Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2002 года N 70


О федеральной целевой программе
"Старшее поколение" на 2002-2004 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Старшее поколение" на 2002-2004 годы.

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 годы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать при разработке региональных программ социально-экономического развития меры социальной поддержки граждан старшего поколения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 января 2002 года N 70

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ"
НА 2002-2004 ГОДЫ

     

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Старшее поколение"
на 2002-2004 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа  "Старшее
поколение" на 2002-2004 годы

Основание для
разработки Программы

-

распоряжение Правительства   Российской
Федерации от 22 января 2001 г. N 79-р

Государственный
заказчик и основной
разработчик Программы

-

Министерство  труда    и    социального
развития Российской Федерации

Цель Программы








-








создание условий для повышения качества
жизни  граждан  старшего  поколения  на
основе   развития    сети    учреждений
социального        обслуживания       и
совершенствования    их   деятельности,
обеспечения   доступности   медицинской
помощи,                образовательных,
культурно-досуговых   и   иных   услуг,
содействия  активному  участию  пожилых
граждан в жизни общества

Сроки реализации
Программы
Основные мероприятия
Программы





















-
-






















2002-2004 годы
обеспечение    повышения     социальной
защищенности,   улучшения   социального
положения   пожилых   людей,  повышения
уровня  их  адаптации   в   современных
условиях  и  активного  участия в жизни
общества;
содействие    субъектам      Российской
Федерации в создании  оптимальной  сети
учреждений   социального  обслуживания,
обеспечивающих           предоставление
социальных услуг пожилым людям;
осуществление  научно-исследовательских
и опытно-экспериментальных работ, в том
числе  социологических  исследований  и
опытно-экспериментальных     (пилотных)
проектов,  по   приоритетным   вопросам
социальной   защиты   граждан  старшего
поколения;
проведение научных форумов по проблемам
пожилых  людей  и  обмен  опытом  в  их
решении;
поддержка  деятельности    общественных
объединений  по защите прав и интересов
пожилых людей, оказанию им помощи

Исполнители мероприятий
Программы























-
























организации   Министерства труда    и
социального     развития     Российской
Федерации, Министерства здравоохранения
Российской    Федерации,   Министерства
культуры     Российской      Федерации,
Государственного   комитета  Российской
Федерации        по         статистике,
Государственного   комитета  Российской
Федерации   по   физической   культуре,
спорту    и    туризму,   Всероссийская
общественная   организация    ветеранов
(пенсионеров) войны, труда, Вооруженных
Сил   и   правоохранительных   органов,
общество        "Знание"        России,
Республиканский   (федеральный)    фонд
социальной     поддержки     населения,
Российская  академия  наук,  Российская
академия  медицинских наук,  Российское
общество   Красного   Креста   и   иные
организации и общественные объединения,
определяемые  на  конкурсной  основе  в
соответствии   с   Федеральным  законом
"О конкурсах на размещение  заказов  на
поставки   товаров,  выполнение  работ,
оказание  услуг   для   государственных
нужд"

Объем и источники
финансирования Программы

























-


























средства федерального   бюджета  -  928
млн.  рублей,  из  них  государственные
капитальные      вложения    -    336,5
млн. рублей, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские  работы  -  11,5
 млн. рублей, прочие текущие  расходы  -
580 млн. рублей, в том числе:
в 2002 году - 356,72  млн.  рублей,  из
них     государственные     капитальные
вложения   -   196,5    млн.    рублей,
научно-исследовательские              и
опытно-конструкторские  работы  -   4,5
млн.  рублей,  прочие текущие расходы -
155,72 млн. рублей;
в 2003 году - 267,1 млн. рублей, из них
государственные капитальные вложения  -
65             млн.             рублей,
научно-исследовательские              и
опытно-конструкторские   работы  -  3,5
млн.  рублей,  прочие текущие расходы -
198,6 млн. рублей;
в 2004 году - 304,18  млн.  рублей,  из
них     государственные     капитальные
вложения    -    75    млн.     рублей,
научно-исследовательские              и
опытно-конструкторские  работы  -   3,5
млн.  рублей,  прочие текущие расходы -
225,68 млн. рублей





средства бюджетов субъектов  Российской
Федерации   -  39,81  млн.  рублей  (по
согласованию)



внебюджетные       источники        (по
согласованию)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы





















-























усиление  защиты   прав    и   законных
интересов пожилых людей;
улучшение социального положения граждан
старшего поколения за счет выравнивания
региональ ных   показателей  социального
обслуживания,  приближения  состава   и
объема    предоставляемых    услуг    к
потребностям общества;
создание учреждений   нового  типа  для
предоставления пожилым  людям  жизненно
важных услуг (геронтологические центры,
дома малой вместимости, дома временного
пребывания,      геронтопсихиатрические
центры,  мобильные  социальные  службы,
больницы    медико-социальной   помощи,
хосписы,  центры  (клубы)  для  пожилых
людей);
повышение уровня  социальной  адаптации
пожилых  людей  и  упрочение социальных
связей;
усиление   координации     деятельности
органов     государственной     власти,
организаций  и общественных объединений
по  предоставлению  гражданам  старшего
поколения социальных услуг

Система контроля за
исполнением Программы






-







контроль за    реализацией    Программы
осуществляется в установленном  порядке
Министерством   труда    и  социального
развития Российской Федерации совместно
с Министерством экономического развития
и  торговли  Российской  Федерации,   а
также   Министерством   промышленности,
науки и технологий Российской Федерации
в части научно-исследовательских работ

     

     

Введение

Одной из особенностей современной демографической ситуации является высокая численность лиц пожилого возраста (30 млн. человек). В перспективе (после 2007 года) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.

Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Важным шагом в этом направлении явилась реализация в 1997-2001 годах федеральной целевой программы "Старшее поколение", в рамках которой осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей.

В результате реализации этой Программы оснащены новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста, и автотранспортом учреждения социального обслуживания и медицинские учреждения. Начали действовать экспериментальные физкультурно-оздоровительные центры для пожилых людей. В ряде малых городов, в сельской местности открыты центры (клубы) для пожилых людей. Направлены средства на завершение строительства и реконструкцию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в 23 субъектах Российской Федерации. Выполнены опытно-экспериментальные и научно-исследовательские работы по актуальной тематике, в том числе в 6 субъектах Российской Федерации реализован пилотный проект "Оптимизация системы социального обслуживания граждан старшего поколения". Принятие Программы явилось стимулом к разработке в более чем 40 субъектах Российской Федерации программ социальной защиты пожилых людей.

Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения на основе изменения политики доходов, усиления их правовой защиты, предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей государственной социальной политики в России.

Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы (далее именуется - Программа) разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 января 2001 года N 79-р.

Программа подготовлена Министерством труда и социального развития Российской Федерации при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

За период с 1997 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Российской Федерации претерпели определенные изменения.

Показательно, что общая численность пожилых людей с 1998 года снижается (1997 год - 30,5 млн. человек, 1998 год - 30,58 млн. человек, 1999 год - 30,44 млн. человек, 2000 год - 30,18 млн. человек), однако продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше (1997 год - 1,24 млн. человек, 1998 год 1,31 млн. человек, 1999 год - 1,34 млн. человек, 2000 год - 1,39 млн. человек).

Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время российские женщины живут дольше мужчин на 12 лет.

Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне.

Большинство пожилых людей проживает в городах (21,3 млн. человек). Старение населения сильнее выражено у сельских жителей: в 1999 году среди сельских жителей пожилые люди составляли 23,2 процента, среди жителей городов - 19,9 процента.

В период до 2007 года процесс старения временно стабилизируется. Доля лиц пожилого возраста предположительно будет составлять 20,6 процента общей численности населения страны.

В дальнейшем, в период до 2016 года, ожидается, что процесс демографического старения населения Российской Федерации отразится на возрастной структуре населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 год - 22 процента, 2014 год - 23,8 процента, 2016 год - 24,8 процента).

При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения России в долгосрочной перспективе сохранится.

Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.

Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

На начало 2001 года в Российской Федерации насчитывалось около 3 тыс. учреждений социального обслуживания, а также свыше 16 тыс. различных подразделений в структуре центров социального обслуживания или органов социальной защиты населения, предоставляющих социальные услуги пожилым людям. Социальные услуги в 2000 году были оказаны более 14 млн. пожилых людей (46,5 процента общего числа граждан пожилого возраста). Основная часть пожилых людей получала услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях, более 200 тыс. человек - в стационарных учреждениях.

Вместе с тем в целом по России около 5 млн. граждан старшего возраста, относясь к категории одиноких или одиноко проживающих, могут нуждаться в социально-бытовых и других услугах. Из них 1,5 млн. человек нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе около 300 тыс. человек - в социально-медицинских услугах на дому. Сохраняется очередность на получение мест в домах-интернатах (около 12,7 тыс. человек), потребность пожилых людей в социально-медицинских услугах, оказываемых на дому, удовлетворяется лишь на 77 процентов.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

В последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста как на федеральном, так и на региональном уровне.

Главным являлось обеспечение соответствия минимальной пенсии прожиточному минимуму пенсионера, а также периодическая индексация пенсий с учетом динамики средней заработной платы в стране.

В Российской Федерации трудовые пенсии по старости получают 28,8 млн. человек, социальные пенсии - 1,9 млн. пенсионеров. В 2000 году минимальный размер пенсии по старости (с учетом компенсаций) увеличен до 453 рублей, что составляет 48 процентов прожиточного минимума пенсионера. Средний размер пенсии (с учетом компенсации) составил 823 рубля (увеличение по сравнению с предыдущим годом на 58 процентов).

Вместе с тем средний размер пенсии составил только 31,2 процента средней заработной платы в экономике (в 1996 году - около 37 процентов), а реальный размер пенсии - 128 процентов к 1999 году.

Средние размеры пенсии с 1 февраля 2001 г. составили: с учетом индивидуального коэффициента пенсионера - 1040 рублей, без учета индивидуального коэффициента пенсионера - 670 рублей. С 1 марта 2001 года в целях повышения жизненного уровня пенсионеров установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, составляющий 600 рублей. Предусмотрено дальнейшее повышение государственных пенсий.

Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

     

     

2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, дома (отделения) временного пребывания, геронтопсихиатрические центры, мобильные социальные службы, больницы медико-социальной помощи, хосписы, центры (клубы) для пожилых людей и другие);

разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;

содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;

поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, а также путем продолжения образования в "третьем возрасте";

усиление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;

проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2002-2004 годы. Программа реализуется в три этапа.

На первом этапе (2002 год) предусматривается формирование органа управления реализацией Программы, установление договорных отношений между государственным заказчиком и основными исполнителями Программы, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в реализации мероприятий Программы.

На втором этапе (2003 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будет проведена оценка хода выполнения мероприятий первого этапа, подготовка при необходимости в установленном порядке предложений по их корректировке.

На третьем этапе (2004 год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах пожилых людей, на основе полученных в ходе реализации мероприятий Программы результатов, в том числе в рамках опытно-экспериментальных (пилотных) проектов.

4. Система программных мероприятий

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение N 1).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»