Действующий

Об управлении государственным долгом Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах (с изменениями на 17 апреля 2006 года)

1. Цели Концепции

Концепция управления государственным долгом Санкт-Петербурга в 2004-2008 годах (далее - Концепция) разработана на основе обобщения опыта управления государственным долгом Санкт-Петербурга в 1995-2003 годах, а также с учетом рекомендаций:

кодекса лучшей практики в сфере управления региональными финансами и Аналитического обзора международного опыта применения принципов кодекса лучшей практики, подготовленных международным рейтинговым агентством Standard & Poor's в рамках проекта Международного банка реконструкции и развития (далее - МБРР) "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";

временных методических рекомендаций по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подготовленных Экономической экспертной группой и международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";

кодекса лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами, подготовленного фондом "Институт экономики города".

За прошедшие годы после кризиса 1998 года абсолютный объем государственного долга Санкт-Петербурга стабилизировался на управляемом уровне 12-13 млрд.руб. При этом по отношению к доходам бюджета государственный долг Санкт-Петербурга сократился более чем в 3 раза (с 57% на начало 2000 года до 17% на начало 2004 года). В долларовом эквиваленте объем государственного долга за тот же период сократился в 1,2 раза, в реальном выражении (с учетом инфляции) - более чем в 2 раза.

Произошли положительные изменения и в структуре государственного долга Санкт-Петербурга. Если в результате посткризисной девальвации национальной валюты доля внешнего долга на начало 2000 года составляла 89%, то на сегодняшний день этот показатель сократился почти в 4 раза до 24%.

Вместе с тем значительно возросли сроки и сократились процентные ставки заимствований. Расходы на обслуживание государственного долга уже несколько лет подряд не превышают 2,5% от всех расходов бюджета Санкт-Петербурга, а по сравнению с 2000 годом данный показатель сократился более чем в 2 раза.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2003 N 676-101 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2004 год" объем государственного долга Санкт-Петербурга на конец 2004 года не превысит 17864 млн.руб. При этом в реальном выражении по сравнению с предыдущими годами долг Санкт-Петербурга практически не изменится; в долларовом выражении - не превысит уровень начала 2000 года; в базисных ценах 2000 года - уровень 2002 года.

Отношение расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в 2004 году не превысит значения последних лет - 2,5%. Расходы на обслуживание государственного долга в реальном выражении (при прогнозной инфляции 10-12%) не превысят уровни предыдущих лет. Это характеризует политику Санкт-Петербурга по осуществлению государственных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга в целом как умеренную.

Целями Концепции являются:

1. Определение инвестиционного потенциала и экономически безопасного уровня государственного долга, в том числе государственных заимствований Санкт-Петербурга, способных обеспечить решение важных задач развития Санкт-Петербурга и не допустить лавинообразного роста долга и увеличения рисков неисполнения долговых обязательств Санкт-Петербурга.

2. Установление более жестких ограничений на параметры государственного долга и, в том числе, государственных заимствований Санкт-Петербурга по сравнению с ограничениями, определенными Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 21.01.2003 N 234-30 "О государственном долге Санкт-Петербурга", призванных повысить финансовую устойчивость бюджета Санкт-Петербурга в части, касающейся:

снижения влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Санкт-Петербурга на финансирование социальных статей расходов бюджета Санкт-Петербурга;

недопущения единовременного отвлечения значительного объема средств бюджета Санкт-Петербурга на погашение и обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга;

снижения зависимости программы капитальных вложений Санкт-Петербурга от долговой политики и состояния финансовых рынков, в том числе при наступлении экономических кризисов;

контроля роста объема долговых обязательств Санкт-Петербурга;

снижения влияния негативных последствий возможной нестабильности валютных курсов, в которых номинированы долговые обязательства Санкт-Петербурга.

3. Повышение качества прогнозирования и минимизация рисков управления государственным долгом Санкт-Петербурга в среднесрочной перспективе, снижение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении бюджета Санкт-Петербурга в будущем.

4. Определение принципов управления ликвидностью и снижение рисков при исполнении бюджета Санкт-Петербурга в части, касающейся обслуживания долговых обязательств и осуществления государственных заимствований Санкт-Петербурга в условиях сезонной несбалансированности бюджета Санкт-Петербурга в течение финансового года.

5. Повышение прозрачности политики по управлению государственным долгом Санкт-Петербурга, совершенствование стандартов раскрытия информации о государственном долге Санкт-Петербурга.

1.1. Инвестиционный потенциал государственных заимствований.

Одной из основных задач инвестиционной и бюджетной политики Санкт-Петербурга является создание необходимых условий для повышения деловой и инвестиционной активности частного сектора во всех областях городского хозяйства Санкт-Петербурга.

На протяжении последних лет бюджетная политика Санкт-Петербурга строилась на принципах поддержания сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга, увеличения его социальной направленности, обеспечения своевременного и полного финансирования запланированных расходов, сокращения государственного долга.

В то же время нереализованными остаются многие важные для Санкт-Петербурга инфраструктурные проекты (проекты, связанные с созданием, развитием и обновлением объектов городской инфраструктуры), без которых дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга становится невозможным.

Объем внутренних и внешних инвестиций частного сектора в экономику Санкт-Петербурга в немалой степени сдерживается высоким уровнем износа объектов городской инфраструктуры, неудовлетворительным состоянием транспортных сетей, систем связи, тепло-, электро- и водоснабжения, что создает относительно непривлекательные условия для бизнеса и не позволяет рассчитывать в будущем на сохранение темпов роста экономики Санкт-Петербурга.

Возможности увеличения расходов на развитие городской инфраструктуры имеются не только благодаря налоговым и неналоговым доходам, но и благодаря привлечению заемных средств, которые с экономической точки зрения играют роль финансового рычага и в будущем дают множественный экономический эффект.

Сложившаяся в последние годы относительно благоприятная ситуация на рынках капитала способствует привлечению для нужд финансирования городской инфраструктуры заемных средств в объемах, которые бы позволили сохранить управляемость государственного долга на должном уровне.

Между государственными инвестициями в инфраструктуру и увеличением благосостояния стран и городов существует неразрывная связь. Обновление инфраструктуры способствует активизации частного капитала, обеспечивает рост производства, торговли, услуг, что в свою очередь обусловливает увеличение налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, а также рост общего благосостояния Санкт-Петербурга. Таким образом, меры, направленные на развитие городской инфраструктуры, внесут свой вклад и позволят достичь увеличения доходов бюджета Санкт-Петербурга до уровня, сопоставимого с уровнями других субъектов Российской Федерации.