской области и положительном опыте работы муниципальных образований в сфере социально-экономических преобразований.

13. Контроль за исполнением постановления возложить на первого вице-губернатора Ленинградской области Сердюкова В.П.

Губернатор
Ленинградской области
В.Густов

     

     

Приложение 1
к постановлению Правительства
Ленинградской области
от 7 августа 1998 года N 29

Информация
о работе органов исполнительной власти
Ленинградской области по государственной
поддержке местного самоуправления в 1997 году

В Ленинградской области идет активный процесс становления и развития местного самоуправления. В 1997 году приобретен определенный опыт в решении проблем местного значения исходя из интересов населения муниципальных образований.

Осуществлены меры по формированию финансовой основы местного самоуправления. По инициативе комитета по экономике и инвестициям и комитета финансов разработаны, а Законодательным собранием Ленинградской области приняты областные законы "О социальных стандартах Ленинградской области" от 10 июня 1997 года N 12-оз и "О минимальном бюджете муниципального образования в Ленинградской области" от 16 июня 1997 года N 15-оз, регламентирующие взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе. Межбюджетные отношения и размеры финансовой помощи из средств областного бюджета на 1998 год рассчитаны на основе единого для всех муниципальных образований подхода.

Бюджетам муниципальных образований передана часть средств:

подоходного налога - 73,5 процента;

налога на добавленную стоимость - 10 процентов;

налога на прибыль - 5,8 процента.

Установлен предельно допустимый дефицит местного бюджета.

В областном бюджете на 1998 год предусмотрены дотации в общей сумме 70 миллионов рублей бюджетам муниципальных образований, дефицит минимального бюджета которых при передаче всех доходных источников составил 23,9 процента. Кроме того, в областном бюджете для муниципальных образований предусмотрены субвенции на льготный отпуск лекарств, частичное возмещение выпадающих доходов по предоставлению льгот отдельным категориям населения на услуги связи, а также образован централизованный фонд на частичные поставки топлива муниципальным образованиям.

Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом разработал правовой механизм передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности Ленинградской области. Сформированы основы разграничения объектов муниципальной собственности в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования.

Осуществлены некоторые меры по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. По предложению комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления вступил в действие областной закон о порядке передачи органам местного самоуправления отдельных полномочий Ленинградской области. Законодательное собрание Ленинградской области приняло областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Бокситогорский район и город Гатчина отдельными государственными полномочиями. В настоящее время подготовлен проект областного закона о порядке передачи материальных средств органам местного самоуправления для осуществления отдельных полномочий Ленинградской области.

Важное внимание уделено подготовке управленческих кадров для органов местного самоуправления. В 1997 году в Ленинградском областном учебном центре повысили теоретический и профессиональный уровень свыше 900 муниципальных служащих. Разработан и принят областной закон "О муниципальной службе в Ленинградской области" от 17 января 1997 года N 2-оз, регулирующий вопросы организации муниципальной службы и определяющий правовое положение муниципальных служащих в Ленинградской области.

В обобщении практического опыта работы и подготовке предложений Правительству Ленинградской области по государственной поддержке местного самоуправления активное участие принимает межведомственная комиссия по вопросам местного самоуправления и административнотерриториального устройства. В региональной общественно-политической газете "Вести" под специальной рубрикой публикуется информация о ходе реформы местного самоуправления в Ленинградской области. В апреле 1997 года комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления провел конференцию "Реформа местного самоуправления в Ленинградской области: практика, проблемы, пути совершенствования", материалы которой направлены в муниципальные образования.

Однако местное самоуправление в Ленинградской области находится на начальной стадии своего развития и уровень его эффективности все еще остается низким. Органы исполнительной власти не в полной мере осуществляют политику государственной поддержки местного самоуправления, недостаточно содействуют укреплению его финансово-экономической базы.

Во многих муниципальных образованиях экономическое положение остается сложным. Нарастает социальная напряженность, не снижается острота проблемы неплатежей, в том числе невыплаты заработной платы. Из-за неудовлетворительного функционирования основных производственных отраслей не обеспечивается доходная часть местных бюджетов. Ряд бюджетов муниципальных образований являются дотационными. Исполнение отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления в настоящее время осуществляется без передачи соответствующих финансовых средств. До сих пор не разработан механизм финансового обеспечения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также порядок компенсации им дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Не произошло реального разграничения полномочий и распределения ответственности между органами местного самоуправления и государственной власти по решению вопросов, имеющих местное и государственное значение. Процесс передачи государственных полномочий идет медленно и сложно. Некоторые органы исполнительной власти не выполнили распоряжение Губернатора от 14 августа 1997 года "О подготовке проектов областных законов о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ленинградской области" и не представили перечень делегируемых органам местного самоуправления государственных полномочий. Ряд отраслевых комитетов внесли предложения о передаче государственных полномочий, но они не только недостаточно учитывают особенности социально-экономического развития муниципальных образований, но и в ряде случаев нарушают права местного самоуправления.

В сфере местного самоуправления остро стоит проблема законотворчества. Органами исполнительной власти не разработаны основополагающие законопроекты о финансовом обеспечении местного самоуправления и разграничении земель Ленинградской области по уровням собственности на государственные и муниципальные. Слабость законодательной базы проявляется также в невысоком качестве уже принятых законов по местному самоуправлению, в некоторые из них приходится вносить существенные изменения и дополнения, что уменьшает в общественном сознании уважение к нормам права.

Несмотря на усилия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в разъяснении целей и задач государственной политики в области местного самоуправления, опрос общественного мнения жителей Ленинградской области показал, что многие из них не понимают концепции местного устройства, предусмотренной областным законом "О местном самоуправлении в Ленинградской области".

Кроме того, уровень государственной поддержки местного самоуправления снижает отсутствие профессионально подготовленных кадров в органах исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющих постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления. Некоторые из них не обладают знаниями в сфере муниципального права. Подготовленные ими документы зачастую противоречат федеральному и областному законодательству. Не всегда на должном уровне исполнительская дисциплина. Из-за неудовлетворительной организации контроля отраслевые органы исполнительной власти не выполнили распоряжение Губернатора от 9 сентября 1997 года N 320-рг "О завершении работ по уточнению и описанию границ муниципальных образований Ленинградской области". В результате областными законами установлены границы только 20 муниципальных образований.

Трудности становления местного самоуправления связаны также с нерешенными проблемами на федеральном уровне.

Комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления предлагает органам исполнительной власти кардинально пересмотреть отношение к местному самоуправлению и внести предложения по разработке программы развития местного самоуправления в Ленинградской области на 1998-2000 годы.

Председатель комитета
по вопросам государственной
службы и местного самоуправления
при Губернаторе Ленинградской области
Ю.Марасаев

     

Приложение 2
к постановлению Правительства
Ленинградской области
от 7 августа 1998 года N 29

Перечень
отдельных полномочий Ленинградской области,
передаваемых органам местного самоуправления

     

Комитет социальной защиты населения

1. Проведение медико-социальной экспертизы на территории муниципального образования. Организация работы по медицинской, профессиональной и социально-бытовой реабилитации инвалидов.

2. Ведение учета граждан и сбор документов для обеспечения специальными транспортными средствами передвижения по медицинским показаниям (автомашины, мотоколяски, прогулочные и комнатные кресла-коляски, малогабаритные кресла-коляски, другие технические средства, облегчающие жизнь инвалидов).

3. Назначение и выплата пособий и компенсаций гражданам, имеющим детей.

4. Назначение и выплата сумм возмещения вреда и компенсаций гражданам за вред здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, а также пособий на их погребение.

5. Начисление и выплата денежной компенсации лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и впоследствии реабилитированным.

6. Выдача санаторно-курортных путевок льготным категориям населения, назначение и выплата компенсаций за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплата компенсаций на транспортное обслуживание и эксплуатацию транспортных средств.

7. Оформление и выдача удостоверений и других документов льготным категориям граждан согласно законодательству.

8. Организация работы по попечительству в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в уходе по состоянию здоровья.

9. Составление государственной статистической отчетности по вопросам социальной защиты.

Комитет по здравоохранению

1. Организация и оказание отдельных видов специализированной медицинской помощи населению в поликлиниках и стационарах.

2. Реализация территориальных целевых медицинских программ:

"Безопасное материнство";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»