О региональной целевой программе
"Реформирование государственной и муниципальной службы
Ленинградской области
(2004-2005 годы)"
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
24 февраля 2004 года)
Статья 1
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В. Сердюков
Санкт-Петербург
15 марта 2004 года
N 21-оз
Региональная целевая программа
"Реформирование государственной и
муниципальной службы
Ленинградской области
(2004-2005 годы)"
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Реформирование государственной и муниципальной службы Ленинградской области (2004-2005 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)"; |
Заказчик Программы | Правительство Ленинградской области |
Разработчик Программы | Комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области |
Период реализации Программы | 2004-2005 годы |
Цель Программы | Повышение эффективности государственной и муниципальной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на содержание государственных и муниципальных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной и муниципальной службы Ленинградской области |
Основные задачи Программы | Создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной и муниципальной службы; |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Приведение нормативно-правовой базы системы государственной и муниципальной службы Ленинградской области в соответствие со сложившимися общественными отношениями, новыми экономическими условиями и федеральным законодательством по этим вопросам; |
Исполнители и соисполнители Программы | Исполнитель Программы - комитет по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области. |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2004 год | Областной бюджет - 2903 тысячи рублей |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2005 год | Областной бюджет - 3190 тысяч рублей |
Система организации контроля за ходом выполнения Программы | Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет первый вице-губернатор Ленинградской области. |
Распоряжение об утверждении задания на разработку программы | Распоряжение Правительства Ленинградской области от 9 сентября 2002 года N 333-р "О порядке разработки проекта региональной целевой программы поддержки и развития особо охраняемых природных ресурсов территорий Ленинградской области до 2010 года" |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы | Марасаев Юрий Григорьевич - председатель комитета по вопросам государственной службы и местного самоуправления при Губернаторе Ленинградской области; телефон: 274-10-50 |
Постановление об утверждении Программы | Постановление Правительства Ленинградской области от 27 августа 2003 года N 184 |
В Ленинградской области сложились определенные правовые основы государственной и муниципальной службы как механизма государственного управления и местного самоуправления, адекватные социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.
В 1995-2002 годах в органах государственной власти области осуществлялась подготовка нормативных правовых актов в сфере государственной и муниципальной службы. Приняты областные законы "О государственной службе Ленинградской области", "О муниципальной службе в Ленинградской области", законодательные и иные нормативные правовые акты Ленинградской области, регламентирующие многие другие аспекты государственной и муниципальной службы Ленинградской области.
Общая численность государственных и муниципальных служащих Ленинградской области на начало 2003 года составила немногим более 6 тысяч человек, в том числе служащие государственных органов - 1,6 тысячи человек, численность муниципальных служащих Ленинградской области - около 4,5 тысячи человек.
Таким образом, на 1000 человек населения области приходится один служащий государственных органов и три работника органов местного самоуправления Ленинградской области. Для сравнения: на 1000 жителей Российской Федерации приходится 1,1 работник государственных органов субъектов Российской Федерации и два муниципальных служащих.
В процессе реформирования государственной и муниципальной службы предполагается оптимизировать численность государственных и муниципальных служащих путем внедрения новых методов управления.
На государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая половозрастной структуре занятого населения страны.
На начало 2003 года в общей численности государственных служащих, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, женщины составляют более 65 процентов, в органах местного самоуправления - около 80 процентов. Такой сравнительно высокий процент женщин в аппаратах государственных органов и органов местного самоуправления объясняется преобладанием женщин на государственных должностях, отнесенных к старшим и младшим группам должностей.
Среди государственных служащих государственных органов Ленинградской области 9 процентов составляют лица в возрасте до 30 лет. Более 50 процентов работников - лица в возрасте от 30 до 50 лет. Около 40 процентов работников государственных органов - старше 50 лет (из них свыше 60 лет - три процента).
Подобная картина наблюдается и среди муниципальных служащих Ленинградской области. 76 процентов из них - лица в возрасте до 50 лет (10 процентов - до 30 лет), 24 процента работников администраций муниципальных образований - старше 50 лет (свыше 60 лет - два процента).
Стаж работы в государственных органах свыше 15 лет имеют 35 процентов лиц, замещающих государственные должности в государственных органах Ленинградской области, 31 процент имеют стаж работы от 5 до 10 лет. Таким образом, в течение ближайших 10 лет произойдет высвобождение около половины государственных служащих, замещающих ключевые должности, при невозможности замещения этих должностей следующим поколением государственных служащих, имеющих достаточный опыт работы на государственной службе и необходимую квалификацию.
Образовательный уровень государственных и муниципальных служащих характеризуется следующими параметрами:
1) На начало 2003 года доля государственных служащих в государственных органах области, имеющих высшее образование, составляет 87 процентов. Остальные работники имеют среднее и среднее специальное образование, четыре процента государственных служащих имеют ученую степень.
2) Среди муниципальных служащих 63 процента имеют высшее образование, 30 процентов - среднее специальное и 7 процентов - среднее образование.
В настоящее время переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих Ленинградской области осуществляются за счет средств федерального и областного бюджетов. Обучение проводится в основном на базе Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и Ленинградского областного учебного центра.
Труд государственных служащих по сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики недооценен. Слабая дифференциация в оплате труда государственных служащих недостаточно стимулирует эффективность их служебной деятельности.
По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 8-10 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 5-7 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3-5 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5-3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих соотносимые должности.
Такая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и руководителей, приводит к оттоку государственных служащих в негосударственный сектор экономики (особенно это касается наиболее востребованных профессий и возрастных категорий), что снижает эффективность деятельности государственных органов, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных и муниципальных служащих.
Особую проблему для государственных органов Ленинградской области при подборе квалифицированных и опытных кадров на работу в органы управления Ленинградской области составляет соседство с одним из крупнейших и экономически развитых субъектов Российской Федерации - Санкт-Петербургом. Более высокий уровень заработной платы позволяет властям города привлекать к работе на государственную службу наиболее грамотных, подготовленных специалистов региона, в том числе из Ленинградской области.
Определенное негативное влияние на привлечение к государственной и муниципальной службе в Ленинградской области высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности работников органов государственного и муниципального управления. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных и муниципальных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи.
Сложившееся состояние государственной и муниципальной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии.
Ухудшается профессиональный состав государственных и муниципальных служащих в связи с невысокой средней заработной платой; не хватает государственных и муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Одновременно происходит снижение престижа государственной и муниципальной службы как вида профессиональной деятельности. Мужчины преобладают на должностях руководителей, женщины - на должностях специалистов. Нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных и муниципальных служащих.
Организация муниципальной службы Ленинградской области также имеет ряд специфических недостатков. Поступление граждан на муниципальную службу и должностной (служебный) рост муниципальных служащих в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств. Смена руководителей муниципальных органов нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и соответственно - к неоправданному увольнению муниципальных служащих.
Во многих случаях качество подготавливаемых государственными и муниципальными служащими документов является неудовлетворительным. Нередки случаи нарушения исполнительской дисциплины.
Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных органов и местного самоуправления, ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол. До настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных и муниципальных служащих и законодательные механизмы их реализации.
Не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной службы.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо обеспечить решение следующих задач:
обеспечить разработку законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;
повысить степень социальной защищенности и материального обеспечения государственных и муниципальных служащих и уровня возлагаемой на них ответственности;
повысить уровень компетентности руководителей государственных органов и органов местного самоуправления Ленинградской области;
обеспечить использование современных технологий государственного управления, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;
усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих с использованием современных методов обучения;
улучшить материально-техническую базу государственной и муниципальной службы.
Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Реформирование государственной и муниципальной службы следует проводить в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей системы государственной и муниципальной службы. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области.
Программа разработана для решения указанных проблем и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" и "Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации", утвержденной 15 августа 2001 года N Пр-1496.
2. Цель, задачи и основные этапы реализации Программы
Цель Программы - повышение эффективности государственной и муниципальной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на содержание государственных и муниципальных служащих и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной службы Ленинградской области.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной и муниципальной службы;
внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, рациональное использование материально-технических ресурсов в системе государственной и муниципальной службы;
определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных и муниципальных служащих на основе должностных (служебных) инструкций;
обеспечение повышения привлекательности и престижа государственной и муниципальной службы;
применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
реализация программ подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и профессионального развития государственных и муниципальных служащих;
формирование основ профессиональной этики государственных и муниципальных служащих, закрепление этических принципов на законодательном уровне;