ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе
"Реформирование государственной и муниципальной службы
Ленинградской области
(2004-2005 годы)"


     
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
24 февраля 2004 года)

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Реформирование государственной и муниципальной службы Ленинградской области (2004-2005 годы)".

     

Статья 2

     

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.             

Губернатор
     Ленинградской области
 В. Сердюков

Санкт-Петербург

15 марта 2004 года

N 21-оз          

     

     

УТВЕРЖДЕНА
     областным законом
     от 15 марта 2004 года N 21-оз
     (приложение)

     

Региональная целевая программа
"Реформирование государственной и
муниципальной службы
Ленинградской области
(2004-2005 годы)"

     

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Реформирование государственной и муниципальной службы
Ленинградской области (2004-2005 годы)"


Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Реформирование государственной и муниципальной службы Ленинградской области (2004-2005 годы)" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

 Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)";
Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 года N Пр-1496;
постановление Правительства Ленинградской области от 27
августа 2003 года N 184

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Разработчик Программы

Комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области

Период реализации Программы

2004-2005 годы

Цель Программы

Повышение эффективности государственной и муниципальной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на содержание государственных и муниципальных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной и муниципальной службы Ленинградской области

Основные     задачи  Программы

Создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной и муниципальной службы;
внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной и муниципальной службы;
обеспечение повышения привлекательности и престижа государственной и муниципальной службы;
применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
реализация программ подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и профессионального развития государственных и муниципальных служащих;
формирование основ профессиональной этики государственных и муниципальных служащих и закрепление этических принципов на законодательном уровне;
создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые     показатели Программы

Приведение нормативно-правовой базы системы государственной и муниципальной службы Ленинградской области в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями и федеральным законодательством по этим вопросам;
создание профессиональной государственной и муниципальной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих;
достижение качественного уровня исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения государственной и муниципальной службы;
повышение эффективности кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы в целях улучшения кадрового состава государственной и муниципальной службы;
повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих;
оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;
создание материально-технических условий для эффективного исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей

Исполнители и соисполнители Программы

Исполнитель Программы - комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области.
Соисполнители Программы:
юридический комитет Правительства Ленинградской области;
государственный экспертный институт регионального законодательства при Губернаторе Ленинградской области;
Северо-Западная академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, иные научно-исследовательские и образовательные организации

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2004 год

Областной бюджет - 2903 тысячи рублей

Объем финансовых ресурсов, запланированных  по Программе на 2005 год

Областной бюджет - 3190 тысяч рублей

Система организации контроля за ходом выполнения Программы

Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области.
Ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным, председатель комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области информирует Правительство Ленинградской области о ходе выполнения Программы; ежеквартально - комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области

Распоряжение об утверждении задания на разработку программы

Распоряжение Правительства Ленинградской области от 9 сентября 2002 года N 333-р "О порядке разработки проекта региональной целевой программы поддержки и развития особо охраняемых природных ресурсов территорий Ленинградской области до 2010 года"

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

 Марасаев Юрий Григорьевич - председатель комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области; телефон: 274-10-50

Постановление об утверждении Программы

 Постановление Правительства Ленинградской области от 27 августа 2003 года N 184

          

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами  

   В Ленинградской области сложились определенные правовые основы государственной и муниципальной службы как механизма государственного управления и местного самоуправления, адекватные социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.

В 1995-2002 годах в органах государственной власти области осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной и муниципальной службы. Приняты областные законы "О государственной службе Ленинградской области", "О муниципальной службе в Ленинградской области", законодательные и иные нормативные правовые акты Ленинградской области, регламентирующие многие другие аспекты государственной и муниципальной службы Ленинградской области.

Общая численность государственных и муниципальных служащих Ленинградской области на начало 2003 года составила немногим более 6 тысяч человек, в том числе служащие государственных органов - 1,6 тысячи человек, численность муниципальных служащих Ленинградской области - около 4,5 тысячи человек.

Таким образом, на 1000 человек населения области приходится один служащий государственных органов и три работника органов местного самоуправления Ленинградской области. Для сравнения: на 1000 жителей Российской Федерации приходится 1,1 работник государственных органов субъектов Российской Федерации и два муниципальных служащих.

В процессе реформирования государственной и муниципальной службы предполагается оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих путем внедрения новых методов управления.

На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны.

На начало 2003 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, женщины составляют более 65 процентов, в органах местного самоуправления - около 80 процентов. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов и органов местного самоуправления объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.

Среди государственных служащих государственных органов Ленинградской области 9 процентов составляют лица в возрасте до 30 лет. Более 50 процентов работников - лица в возрасте от 30 до 50 лет. Около 40 процентов работников государственных органов - старше 50 лет (из них свыше 60 лет - три процента).

          Подобная картина наблюдается и среди муниципальных служащих Ленинградской области. 76 процентов из них - лица в возрасте до 50 лет (10 процентов - до 30 лет), 24 процента работников администраций муниципальных образований - старше 50 лет (свыше 60 лет - два процента).

Стаж работы в государственных органах свыше 15 лет имеют 35 процентов лиц, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, 31 процент имеют стаж работы от 5 до 10 лет. Таким образом, в течение ближайших 10 лет произойдет высвобождение около половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.

Образовательный уровень государственных и муниципальных служащих характеризуется следующими параметрами:

1) На начало 2003 года доля государственных служащих в государственных органах области, имеющих высшее образование, составляет 87 процентов. Остальные работники имеют среднее и среднее специальное образование, четыре процента государственных служащих имеют ученую степень.

2) Среди муниципальных служащих 63 процента имеют высшее образование, 30 процентов - среднее специальное и 7 процентов - среднее образование.

В настоящее время переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Ленинградской области осуществляются за счет средств федерального и областного бюджетов. Обучение проводится в основном на базе Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ленинградского областного учебного центра.

Труд государственных служащих по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики недооценен. Слабая дифференциация в оплате труда государственных служащих недостаточно стимулирует эффективность их служебной деятельности.

По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 8-10 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 5-7 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3-5 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5-3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности.

Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных и муниципальных служащих.

Особую проблему для государственных органов Ленинградской области при подборе квалифицированных и опытных кадров на работу в органы управления Ленинградской области составляет соседство с одним из крупнейших и экономически развитых субъектов Российской Федерации - Санкт-Петербургом. Более высокий уровень заработной платы позволяет властям города привлекать к работе на государственную службу наиболее грамотных, подготовленных специалистов региона, в том числе из Ленинградской области.

Определенное негативное влияние на привлечение к государственной и муниципальной службе в Ленинградской области высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности работников органов государственного и муниципального управления. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных и муниципальных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи.

Сложившееся состояние государственной и муниципальной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии.

Ухудшается профессиональный состав государственных и муниципальных служащих в связи с невысокой средней заработной платой; не хватает государственных и муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной и муниципальной службы как вида профессиональной деятельности. Мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины - на должностях специалистов. Нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных и муниципальных служащих.

Организация муниципальной службы Ленинградской области также имеет ряд специфических недостатков. Поступление граждан на муниципальную службу и должностной (служебный) рост муниципальных служащих в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств. Смена руководителей муниципальных органов нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и соответственно - к неоправданному увольнению муниципальных служащих.

Во многих случаях качество подготавливаемых государственными и муниципальными служащими документов является неудовлетворительным. Нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.

Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов и местного самоуправления, ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол. До настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных и муниципальных служащих и законодательные механизмы их реализации.

Не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.

Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих задач:

обеспечить разработку законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

повысить степень социальной защищенности и материального обеспечения государственных и муниципальных служащих и уровня возлагаемой на них ответственности;

повысить уровень компетентности руководителей государственных органов и органов местного самоуправления Ленинградской области;

обеспечить использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;

усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих с использованием современных методов обучения;

улучшить материально-техническую базу государственной и муниципальной службы.

Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной и муниципальной службы следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей системы государственной и муниципальной службы. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области.

Программа разработана для решения указанных проблем и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" и "Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации", утвержденной 15 августа 2001 года N Пр-1496.


2. Цель, задачи и основные этапы реализации Программы


Цель Программы - повышение эффективности государственной и муниципальной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на содержание государственных и муниципальных служащих и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной службы Ленинградской области.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной и муниципальной службы;

внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, рациональное использование материально-технических ресурсов в системе государственной и муниципальной службы;

определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных и муниципальных служащих на основе должностных (служебных) инструкций;

обеспечение повышения привлекательности и престижа государственной и муниципальной службы;

применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;

реализация программ подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и профессионального развития государственных и муниципальных служащих;

формирование основ профессиональной этики государственных и муниципальных служащих, закрепление этических принципов на законодательном уровне;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»