Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан. Достижению указанной цели препятствует ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений, одной из которых остается отсутствие необходимых нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц на земельные участки и иные объекты недвижимости. Из-за недостаточного финансирования не были завершены работы по инвентаризации и государственной кадастровой оценке земель поселений Ленинградской области.
Возможность внедрения эффективных экономических методов в сферу управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Решение этих проблем планируется в рамках Программы. Кроме того, выполнение мероприятий Программы дает возможность активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования.
В рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" в целях обеспечения ведения государственного земельного кадастра, осуществления государственного контроля за использованием земель, своевременного и полного сбора платежей за землю постановлением Правительства Ленинградской области от 28 марта 1996 года N 117 утверждена программа "Создание государственной автоматизированной системы земельного кадастра Ленинградской области в 1996-2000 годах". Постановлениями Правительства Ленинградской области от 25 января 2001 года N 7 и от 25 октября 2002 года N 183 срок действия указанной программы продлен на 2001 и 2002 годы.
Общие затраты на реализацию мероприятий программы 1996-2000 годов из всех источников финансирования были определены в объеме свыше 200 миллионов деноминированных рублей, в том числе затраты из средств федерального бюджета составляли 52,9 миллиона рублей, областного бюджета - 52,8 миллиона рублей, местных бюджетов - 66,1 миллиона рублей. Фактически за эти годы было выделено 31,2 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета - 16,5 миллиона рублей, из областного бюджета - 14,7 миллиона рублей, что составило около 30 процентов от запланированных объемов. Для реализации программы в 2001-2002 годах выделено из средств федерального бюджета 7,3 миллиона рублей, из областного бюджета - 39,2 миллиона рублей. Информация о динамике финансирования Программы представлена в приложении 2 к Программе.
За указанный период были выполнены следующие работы:
комплекс аэрофотогеодезических работ по созданию земельно-кадастровых карт (М 1:2000) сельских населенных пунктов Волховского, Волосовского, Кингисеппского, Ломоносовского, Кировского, Выборгского, Всеволожского районов;
создание опорно-межевой сети (Ломоносовский, Лужский, Волосовский, Приозерский, Тосненский, Лодейнопольский, Подпорожский, Выборгский, Всеволожский, Кировский, Волховский, Кингисеппский районы);
государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий и земель поселений Ленинградской области;
инвентаризация сельскохозяйственных угодий;
формирование инвестиционного земельного фонда;
подготовка и утверждение Правительством Ленинградской области нормативных правовых документов по регулированию земельных отношений и определению платежей за землю;
уточнение и согласование административных границ 29 муниципальных образований. Приняты областные законы по их установлению и по уточнению границ Ленинградской области со смежными субъектами Российской Федерации;
осуществление внедрения автоматизированной технологии ведения государственного земельного кадастра;
инвентаризация сведений о ранее учтенных земельных участках.
Реализация Программы позволит создать условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, направленных на эффективное использование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирование банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
создана автоматизированная система ведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости, позволяющая в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений об объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения;
развернуты программно-технические комплексы, внедрены информационные технологии, специальное программное обеспечение ведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости со средствами обеспечения информационной безопасности в Федеральном государственном учреждении "Земельная кадастровая палата" по Ленинградской области (областной уровень) и 20 его филиалах на уровне муниципальных образований;
созданы автоматизированные базы данных о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества, осуществлена подготовка и ввод актуальной информации по результатам инвентаризации, межевания и государственной кадастровой оценки земель. По итогам кадастровой оценки для определения налогооблагаемой базы будут актуализированы экономические характеристики земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества по принципу наибольшей эффективности их использования;
проведена инвентаризация земель всех категорий, составлены реестры земель всех форм собственности в процессе разграничения государственной собственности на землю, проведена регистрация прав собственности на земельные участки Российской Федерации, Ленинградской области, муниципальных образований и ввод полученной информации в автоматизированные базы данных, что обеспечит полное, достоверное описание налогооблагаемой базы в сфере земельных платежей и позволит сформировать в налоговых органах фискальный реестр;
создание как единого государственного информационного ресурса автоматизированных баз данных о земельных участках, связанных с ними объектах недвижимого имущества, об участках лесного фонда Российской Федерации, участках недр, обособленных водных объектах;
сформирована инфраструктура научно-технического сопровождения, обеспечения информационной безопасности, подготовки и переподготовки кадров для работы с системами ведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
В приложениях 3 и 6 к Программе отражены конкретные виды работ с указанием районов Ленинградской области. Виды и объемы работ, выполняемых в рамках Программы и Подпрограммы на 2004-2007 годы, вносятся Правительством Ленинградской области в Законодательное собрание и уточняются в течение месяца со дня принятия закона "Об областном бюджете Ленинградской области" на соответствующий финансовый год.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и по классификации расходов подразделяется на следующие виды:
капитальные вложения - 18656,63 тысячи рублей, в том числе по Подпрограмме - 15706,63 тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2007 года Законом Ленинградской области от 24 апреля 2007 года N 66-оз, - см. предыдущую редакцию);
капитальные вложения из средств областного бюджета при реализации Программы и Подпрограммы планируется использовать для приобретения средств вычислительной и информационно-коммуникационной техники для создания автоматизированной системы управления недвижимостью, оснащения программно-техническими комплексами органов исполнительной власти Ленинградской области в сфере инвентаризации и оценки недвижимости, программного обеспечения, программно-инженерных средств обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов.
Средства, выделяемые из областного бюджета, направляются на инвестиции (капитальные вложения) - 7706,63 тысячи рублей, на прочие нужды - 133325,37 тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 25 мая 2007 года Законом Ленинградской области от 24 апреля 2007 года N 66-оз, - см. предыдущую редакцию).